Сообщение "Организация хозяйственно-бытового труда в группе детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Гусакова Татьяна Сергеевна

Организация хозяйственно-бытового труда в группе детей старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

«Организация хозяйственно-бытового труда в группе детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Гусакова Татьяна Сергеевна, воспитатель)

                                                                   

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

 Виды труда дошкольников.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности,     воспитания бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее),направлен наудовлетворениеэстетическихпотребностейчеловека.Этотрудпоизготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

В работе с детьми шестого года жизни уделяют большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно-бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после обеда помогают помощнику воспитателя убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки, стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и пр.); убирают постель. Дети должны это делать аккуратно, старательно .

Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода, оборудованием труда: мыть и сушить его после использования, хранить в порядке и в определенном месте, соблюдая правило: «Каждой вещи – свое место». Дети должны замечать беспорядок в группе и устранять его. На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций, прежде всего в процессе разнообразных поручений. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда.

У детей шести лет формируют умение дежурить: накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты. Они выполняют некоторые постоянные обязанности (убирать свою постель, игрушки, накрывать на стол).

Одновременно с поддержанием у детей интереса и уважения к бытовому труду взрослых воспитатель решает задачу формирования обобщенных представлений о том, что каждый должен трудиться для других.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирования целеустремленности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитания положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.

В работе с детьми старшей группы большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, помощник воспитателя поручает детям надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.

В. Г. Нечаева отмечала, что в процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду (работает аккуратно, быстро, внимательно). В ходе работы он обсуждает с детьми, какое она имеет значение. Дети оказывают систематическую помощь помощнику воспитателя. Очень важно строить совместную работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями какого-либо задания, но и видели в помощнике воспитателя организатора дела, ее трудолюбие, ощущали внимание к воспитанникам группы и более младшим детям .

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Содержание таких поручений различно и основывается на необходимости сделать что-либо для всей группы. Например, протереть лыжи, санки, которые летом стояли в сарае, а теперь, зимой, ими могут воспользоваться на прогулках.

Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнение общего задания: с чего они начнут работу, чтобы не запачкаться самим, не насорить и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Если приемы работы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает, как выполнять трудное или незнакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность.

Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца. Это очень важно, поскольку всегда имеется необходимость в том, чтобы навести порядок в группе или на участке .

Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, даваемая детям перед коллективной работой, должна создавать предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, помощника воспитателя) к хозяйственно-бытовому труду для окружающих – более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп.

Особое внимание следует уделять воспитанию навыков организации коллективного труда. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно, правильно, аккуратно; не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив ее; не стесняясь просить о помощи. Например, перед тем как начать уборку помещения (участка), воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть групповую комнату (участок) и определить, что необходимо сделать – объединиться по подгруппам, затем совместно с педагогом определить план работы. Каждой подгруппе воспитатель помогает наметить этапы работы, распределить обязанности. При такой форме организации труда каждый ребенок осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей (16, с.30).

Дети этого возраста уже отличают труд от игры и начинают получать большое моральное удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Правда, в трудовые действия они еще вносят элементы игры. Например, занимаясь довольно однообразной работой по уборке листвы на участке, ребенок превращает коробку, привязанную за веревку, в грузовик. Воспитатель должен поддерживать этот игровой настрой. Детскому труду всегда должны сопутствовать веселая шутка, поговорка, пословица, стихотворение:

Метлу взяла, весь двор подмела.

Всюду нос метла совала,

Но и не отставала.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите!

Е. Благинина

Следует чаще организовывать совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников. Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 ребят. Подводя итог работы, нужно обязательно дать оценку труда каждого ребенка

Детям этого возраста можно дать поручение научить выполнять ту или иную работу тех ребят, которые долго не посещали дошкольное учреждение, или новичков, малышей. Действенным приемом является также поочередное назначение детей ответственными за общие дела.

Целесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных – с ребятами, не проявляющими особого рвения и интереса к труду .

В руководстве трудом детей необходим индивидуальный подход. Ребенка, который еще слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях. Неуверенного ребенка нужно поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то все получится. Робких, безынициативных детей нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчиненном положении, объединять для работы с тем, кто не только умеет трудиться, но и является хорошим организатором.

В первое время воспитатель помогает детям распределить обязанности в совместном труде, разъясняет им правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами; если у кого что-то не получается, помоги; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам трудиться .

Когда дети научатся трудиться вместе слаженно, дружно, следует поручать им организовывать работу самостоятельно. Для ребят должен стать привычным еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Педагог заранее обсуждает с ребятами, кто каким видом труда и в какой последовательности будет заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.

Можно перед началом общей работы проводить беседы, в процессе которых воспитатель ненавязчиво советует детям, как лучше организовать работу. Включаясь в труд, он показывает ребятам рациональные и экономичные приемы работы, учит осуществлять самоконтроль, объясняет, что хорошего общего результата можно добиться, если каждый день будет выполнять свою работу добросовестно, укладываясь приблизительно в один и тот же отрезок времени.

Необходимо учить детей в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать (16, с.32). Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя вести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение не только к труду, но и к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

Малоактивным детям целесообразно давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более лёгких, интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно включать детей в коллективный труд, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего дела и получали от него радость.

В работе с детьми 5-7 лет используется такая форма организации труда, как поручения, рассчитанные на длительный срок (1-2 недели). Например, 2-3 ребятам можно поручить следить за порядком в уголке книги. Наряду с коллективной деятельности детям дают индивидуальные поручение, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодически, длительные, кратковременные). Некоторые поручения переходят в обязанности (все должны следить за порядком в шкафах) .

Дежурства детей носят более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах они уже приобрели определенные умения. Дежурные по столовой накрывают на стол, убирают грязную посуду. Дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия к занятию, а по окончании занятия убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек, к физкультурным – говорят (частично) оборудование и инвентарь.

В старшем возрасте вводятся дежурства по уголку природы. Дети дежурят по двое. Можно организовать дежурство по рядам: один ряд дежурит по столовой, другой – по подготовке материалов к занятиям, третий – в уголке природы. Когда сидящие за последними столами ребята отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется .

Интерес к дежурству поддерживается за счет расширения содержания труда дежурных. Например, дежурные по столовой красиво раскладывают салфетки в салфетницы, помогают помощнику воспитателя принести из кухни хлеб, салат, фрукты. Дежурным по занятиям можно поручить подготовить краски, предложить накануне проверить в порядке ли цветные карандаши, подобрать с помощью воспитателя раздаточный материал для счета и т.д.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагог всегда должен быть объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе наблюдались недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение при всех, либо наедине или только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей .

Важно привлекать детей к оценке своей их деятельности и деятельности товарищей, например, воспитатель может провести беседу о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности. Это способствует установлению хороших взаимоотношений между людьми, развитию умения вырабатывать общее мнение. Иногда дети выражают слишком резкие суждения о своих сверстниках, поэтому в ходе беседы педагог должен обращать внимание воспитанников на любые, пусть даже очень незначительные успехи детей, чаще других подвергавшихся критике .

Учить детей организовывать свою деятельность можно с помощью различных заданий. Например, педагог обращается к группе со словами: «Сегодня после занятий мы все пойдем на прогулку. Там мы будем играть в мяч, прыгать через веревочку, делать карандашные зарисовки. Надя, подготовь все необходимое. Я на тебя надеюсь!»

Дети должны получать в труде реальную физическую нагрузку. Это поможет им понять, что всякий труд требует определенного напряжения, способствует формированию привычки к трудовому усилию. В то же время необходимо помнить о том, что труд должен быть посильным для ребенка. Перегрузка, перенапряжение вызывают отрицательное отношение к труду .

Дети старшего дошкольного возраста любят, когда к ним обращаются как к взрослым: у них повышается интерес к работе, ответственность за порученное дело, за свой труд. Например, педагог подзывает к себе ребенка и говорит: «Анна Александровна, воспитатель младшей группы, попросила привести в порядок песочницу. Собери, Миша, пожалуйста, несколько ребят и поработайте на участке малышей. Надо им помочь!» Или: «Таня, сегодня у Оли день рождения. Организуй ребят, подумайте, как мы ее поздравим. Надо сделать Оле в такой день что-то приятное».

Если ребенок данного возраста выполнил задание небрежно, можно предложить ему переделать работу .

Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его труд. Когда выполненная им работа переделывается взрослыми в его присутствии, у ребенка теряется интерес к делу; складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.

Таким образом, методика организации хозяйственно – бытового труда включает организацию следующих форм: поручения, дежурство, организацию коллективного труда детей.

Поручение – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурство – это труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Коллективный труд – это форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.

К методике организации хозяйственно – бытового труда относится: беседа, совместный труд педагога и детей, положительная оценка, приведение положительного примера.

Список литературы

  1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
  3. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
  4. Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Куцакова Л.В. "Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие" – М.: Владос, 2005.
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
  8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста

В детский сад №85 Красногвардейского района Санкт-Петербурга я пришла работать в сентябре 2000 года и стала воспитателем старшей группы. При более близком знакомстве с детьми заметила, что они н...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Круглый стол с родителями «Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме трудового воспитания посредством ручного труда у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Задачи:1....

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Сад. Фрукты. Труд садовода» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:«Сад. Фрукты. Труд садовода»(для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)...

«Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта группы «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

           Знакомство с профессией - одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочаро...