Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе
статья

Елена Анатольевна Герасимова

Влияние РППС на формирование у детей эмоцианального равновесия "Радуга эмоций"- уголок уединения в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_uedineniya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Нововоронежский детский сад № 4

Доклад на тему: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»

Выполнила: Герасимова Е. А.

Воспитатель

г. Нововоронеж

Содержание

Введние

  1. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на эмоционального равновесия
  2. "Уголок уединения", как средство борьбы с отрицательными эмоциями у детей
  3. Наполнение уголка уединения
  4. Нестандартное оборудование в уголке уединения

Вывод

Введение

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования.

Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Предметно-развивающая среда в ДОУ включает всё, что доступно восприятию ребёнка и использованию им в практической деятельности. Среда должна быть наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития; тем содержанием, которое для некоторых детей ещё остаётся загадкой и временно недостижимо.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на эмоционального равновесия

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций. Предметно-развивающая среда включает в себя цветовое решение группы, объекты живой природы (комнатные растения, аквариумы и террариумы, мини-теплицы), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).

Цветовая гамма окружающих предметов непосредственно влияет на эмоциональное состояние детей. Так как каждый цвет оказывает определённое воздействие на психоэмоциональный фон ребёнка (успокаивает, возбуждает, притягивает, отталкивает, утомляет), то необходимо учитывать назначение каждой зоны при её оформлении. Не следует оформлять спальную комнату в ярко-красных тонах, а игровую зону можно, наоборот, сделать солнечной.

Немаловажным фактором в развитии положительных эмоций является общение детей с природой даже в закрытом помещении. Именно поэтому, создавая уголки природы, очень важно подбирать картины-пейзажи, радующие глаз, то есть, несущие положительный эмоциональный заряд.

Следует учитывать, что каждый предмет, с которым общается ребёнок, должен быть как обучающим, так и воспитывающим определённые качества и эмоции. Опрятная и красивая кукла притягивает взгляд и побуждает ребёнка следить за своим внешним видом. В целях предотвращения негативных эмоций и агрессии необходимо постараться свести к минимуму наличие в игровой среде игрушек, издающих неприятные для слуха звуки и превращающие игру в «боевые действия» (пистолеты, роботы-захватчики).

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

В игровой зоне не маловажную роль занимает  уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. Социальные навыки и эмоции детей развиваются посредством театрализованной игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками, а также формировать умение оценивать поступки свои и других людей необходимо на специально организованных занятиях, построенных в форме театрализованной игры. Именно игра является ведущей деятельностью дошкольников. С помощью игрового воображения ребёнок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых, превращаясь в них чисто эмоционально. Влияние игры на чувства детей огромно, так как она обладает притягательной способностью завораживать, вызывать волнение, азарт и восторг. Театрализованная игра характеризует эмоционально-нравственные проявления ребёнка, предоставляя возможность судить о его навыках общения.

Помимо игровой зоны важную роль в формировании эстетического вкуса и положительных эмоций играет столовая: красиво и правильно сервированные столы, чистые скатерти, доброжелательная обстановка во время приёма пищи.

        Понимая это, надо нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортно психологического климата.

Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, - это личностно-ориентированный педагогический процесс.

Первая ступенька, на которую ступает большинство детей, - ступенька яслей. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Ребёнка окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания.

Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДОУ.

Предметно-развивающая среда должна стимулировать творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создавать психологический комфорт для каждого из них.

Детский сад - особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. И поэтому  нужно стремиться привнести в интерьер элементы домашней обстановки, также внести новые веяния оформления (предметы мебели, торшеры, холодильники и т. д.).

При оформлении помещений в детском саду нужно создать цветовой комфорт: "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал), использовать палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Предметно-развивающая среда должна создаваться с учетом индивидуальных особенностей детей, а также эмоциональных состояний. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому в группах должны быть созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился - можно выходить и снова включаться в общую суету.

Необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

"Уголок уединения", как средство борьбы с отрицательными эмоциями у детей

Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду?

Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу.

Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.

Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным. Здесь на помощь воспитателю придут легкие конструкции: ширмы, невесомые драпировки. Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта.

При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.

Наполнение уголка уединения

Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.

Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.

Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».

Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.

Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.

Нестандартное оборудование в уголке уединения

Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.

С этой функцией отлично справятся:

• Подушки для битья.

• Коробочка «Спрячь все плохое».

В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)

• «Стаканчик для гнева».

Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:

• «Доска настроения»

Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

• «Зеркало моего настроения»

Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.

Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.

Выводы

1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.

2. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

3. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уголок уединения" в группе ДОУ

Мастер класс "Уголок уединения" поможет воспитателям и родителям самостоятельно сделать модуль.Содержание мастер  класса:1. Этапы сборки:     № 1 (из чего и как сделать ширму)...

Уголок уединения в группе детского сада

Уголки уединения можно обнаружить во многих детских садах. Во все времена заботливые воспитатели, наблюдая за тем, как ребятишки прячутся под столом, в шкафу, а иногда в своих кабинках, отделяли в про...

Уголок уединения в группе.

Уголок уединения в группе....

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы "Радуга эмоций и чувств"

Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и...

Доклад на тему: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»

Доклад на тему: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»

Консультация для сотрудников ДОУ о необходимости и пользе создания уголка уединения и релаксации для детей в группе....