СТАТЬЯ Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Олейник Елена Александровна

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.

 

Список литературы:

 

  1. Люблинская, А. А. Детская психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Н. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415
  2. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовнонравственных качеств [Электронный ресурс] / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №: 2. – С. 320-329.
  3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 10 т. / К. Д. Ушинский. – М. : АПН РСФСР, 1948. – Т. 2 : Педагогические статьи. 1857-1861 гг. – 655 с. .
  4. Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 44-51.
  5. Орлова, Н. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников: актуализация проблемы [Текст]: / А. П. Орлова, 52 Н. Э. Шабанова // Вестник Витебского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 75-81.
  6. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1986. – 416 с..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazki.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет. Все чаще встречаются примеры жестокости детей, агрессии друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Все это побуждает педагогов находить эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы нравственного поведения и отношения. Одновременно это очень благоприятно для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни [1]

На этом этапе закладывается фундамент для приобретения любых социальных навыков и знаний в будущем и формируется общий характер поведения, когда ребенок входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные морально-нравственных требования и обучает их реализации. В этот период происходит формирование дружеских отношений между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Нравственное воспитание – это основа знакомства ребенка с культурой, с помощью которого обеспечивается овладение норм и правил взаимодействия с природой и окружающими людьми

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления - все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка, рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям - Слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: «Сказка - символ единства народов».

В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.

Каждый народ имеет свои народные сказания, связанные друг с другом. В. Я. Пропп, русский лингвист, исследователь сказок писал: "Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство…".

Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии.

Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным.

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей.

Педагог может прибегать к методам разъяснения и убеждения. Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для нормальной жизни в коллективе. В разъяснении всегда раскрывается мотивация поступка, дается доказательство необходимости и пользы конкретных действий, суть которых - выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет целью убедить его в необходимости выполнения того или иного правила или недопустимости в будущем повторения совершенного поступка.

В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений. Они помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников. [3]

Работая со старшими дошкольниками, я заметила, что воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для современных детей.  Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста,  я сделала  вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Для чтения детям следует подбирать сказки, которые  способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. Нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Такую ценность в воспитании нравственных качеств у детей представляют сказки великого русского поэта А. С. Пушкина. Сказки для детей, написанные поэтом, одно из мощных средств воспитания нравственных качеств. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его сказок всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка.

В ходе работы со сказкой, следует использовать различные формы педагогического взаимодействия:рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Например, сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие и доброта в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка «Золушка»). Честность, справедливость, мудрость восхваляется («Мужик и медведь», "Лиса и козел"). Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».

Подведение итога такой деятельности состоит в том, что дети приходят к следующим умозаключениям: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».

Для усвоения вежливых форм общения прекрасно подходят игровые задания: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок» – детям предлагалось, перекатывая  мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький». Организуя игры из серии «Назови ласково героев сказки» формируются умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно. Игровое задание «Что хорошо – что плохо», также помогает детям понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

С целью формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста в работе над формированием нравственных качеств хорошие результаты показывает использование театрализованной деятельности,  так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных навыков поведения. Такой вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

 При работе со сказкой можно выделить несколько этапов:

- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. ¬ Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Наиболее эффективным путем использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков [4]. Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

- знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. В процессе слушания сказки, дети понимают и переживают его содержание, дают правильную оценку его героям. У них возникают ясные, конкретные образы: в своем воображении они представляют себе, как надо действовать в данной ситуации. Данный жанр преследует детей с раннего детства и до самого конца, постоянно учит житейской мудрости. Без него мировоззрение ребенка не смогло бы сформироваться. Кроме того, понимание добра и зла, любви, дружбы и других чувств стало бы искажённым. Именно поэтому сказка важна в жизни каждого, а её влияние ощущает даже старик.

Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки дети самостоятельно могут выбирали детей на роль героев сказки, разучивание ролей и подготовку костюмов следует проводить совместно с детьми, это дополнительно стимулирует интерес к сказке.. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложится в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сказка имеет большое влияние на детей, а также является очень действенным инструментом в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.

Список литературы:

  1. Люблинская, А. А. Детская психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Н. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415
  2. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовнонравственных качеств [Электронный ресурс] / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №: 2. – С. 320-329.
  3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 10 т. / К. Д. Ушинский. – М. : АПН РСФСР, 1948. – Т. 2 : Педагогические статьи. 1857-1861 гг. – 655 с. .
  4. Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 44-51.
  5. Орлова, Н. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников: актуализация проблемы [Текст]: / А. П. Орлова, 52 Н. Э. Шабанова // Вестник Витебского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 75-81.
  6. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1986. – 416 с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

СТАТЬЯ "Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...