Обогащение словарного запаса ребенка в домашних условиях
консультация (средняя группа)
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими. Качественная характеристика словаря. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене). Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/12/10/458283cf-75c4-4b8d-856d-16d6b50e8505.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156262-1354448884.jpg)
Круглый стол для родителей "Обогащение словарного запаса ребенка с ОВЗ в домашних условиях" в рамках проекта "Ресурная школа" (семинар-практикум "Играя, развиваем")
Знакомство родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей с ОВЗ в домашних условиях. Родителям представлены игры, которые могут активно пременяться в домашних условиях с целью ра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-190608-1359392126.jpg)
Игры на обогащение словарного запаса ребенка.
В данной статье представлены игры на обогащение словарного запаса ребенка, которые будут интересн и полезны не только для педагогов, но и родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-1138147-1587712674.jpg)
Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях
Консультация для родителей«Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях»Главное условие - общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса. Ребенок с рождения облад...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-767194-1587659226.jpg)
Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях»
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1369374-1638702750.jpg)
«Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях».
обогащение словарного запаса детей в домашних условиях...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/14/picture-1368389-1694712981.jpg)
Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Их цель - сформировать у детей навыки складывать из отдельных час...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/16/picture-1472277-1692193435.jpg)
Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях
Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи- это задачи которые родители могут решать ежедневно....