Формирование математических данных в раннем возрасте
статья (младшая группа)

Устюжанинова Галина Алексеевна

Формирование математических представлений у детей раннего возраста

Математика возникла очень и очень давно. Она, как и другие науки, развивается, обогащается, новейшими теориями преобразовывается в ответ на запросы современной жизни.

Современная компьютеризация определяет повышающуюся роль развития математической подготовки нового подрастающего поколения. В мир математики дети входят с раннего детства. Ведь ранний возраст это стартовый период жизни человека, где закладываются первоосновы мышления, интеллекта, познавательной активности.

Формирование математических представлений в раннем детстве тесно связано с развитием сенсорного опыта детей – развитие восприятия о свойствах предметаформа, величина, ориентировка в пространстве и т. п. Именно ранний возрастблагоприятен для совершенствования работы органов чувств и накапливания представлений об окружающем их мире.

Условия необходимые для успешного освоения математического материала, возникают не сразу, они формируются постепенно. Нужно особенно подчеркнуть значение, которое имеет для формирования математических представлений такого вида деятельности, как игра. Игра один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиями с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Высоко оценивая значение игры, В. А Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[4].

В результате игровой деятельности формируются и совершенствуются память, мышление, внимание, развивается коммуникативная деятельность.

Включение дошкольника в разносторонний игровой процесс, который способен удовлетворить его духовные запросы и потребности, реализовать индивидуальные наклонности, важно при обучении детей математике.

Наиболее лучшей формой обучения формированию математических представлений – дидактическая игра, где задания даются в игровой форме. Играя, ребенок видит свой результат, что вызывает чувство радости.

При освоении первых представлений о форме и величине обращаем внимание на размер предметов. Например, показывая маленькую матрешку, передаю её в руки ребенка с проговариванием «Маленькая матрешка». После того как ребенок её исследовал, передаю ему большую матрешку с проговариванием «Это большая матрешка». Потом ставим обе матрешки на стол и сравниваем, а затем просим показать, где большая матрешка, а где маленькая. Чтобы дети научились различать предметы по форме: кубик и шарик, учим их сравнению – шарик катиться, а кубик нет, мешают уголки. Далее используем прием обведения предмета пальчиком ребенка. По шарику пальчик движется плавно, а по кубику бежит, раз и об уголок укололся.

Для развития представлений о форме и величине используем различные манипулятивные действия с предметами: собирание кубиков и шариков (медвеженок нес кубики и шарики зайчатам, запнулся и все рассыпал - нужна наша помощь); собирание пирамидок; составление картинки из двух пазлов; игрушки – вкладыши (матрешки, ягодки, грибочки); игры «Построим матрешек на зарядку», «Найди тех, кто меньше (больше….», «Пригласим большую (маленькую) матрешку в гости» и т. д.

В раннем возрасте накапливаем опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. В начале, ориентировка в частях собственного тела – глаза, ушки, ноги, руки т. д., далее обращаем внимание на то что их окружает в детском саду: на участке (прогулка, приемная (раздеваются и одеваются на прогулку и домой) групповой комнате (играют, спальне (спят, туалетная (моют руки, ходят на горшочек). Пространственной ориентировке способствуют игры«Где сидит собачка?»«Куда спрятался котенок?»«Спрячем шарик от зайки» и т. д.

В раннем возрасте формируем представление: о сезонных признаках в природе снег, мороз – зима: ручьи бегут, листочки появились – весна; и т. д. ; частей суток: утро – солнышко встает, детки идут в детский сад; день – все родители на работе, а дети в детском саду и т. д.

Для знакомства с простыми знаниями о множестве используем группы однородных игрушек, например «Соберем зайчиков» и определяем их количество словом – «много» или «Кто к нам пришел?» - определяем их количество словом – «один». С целью закрепления этих понятий используем: игрушки, пальчиковые игры, рассматривание картинок и т. д.

И все же нельзя только на базе детского сада дать полный объем знаний. Семья в воспитании ребёнка играет основную, долговременную и важнейшую роль. Только в сочетании детского сада и родителей создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Мы считаем, что, формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является одним из важных условий полноценного развития ребенка, которые служат основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения общих и математических понятий далее в детском саду и в школе.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район      Образовательный про...

Программа по теме самообразования "Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формировани фундаментальных психических функций, без должного развития которых нельзя говорить об успешности ребенка в современном мире....

Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный...

Методическая разработка "Формирование сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3 года) "

Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная  задача:  помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математичес...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование элементарных математических представлений детей раннего возраста»

Цель консультации: обогатить знания воспитателей о методах и приемах формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей раннего возраста. Тема "Наведем порядок в лесу"

Окружающий нас мир наполнен массой интересных вещей. Задача воспитателя: дать детям первые понятия о том, что  видят вокруг. Для детей раннего возраста предметы имеют полярные значения "боль...