Консультация для родителей. " Готовим руку к письму".
консультация (подготовительная группа)

В школе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, не получается правильное писание букв, теряется рабочая строка, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Дети 5-6 лет с трудом ориентируются при письме в пространственных характеристиках: правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, и т.д. Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx169.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Консультация для родителей

                                          «Готовим руку к письму»

В школе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с

письмом: быстро устает рука, не получается правильное

писание букв, теряется рабочая строка, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации

произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все

это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Письмо

сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к

обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в

систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая

тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при

помощи взрослого.

Дети 5-6 лет с трудом ориентируются при письме в пространственных

характеристиках: правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, и т.д. Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над

мелкой (тонкой) моторикой рук. О развитии мелких движений пальцев можно судить,

наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он

постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких

движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и

эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления

самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и,

более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна

именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы,

необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком

двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на

парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем

внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и

координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, общее

интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовка к овладению навыком

письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и

ручной умелости.

Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

Пальчиковая гимнастика. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму

начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения

детьми разнообразных графических упражнений.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным

материалом. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее

действие. Детям предлагается: сортировать по цвету, форме, размеру (можно

предложить ребенку рассортировать различные виды семян с помощью пинцета),

угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем.

Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или

камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Занятия с пластилином.

Шнуровки. Застёжки.

Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

Игры с мозаикой. Пазлы.

Вырезание ножницами. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую

роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует

скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание

различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное

занятие для будущих первоклассников.

Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными

карандашами, мелом, акварелью и т.д.

Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных

полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Графические упражнения. «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по

точкам», «Соедини точки» и др.

Штриховка. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не

выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать

штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и

снизу-вверх важно при формировании почерка.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Простой и эффективный способ

подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки,

ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие

тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и

координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не

фломастерами. Довольно часто мы торопим события, усаживая дошкольника за

школьные прописи. А ребенок старается сверх сил и огорчается, чувствуя, что не 

оправдывает наши надежды. Или же, что гораздо хуже - начинает бояться будущих

уроков и всего что с ними связанного. Самый короткий путь к учебе - через игру и

живой интерес. Важно, чтобы подготовка к письму не превращалась в скучную

механическую работу. Поэтому вы должны заинтересовать ребенка, увлечь его.

Придумывайте различные истории, смешные задания.

Вашему вниманию предлагаются некоторые

упражнения и игры:

Графическое упражнение «Нарисуй фигуры»

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую одну маленькую. Дайте

ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а

вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей

фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

 Игра «Раскрась правильно».

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо,

линиями, параллельными друг другу.

Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных

предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика.

Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии,

параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

Игра «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных

направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

Игра «Чем не Золушка?».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).

Описание: родитель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность,

перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его

помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Буква растет».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.

Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы -

одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения

или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще

больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом

довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

Игра «Чудесная клеточка».

Рисуем по клеточкам и раскрашиваем

C:\Users\Детский сад\Desktop\по клеткам.jpg

                                                                 

                                                                                       Составитель :Стафеева  О.А.

                                                                                                Воспитатель 1 квалиф.катег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

Консультация для родителей «Готовим руку к письму»

Скоро дети пойдут учиться в школу.Им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать. Для того чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быст...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Развитие графических навыков - еще один необходимый аспект подготовленности ребенка к обучению в школе....

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

. Письмо-это сложный навык, который требует выполнения тонких, графических  движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, зрительной сосредоточенности....

Консультация для родителей «Готовим руки к письму».

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Рекомендации для родителей по подготовке руки дошкольника к письму...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий....