Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"
презентация к уроку (младшая группа)

Юлия Ралифовна Бадретдинова

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий

 

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. 

   Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

     При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

развитие индивидуальности воспитанников;

развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

повышение интеллектуального уровня детей;

развитие креативности и нестандартности мышления.

     Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

    Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

здоровьесберегающие;

технологии проектной и исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные;

технологии «лэпбук»;

личностно-ориентированные;

игровые технологии;

технологии проблемного обучения и др.

    Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

компьютеры;

интерактивные доски;

магнитофоны;

телевизоры;

фотоаппаратура и т. п.

     Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

проведение различных развивающих игр;

просмотр иллюстраций и видеоматериалов;

разбор проблемных ситуаций;

совместное творчество и др.

      Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).

Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».

Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).

Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.

Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст).

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста.   

      Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.

Проектные технологии

        Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

     Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.

Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.

Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.

Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные              Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:

выбор направления инновационной работы;

разработку концепции и программы инновационной деятельности;

создание условий для реализации инновационного проекта;

подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.

Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы

Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.

Структура инновационного процесса:

Анализ и сбор информации.

Выбор и реализация новшеств.

Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

       Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое

       Применение лэпбука

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. 

    Технология игрового обучения

Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.

    Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности:

двигательные;

интеллектуальные;

психологические и т. д.

По характеру педагогического процесса:

обучающие;

тренировочные;

контролирующие;

познавательные;

воспитательные;

развивающие;

диагностические.

По характеру игровой методики:

игры с правилами;

игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;

игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию:

музыкальные;

математические;

социализирующие;

логические и т. д.

По игровому оборудованию:

настольные;

компьютерные;

театрализованные;

сюжетно-ролевые;

режиссёрские и т. д.

Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

     Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.

      Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:

1  контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;

2 выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания;

3 введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;

4 проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;

5 проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.

         Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

 

 

 

 

 

Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
 

Понятие квест технологии. На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с воспитанниками:

интерактивная игра,

мастер-класс,

проектная деятельность,

создание проблемных ситуаций,

экспериментирование и другое .

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест. Квест-технология знакома многим педагогам как игра по станциям.

Так что же такое «квест»? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.


Структура, виды, формы проведения образовательного квеста.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру: (представлено на слайде)

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой воспитатель, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное - это заинтересовать участников.

Этапы организации квеста(представлены на слайде)

 

Квесты различают: По режиму проведения:

в реальном режиме,

в виртуальном режиме,

в комбинированном режиме.

 

По сроку реализации квесты различают:

краткосрочные – цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно – три занятия;

долгосрочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок.

 

По форме работы:

групповые,

индивидуальные.

По информационной образовательной среде:

традиционная образовательная среда,

виртуальная образовательная среда.

По доминирующей деятельности воспитанников:

Исследовательский квест,

информационный квест,

творческий квест,

поисковый квест,

игровой квест,

ролевой квест.

По структуре сюжетов различают:

линейные,

нелинейные,

кольцевые.

Формы организации квест-игры:

1. Путешествие.

2. Детектив.

3. Журналистское расследование.

4. Научное исследование.

 

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

загадки;

ребусы;

интеллектуальные задания, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

пазлы;

творческие задания;

игры с песком;

лабиринты;

спортивные эстафеты.

 

Воспитательные и образовательные цели и возможности квест-технологии для дошкольников

Организация деятельности детей через проведение квест-игры имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:

– всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);

– создание положительного эмоционального настроя;

– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

– действовать в команде, а не поодиночке;

– помощь и взаимовыручка;

– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

– внимательность и смелость;

– обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

 

В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

•Игровая;

•Коммуникативная;

•Познавательно-исследовательская;

•Двигательная;

•Изобразительная;

•Музыкальная;

•Восприятие художественной литературы и фольклора.

 

Методика проведения квест-игры для дошкольников.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:

1. Разработать сценарий

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий

3. Подготовить музыкальное сопровождение

4. Разработать презентацию для вступительной части

5. Оформить наглядные материалы («карты»)

6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

 

Варианты составления маршрутного листа.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);

 

В процессе прохождения квест-игры детям необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность. Это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.

Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_i_kvest.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий .

Слайд 2

Цель инновационной деятельности в ДОУ: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Слайд 3

задачи: развитие индивидуальности воспитанников; развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению; повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности; стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.); повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления.

Слайд 4

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ здоровьесберегающие; технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; технологии «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые технологии; технологии проблемного обучения и др. Квест

Слайд 5

Информационно-коммуникационные технологии компьютеры; интерактивные доски; магнитофоны; телевизоры; фотоаппаратура и т. п.

Слайд 6

Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. А так же множество вариаций дидактических игр и заданий с использованием ИКТ

Слайд 7

Дидактическая игра – важная составляющая НОД

Слайд 8

Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление. ТПО - учит детей мыслить самостоятельно .

Слайд 9

Проектные технологии Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность .

Слайд 10

Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое

Слайд 11

Лэпбук Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук - удивительная книжка с заданиями , с котторыми ребёнок работает увлечённо .

Слайд 12

Технология игрового обучения Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации.

Слайд 13

Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка . Важно дать понять детям , что необходимо бережно относиться к своему здоровью . Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе

Слайд 14

Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например: контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания; выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания; введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев; проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр; проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.

Слайд 15

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Слайд 16

Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО МАОУ “КСОШ - ДС”

Слайд 17

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с воспитанниками: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и другое . Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест. Квест-технология знакома многим педагогам как игра по станциям. Так что же такое «квест»? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока. Понятие квест- технологии

Слайд 18

Структура, виды, формы проведения образовательного квеста Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру:

Слайд 19

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой воспитатель, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное - это заинтересовать участников. Этапы организации квеста

Слайд 20

Квесты различают: По режиму проведения : в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме. По сроку реализации квесты различают: краткосрочные – цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно – три занятия; долгосрочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок. По форме работы: групповые, индивидуальные.

Слайд 21

По информационной образовательной среде: традиционная образовательная среда, виртуальная образовательная среда. По доминирующей деятельности воспитанников: Исследовательский квест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой квест, ролевой квест. По структуре сюжетов различают: линейные, нелинейные, кольцевые.

Слайд 23

Формы организации квест-игры: 1. Путешествие. 2. Детектив. 3. Журналистское расследование. 4. Научное исследование. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; интеллектуальные задания, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.

Слайд 24

Воспитательные и образовательные цели и возможности квест-технологии для дошкольников Организация деятельности детей через проведение квест-игры имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи : – всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному); – создание положительного эмоционального настроя; – развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач; – действовать в команде, а не поодиночке; – помощь и взаимовыручка; – побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; – внимательность и смелость; – обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

Слайд 25

В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности: • Игровая; • Коммуникативная; • Познавательно-исследовательская; • Двигательная; • Изобразительная; • Музыкальная; • Восприятие художественной литературы и фольклора.

Слайд 26

Методика проведения квест-игры для дошкольников ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ: 1. Разработать сценарий 2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий 3. Подготовить музыкальное сопровождение 4. Разработать презентацию для вступительной части 5. Оформить наглядные материалы («карты») 6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий 7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Слайд 27

Для составления маршрута можно использовать разные варианты: Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать); «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции); Карта (схематическое изображение маршрута); «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники); Варианты составления маршрутного листа

Слайд 28

В процессе прохождения квест-игры детям необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность. Это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.