Консультация для педагогов "Организация двигательного режима и трудовой деятельности в зимний период на прогулке"
методическая разработка

Рунова Ольга Вячеславовна

Консультация для педагогов, как организовать прогулку с воспитанниками в зимний период с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья. Какие необходимо создать условия на прогулочном участке, использовать формы работы с детьми и на что необходимо обратить внимание, чтобы избежать травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

Организация двигательного режима и трудовой деятельности

 в зимний период на прогулке

Цель: Закрепить знания педагогов об общих принципах рациональной  организации прогулки в зимний период.

Прогулка один из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Активные движения на свежем воздухе зимой является эффективным средством закаливания детей. Укрепляют иммунитет и повышают сопротивляемость организма ребенка к простудным и  инфекционным заболеваниям. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит, являются отличным средством для борьбы с детским ожирением, а  в солнечную погоду (выработка в организме посредством ультрафиолета витамина D)  являются профилактикой перелома костей. 

Таким образом, прогулки на свежем воздухе это самое доступное оздоровительное и укрепляющее средство для  детей.

Общие принципы рациональной организации прогулки:

  1. учет региональных, климатических и сезонных особенностей;
  2. создание условий для оптимальной двигательной активности детей;
  3. использование различных форм  работы с детьми;
  4. учет возрастных закономерностей физического и психического развития детей, индивидуальных особенностей состояния здоровья;
  5. профилактика травматизма.

  1. Учет региональных, климатических и сезонных особенностей.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13  раздела XI.Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

  1. Создание условий для оптимальной двигательной активности детей.
  • Прогулочный участок должен быть расчищен от снега, чтобы дети могли свободно побегать и попрыгать.
  • Прогулочный участок помимо стационарного исправного оборудования должен быть украшен снежными постройками для организации игры (зайки, черепашки, мишки и др. ) и снежными постройками для стимуляции движений детей (снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты и др.)
  • Во время прогулки использовать игрушки и пособия, которые будут способствовать активизации детской деятельности (санки, лыжи, клюшки, шайбы для старшего дошкольного возраста, скатки для младшего и среднего дошкольного возраста, лопаты, ведерки, и др.)

  1. Использование различных форм  работы с детьми.
  • Игровые упражнения:
  • ходьба – по следам, ходьба, поднимая колени, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на горку, и спуск с нее, ходьба змейкой вокруг  снежных комьев и др.;
  • бег – до дерева, куста. змейкой, с ловлей и увертыванием и др.;
  • упражнения в равновесии – по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки и др.;
  • прыжки – на месте, с продвижением вперед, спрыгивание со снежных бугорков, прыжки вокруг сугроба и др.;
  • подлезание – под воротики, в снежные тоннели и др.;
  • метание – в цель, в даль, в верх и др..
  •  Подвижные игры:
  • вначале небольшими группами (игры малой и средней подвижности);
  • потом всей группой (игры малой и средней подвижности).
  • Спортивные игры и упражнения (для старшего дошкольного возраста):
  • катание на лыжах (навыки передвижения на лыжах и различные двигательные задания)
  • игра в хоккей (выполнение элементов: ведение шайбы клюшкой, не отрывая от шайбы, передача шайбы друг другу, задержание шайбы клюшкой, забивание шайбы в ворота и др.)
  • Самостоятельная деятельность:
  • ( могут влезать на снежные сооружения, прокатывать по снежным фигурам мячи, бросать снежки, набрасывать серсо, перешагивать через препятствия, бегать по дорожкам, обозначенным краской, организовывать игру со снежными фигурами (прятки) и др.)
  • Трудовая деятельность:
  • помогать сооружать постройки из снега (приносить снег в ведерках, раскладывать цветные льдинки, сгребать сугроб в центр или отбрасывать в стороны);
  • расчищать дорожки или площадки.

Физические упражнения и  подвижные игры (высокой подвижности)  проводят с детьми в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

Для поддержания интереса к играм,  игровым упражнениям и спортивным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и  двигательные задания.  

  1. Учет  возрастных закономерностей физического и психического развития детей, индивидуальных особенностей состояния здоровья;
  • Воспитателю необходимо планировать прогулку в соответствии с возрастом детей.
  • На прогулке контролировать самочувствие воспитанников,  не допускать переохлаждения или перегрева, обращать  внимание на страдающих хроническими заболеваниями детей.
  • Тактично переключать дошкольника на менее подвижную деятельность, при наблюдении у ребенка признаков чрезмерной нагрузки (покраснение лица, частое «шумное» дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движения).
  • Активизировать малоподвижных детей.
  • Во время занятия на воздухе (особенно зимой) необходимо уделять внимание носовому дыханию. При дыхании через нос воздух прогревается значительно лучше, чем при дыхании ртом. Таким образом, при дыхании через нос гораздо меньше опасности вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.

5. Профилактика травматизма 

Согласно практике, причинами травматизма во время прогулки могут быть:

  • отсутствие систематического инструктажа с детьми о правилах безопасного поведения на прогулке;
  • нарушение дисциплины;
  • бесконтрольность со стороны воспитателя;
  • неисправность игровых и спортивных сооружений;
  • плохой уход за территорией и насаждениями на участке;
  • Важно понимать, что зимой вероятность травм у детей гораздо выше, так как лед, сосульки, острые предметы под снегом несут угрозу безопасности.  Необходимо систематически очищать территорию от снега, своевременно удалять  сосульки с крыши веранды, посыпать наледь песком, о травмоопасных сооружениях участка информировать администрацию.
  • При ходьбе на лыжах необходимо выполнять правила: идти, соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции.
  • При выполнении игровых упражнений и подвижных игр беседовать о правилах безопасности, при необходимости страховать детей.

Найти интересное занятие для детей не так сложно, как кажется, надо просто захотеть. Правильно организованная прогулка педагогом, с использованием знаний общих принципов рациональной  организации прогулки в зимний период, повышает  интерес дошкольников к нахождению на свежем воздухе, обогащает их двигательный опыт,  активизирует самостоятельную деятельность детей. А уменьшение времени нахождения детей на улице отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Трудовая деятельность дошкольников во время организации прогулки"

Консультация для родителей:«Трудовая деятельность дошкольников во время организации прогулки»     Многие родители задаются вопросом: для чего ребенку в детском саду тру...

Консультация для воспитателей на тему: «Трудовая деятельность в летний период»

Консультация для воспитателей на тему:«Трудовая деятельность в летний период»...

Консультация на тему: «Игровая деятельность с детьми в зимний период на прогулке в детском саду и дома»

Прогулки в детском саду и дома зимой - прекрасное время для закаливания и развлечений на открытом воздухе. Данная консультация поможет как воспитателям в детском саду, так и родителям правильно и с по...

Консультация для родителей "Безопасность ребёнка в зимний период (на прогулке)"

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построит...

Консультация для родителей "Правила безопасности детей в зимний период на прогулке".

Консультация  для родителей "Правила безопасности детей в зимний период на прогулке"....

Консультация для педагогов на тему «Организация игровой деятельности в зимний период»

Значение зимней прогулкиЗим                                         Цель: формирование здоровог...