"Экологическое воспитание детей раннего возраста".
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx | 311.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Экологическое воспитание детей раннего возраста»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95».
воспитателя 1 КК Голдиной Е.Г.
Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
Знакомство с миром природы начинается задолго до того, как ребенок скажет «мама», начнет ходить, откроет книгу.
Это детские погремушки в виде животных, рисунки на одежде. Так начинается связь с миром природы. Природные явления, объекты, окружающие ребенка с детства, ближе и легче для его восприятия, сильно воздействуют на его эмоциональную сферу.
Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить, которые трудно. Формирование любви к Родине начинается с ясельного периода, продолжается в дошкольном возрасте с учетом возрастных особенностей, доступности, постепенного усложнения материала.
В группе раннего возраста нужно:
- учить детей определять, что такое трава, цветы, дерево;
- наблюдать за домашними животными;
- учить различать лису, зайца, медведя, их особенности, через знакомство со сказками;
- различать по внешнему виду - овощи и фрукты, той местности, где живет ребенок.
Через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира, через людей к природе родного края формируется любовь к Родине.
Семья занимает важное место в воспитании чуткости отзывчивости к родной природе. Если родители с раннего детства совершают с детьми прогулки на природу. Обращают внимание на ее красоту в любое время года, суток, любую погоду. Учат детей удивляться форме деревьев, цвету неба, пению птиц, соблюдают правила поведения на природе с учетом ее сохранности, защиты, ребенок постепенно овладевает этими умениями, становится сам ответственным за природу.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, это могучий источник познания и воспитания. М. Пришвин писал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного образования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Так какие же методы можно использовать для ознакомления и приобщения детей к природе?
Все методы мы можем разделить на 3 вида:
- наглядные, к ним относятся наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ информативных фильмов, слайдов и т. д.
- практические, к ним относятся игры и игровые ситуации, которые помогают малышам применить на практике полученные знания, углубить их и закрепить.
- словесные, к ним относятся чтение рассказов, стихов, беседа.
Для детей младшего возраста наглядные методы будут наиболее эффективными.
Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники. На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Экспериментальная деятельность.
Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Предлагаем провести с ребенком опыт.
Опыт с яйцом и водой.
Материалы: 1.Две одинаковые банки с водой. 2.Два яйца. 3.Поваренная соль, ложка.
Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет. В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать. Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо. Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность. Наша задача: обогащать и расширять знания детей. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Для формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём. Хочется пожелать, чтобы вы и ваши дети стали настоящими друзьями природы. Вспомните и прочитайте детям стихи, понаблюдайте за красотой природы, ведь она так прекрасна в любое время года.
В гармонии с природой и с собою.
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Хочется еще раз отметить, что воспитание и образование ребенка — это самое главное занятие родителей, а природа вам в этом поможет.