Главные вкладки

    Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста
    консультация (младшая группа)

    Евдокимова Вера Владимировна

    Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

    "Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями".  (Л. С. Выготский).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕКЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Педагоги и психологи отмечают, что современные дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы нередко ограничены, а игры однообразны. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

    Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».  (Л. С. Выготский).

    Обучение детей театрализованным играм позволяет педагогам интегрировать в этом процессе все пять образовательных областей:

    1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Театрализованные игры помогают  успешной социализации детей, решая важные задачи:

    • Развитие умения слушать друг друга, думать и сопереживать, постепенно овладевать искусством общения друг с другом.
    • Развитие  внимания к действиям партнера, что является необходимым и первейшим условием подлинного общения, умения видеть, слышать, воспринимать партнера, поддерживать его в процессе игры и взаимодействовать с ним.
    • Воспитание гуманных чувств. У детей формируются представления о честности, справедливости, доброте, воспитывается отрицательное отношение к жесткости, хитрости, трусости, развивается способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок. Формируется чувство сотрудничества и взаимопомощи,  стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
    • Обучение детей культуре речевого поведения, совершенствование  навыков речевого этикета, вежливой речи, особенно той стороны речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
    • Развитие творческой самостоятельности детей, способности передавать образ героя, его характер, пластикой своего тела, движениями театральных кукол, мимикой и выразительной речью.
    • Воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, к театру как мировому искусству.

    2. ПОЗНАНИЕ. В каждой возрастной группе обучение детей основам актёрского мастерства имеет свои особенности, способствующие развитию психических процессов – памяти, восприятия, образного и логического мышления, воображения, развитию познавательного интереса. Для этого мы используем разные формы работы:

    • Артикуляционные игры;
    • Пальчиковые игры;
    • Пантомимы;
    • Декламирование малых литературных форм;
    • Кукольные спектакли;
    • Мини – постановки.

    Театральные игры выступают одним из возможных способов познания мира,

    3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить!» К.С. Станиславский. Работа над театрализованной деятельностью помогает нам:

    • Воспитывать звуковую культуру речи. Используя игры-упражнения из сценической речи, развивать у детей четкую и ясную дикцию, активизировать работу физиологического и речевого дыхания, полётности звучания голоса.
    • Воспитывать культуру речевого общения. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, вводя в употребление в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого, способствовать развитию связной речи в целом.

    Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

    • Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

    4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Театр, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

          Важнейшим в театральных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль. Необходимо стремиться к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Важно, чтобы маленькие актёры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, пробовали себя в разных ролях, используя мимику, пластику, песенные танцевальные и игровые импровизации.

             

                Музыкально-театральные игры оказывают положительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей,  на формирование эстетического чувства, развитие игрового поведения, способность творчески относиться к любому делу.

    5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Значение театрализации в физическом развитии дошкольников очень важно и с точки зрения двигательной активности: пластики, ритмичность, координация движений, и с точки зрения психо - эмоционального благополучия детей.

    От чего зависит успех или неудача театрализованной игры, утренника, праздника?  Каждый педагог размышляет над этой проблемой. Анализируя опыт ярких, удачных спектаклей приходишь к выводу, что успех гарантирован, если:

    • Дети и воспитатели любят друг друга,
    • Малыши и музыкальный руководитель испытывают взаимную приязнь,
    • Между музыкальным руководителем и воспитателями достигнуто обоюдное взаимопонимание.                                                 

    Если все эти три составляющие присутствуют, то наша взаимная любовь выделяет в зал поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным (конечно, если предварительно проделана огромная работа по обучению детей, развитию в них творческого начала). Эта положительная энергия влияет и на нас, взрослых, а так же на самих детей, и они чувствуют себя необыкновенно расковано, играют с большим подъёмом и воодушевлением. Если же одно из звеньев разорвано, то мощного потока не получается и театрализованная игра становится тусклой, неинтересной. Нет той изюминки, которая может сделать спектакль ярким. Формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлечённых любимым делом.

    Из всего вышесказанного можно сделать ВЫВОД:

    Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку дают возможность «раскрыться» его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с нами, взрослыми,  своими проблемами, а нам узнать и для себя по-новому открыть его. Детей надо так учить, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от педагога. Увлеченность содержанием занятий, творчество, проявленное в выполнении упражнений, товарищество в работе – все это составляет важный вклад в процесс формирования высших духовных потребностей каждого ребенка, и чем больше заинтересованы дети занятиями, тем полнее и явственнее проявляются их индивидуальные особенности и возможности.

    РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ. Важно, чтобы в творческом педагогическом процессе всегда активно участвовали родители ребенка. В этом случае результат воспитательного процесса значительно повысится. В дошкольном возрасте (особенно в младшей и средней группах) главным и самым значимым партнёром в игре являются родители, папа и мама, бабушка и дедушка.

    • Желательно, чтобы родители поддерживали  интерес ребенка к театрализованной деятельности. 
    • По мере возможности старались  присутствовать на детских спектаклях  и праздниках.
    •  Помогали в изготовлении костюмов, театра своими руками.
    • Обсуждали с ребенком перед спектаклем или праздником  особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля или праздника – полученный результат.
    • Отмечали  достижения и определяли пути дальнейшего совершенствования. Поддерживали юного артиста эмоционально.                             
    • Предлагали исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогали разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. Сами становились активными участниками домашнего театра.
    • Рассказывали знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывали ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
    • Постепенно вырабатывали у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
    • По мере возможности организовывали посещение театров или просмотр видеозаписей  театральных постановок.

    Только создав единое воспитательно – образовательное пространство «Детский сад – семья – ребёнок» мы сможем помочь ребёнку развить его природные способности, раскрыть его творческий потенциал.

      В ноябре 2019 г.  мы предложили родителям принять участие в создании театра для    «Крошки Енота».

          C:\Users\vera\Documents\Кукольный театр\Слайд1.JPG                C:\Users\vera\Documents\Кукольный театр\Слайд3.JPG

          C:\Users\vera\Documents\Кукольный театр\Слайд2.JPG                C:\Users\vera\Pictures\куклы - рукавички.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста

    Целенаправленная систематическая и планомерная раота по развитию у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мо...

    Выступление "Особенности организации работы по театрализованной деятельности в группе детей младшего дошкольного возраста"

    Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр...

    «ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте, является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста,...

    Презентация на ГМО "Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста"

    Презентация на ГМО "Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста"...

    Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

    Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...