"Формы и методы работы, применяемые для развития национального самосознания и творческой активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений"
статья

Мельниченко Елена Геннадьевна

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой, местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Пути решения, действительно, могут быть различны, главное – достижение цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_4.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы, применяемые для развития национального самосознания и творческой активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

Каким содержанием будет наполнена работа по приобщению к ценностям народной культуры, решают сами педагоги. Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой, местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Пути решения, действительно, могут быть различны, главное – достижение цели. Интегрированные занятия включают различные виды деятельности: познавательную художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия  определяется доминирующий вид деятельности: одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом - музыкальная, в третьем - познавательная.

Вместе с тем есть темы, где разные вид деятельности являются равнозначным! Например, на занятии по развитию речи по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. На занятии по рисованию и конструированию изготавливают и украшают праздничные атрибуты. На музыкальном - разучивают песенки и хороводные игры. На физкультурных знакомятся с подвижными играми разных народов, и как результат все включается в развлечение с детьми.

В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Наша столица Нальчик»», «Моя Кабардино - Балкария», «Игра-путешествие», «Это мы должны знать», «Сказка о толерантности» и др.) . Видеопросмотры используются на занятиях, и в свободное время во вторую половину дня. Видеоматериалы включают специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематики. Видеопросмотры позволяют, во-первых, создать у детей динамические наглядные образы жизни и деятельности разных народов; во-вторых, расширить кругозор - дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.

 На занятиях проводятся познавательные, этические, эвристические  беседы («Я в многонациональной семье», «Наши праздники» -День города, День Республики), во время которых дети знакомятся  с особенностями этноса и обогащают  представления  разнообразии традиций, обычаев разных народов) ;

 Беседы проводятся  и в свободное время, например, во время утреннего приема детей или прогулок. Они строятся на основе:

- знаний детей о жизнедеятельности в семье, т.к. каждая семья имеет свой национальный уклад жизни;

- наблюдений, в ходе экскурсий и досугов, которые помогают приобрести знания в области культуры разных народов и межнационального общения.

 Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой  дают детям колоссальный эмоциональный заряд и обостряют наблюдательность, восприятие, обогащают чувственный опыт, а следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Ежегодно с детьми проводим: Моя Кабардино - Балкария: Рождество, Масленица, Пасха.  

В нашем детском саду каждый год проводится праздник  Масленица. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника.

 В Дошкольном отделении проводятся фольклорные концерты и театрализованные представления. Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно-театрализованных представлений (постановки сказок, национальных танцев).  

Фольклорные концерты и театрализованные представления организуются с участием педагогов, детей и их родителей представляют возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя другой национальности. Концерты, в которых песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.).

 Целевые прогулки, экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края .Задачи данного вида деятельности - активизировать имеющиеся знания, обогатить опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне занятий.

На прогулках предлагается  детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заостряется  внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих Нашему краю  и географической широте. Это позволяет детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.

Экскурсии, посещение памятников, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.

Наши педагоги используют разнообразные  методы и приемы активизации процесса формирования этнокультурной осведомленности детей:

 Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.

 Например, для выявления уровня информированности детей мы используем игры по типу «Съедобное - несъедобное» -  «Старинное – не старинное» (используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти - туфли, косоворотка - рубашка, стиральная доска - машина и т.д.)  Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет слово, а дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч) или как дидактические (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное» и др.).

 Дидактические игры с краеведческим содержанием создают большие возможности для реализации проекта по этнокультурному воспитанию дошкольников. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире».  

 Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.

Например, предлагается  представить, что дети в лесу, в горах, в другой республике или стране и т.д.; имитировать вещи заменители; полетели, как птицы, поскакали как джигиты.

Метод игра - путешествие используется для уточнения знаний детей.

Краеведческие игры сплачивают детей, развивают их активность, любознательность, фантазию, творческие способности. Поэтому, мы считаем, что краеведческие игры являются мощным педагогическим инструментов в ээтнокультурном воспитании старших дошкольников.

Метод -сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей. Например, пришла бандероль с подарками, выполнение различных игровых действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе представителя другой национальности) и др.

Словесный метод.

Ценным приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну - все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую - все относящееся к кабардинской и балкарской культуре».

Прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставятся вопросы, которые побуждают детей  на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний   сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.

       Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами и картами.

Метод проектов, предполагает организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей в сборе изучении, анализе, а затем презентации материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства разных народов.

Темы исследований предлагаются воспитателями в соответствии с тематическим планом, или выбираются самостоятельно членами семьи. Приведем темы некоторых исследовательских проектов: «Образ Бабы Яги в славянских сказках» «Назначение полотенца в крестьянском быте», «Церемония чаепития» «Родословная моей семьи» и т.п.Все перечисленные методы используются педагогами в разных организационных формах и видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...

Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).

Четырнадцатый раз на сцене  ДДТ город  Донской проходит детский фестиваль  «Солнечный лучик». В этот раз все увидели  инсценировку, музыкальной сказки  «Дюйм...

Работа по педагогическому просвещению родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений

Одним из направлений в работе с родителями в нашем  ДОО является организация совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения через просвещение....

«Использование физкультминуток, как одной из форм двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении»

Выступление на учебной практике для студентов Ковдорского политехнического колледжа «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» с маст...

Включение воспитанников дошкольного образовательного учреждения в современное культурное пространство как средство самореализации и формирования у них мотивации к развитию

laquo;Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимостиот непосредственно окружающего ре...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...