долгосрочный проект на тему "Финансовая грамотность в ДОУ"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кутепова Ольга Владимировна

Долгосрочный проект на тему "Финансовая грамотность в ДОУ" расчитан на детей старшего дошкольного возраста. С целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx63.34 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»

_____________________________________________________________________________

410012, Россия, г. Саратов, ул. Киселева, д.18б,19, тел/факс 8(8452) 27-91-68,

e mail: mdoy_9@mail.ru

Долгосрочный проект на тему:

«Финансовая грамотность в ДОУ»

Составила:

Старший воспитатель Кутепова О.В.

Саратов 2020г.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО СРЕДСТВАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. Срок реализации проекта два учебных года.

Для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д.

Содержание проекта реализуется на групповых занятиях, имеет сюжетно-тематический, интегрированный принцип построения учебной деятельности, практической направленности. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры, осуществляется деятельностный подход к обучению. Родители (законные представители) принимают участие в проведении промежуточных и итоговых мероприятий, им даются рекомендации по приобщению детей к финансовой грамотности.

Этапы работы над проектом

Проект состоит из 4 блоков, связанных между собой задачами и содержанием:

  • I блок: «Труд, продукт, товар»;
  • II блок: «Деньги, цена, стоимость»;
  • III блок: «Реклама: желания и возможности»;
  • IV блок «Семейная экономика».

Продолжительность занятий 20–30 минут;

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории, сказки.

Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.

Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и практические навыки.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

тематический план подгрупповой работы для детей 5 – 6 лет

Вид занятия:  Т – теоретическое

П – практическое

К – комплексное

I блок: «Труд, продукт, товар»

№ п/п

Тема

Всего

В том числе занятий

теоретич

еские

практиче

ские

комплек

сные

1

Разные профессии.

1

1

2

Разные профессии.

1

1

3

Для чего нужно трудиться, что

такое труд?

1

1

4

Труд и продукт труда.

1

1

5

Труд и зарплата.

1

1

6

Услуги и товары. Что это?

1

1

7

Директор магазина.

1

1

8

Магазины и покупки: товар и его

стоимость.

1

1

9

Магазины        и        покупки:        как

продают товары и услуги.

1

1

10

Потребность, виды потребности.

1

1

11

Готовимся к благотворительной ярмарке.

Совместное мероприятие с родителями (законными представителями)

1

1

12

Ярмарка.

Совместное мероприятие с родителями (законными представителями)

1

1

II блок: «Деньги, цена, стоимость»

13

Откуда пришли деньги.

1

1

14

Что такое деньги? Зачем они

нужны?

1

1

15

Какие деньги бывают.

1

1

16

Понятие цены, стоимости.

1

1

17

Обмен или бартер.

1

1

18

Богатство и бедность.

1

1

19

Что такое банк и вклады.

1

1

20

Способы оплаты.

1

1

21

Как стать миллионером?

1

1

III блок: «Реклама: желания и возможности»

22

Что такое реклама?

1

1

23

Реклама бывает разная!

1

1

24

Придумываем рекламу

1

1

IV блок: «Семейная экономика»

25

Что такое семейный бюджет?

1

1

26

Планируем        вместе        семейный

бюджет.

1

1

27

Идем в магазин.

1

1

28

Как правильно делать покупки?

1

1

29

Магазин или супермаркет. Где

выгодно?

1

1

30

Как выбирать продукты?

Проблема выбора.

1

1

31

Выбираем подарок другу.

1

1

32

Семейный праздник

1

1

тематический план подгрупповой работы для детей 6 – 7 лет

I блок: «Труд, продукт, товар»

№ п/п

Тема

Всего

В том числе занятий

теоретич еские

практиче ские

компле ксные

1

Новые профессии.

1

1

2

Кто такой профессионал?

1

1

3

Качества труда, брак в

производстве.

1

1

4

Профессии: оплата труда.

1

1

5

Биржа труда.

1

1

6

Профессия «Экономист», наука

«Экономика».

1

1

7

Производители и ресурсы.

Сохранить и приумножить.

1

1

8

Как сберечь ресурсы Планеты?

1

1

9

Бартер. Рынок.

1

1

10

Спрос товара. Установление

цены.

1

1

11

Какие бывают производители

товаров.

1

1

12

Акции товаров.

1

1

II блок: «Деньги, цена, стоимость»

13

Финансовая безопасность.

Копейка рубль бережет.

1

1

14

Виды денег. Банковская карта.

1

1

15

Размен монет.

1

1

16

Какая бывает валюта?

1

1

17

Банк. Виды услуг.

1

1

18

Как сделать сбережения.

1

1

19

Что такое налоги и зачем их

платить.

1

1

20

Бизнес.

1

1

21

Правильный выбор: куда тратить

деньги?

1

1

III блок: «Реклама: желания и возможности»

22

Какая реклама лучше?

1

1

23

Что быстрее купят?

1

1

24

Конкурс на лучший рекламный

плакат.

1

1

IV блок: «Семейная экономика»

25

Сколько нужно человеку?

1

1

26

Семейный бюджет: доходы.

1

1

27

Семейный        бюджет:        расходы

семьи.

1

1

28

Учимся экономить.

1

1

29

Что такое пенсия? Стипендия?

1

1

30

Долг платежом красен или что

такое заем?

1

1

31

Не имей сто рублей, а имей сто

друзей. Ты мне – я тебе.

1

1

32

Личные деньги. Копилка.

1

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Первый год

I блок: «Труд, продукт, товар»

№ п/п

Тема

Краткое содержание

Вид занятия

1

Разные профессии.

Основные        профессии:        повар,        врач,        продавец, строитель, учитель и т.д.

Знакомство        с        профессиями,        затратами        труда, назначение.

Т

2

Разные профессии.

Какими        качествами разных профессий.

должны

обладать

люди

Т

3

Для чего нужно трудиться, что такое труд?

Нужды и потребности человека.

Т

4

Труд и продукт труда.

Труд,        продукт        труда,        виды        продукта        труда.

Придумывание дизайна телевизора.

Т

5

Труд и зарплата.

Как оплачивается труд? За что насчитывается зарплата.

Т

6

Услуги и товары. Что

это?

Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар.

Сравнение товара и услуги.

Т

7

Директор магазина.

Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал,        функции,        как        работает        магазин.

Обязанности директора магазина. Что нужно, чтобы магазин пользовался спросом.

К

8

Магазины и покупки: товар и его стоимость.

Разнообразие товаров, виды товаров: продукты,

одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость товаров. Стоимость и качество товара.

К

9

Магазины и покупки: как продают товары и

услуги.

Работа        магазинов,        работа        салонов        по обслуживанию.        Основные        правила        продажи.

Продавец и покупатель.

П

10

Потребность, потребности.

виды

Что такое потребность? Товары первой необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь,

образование, путешествия и экскурсии, стрижка в парикмахерской и пр.

Т

11

Готовимся к благотворительной ярмарке.

Совместное мероприятие с родителями (законными

представителями)

Знакомство с термином, подготовка: совместный подбор темы, распределение работы, изготовление поделок, атрибутов, распределение ролей, подготовка костюмов.

К

12

Ярмарка. Совместное мероприятие с родителями (законными представителями)

Инсценирование ярмарки.

П

II блок: «Деньги, цена, стоимость»

13

Откуда пришли деньги.

История возникновения денег

Т

14

Что такое деньги?

Зачем они нужны?

Знакомство с понятиями, назначение денег, их

функции

Т

15

Какие деньги бывают.

Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного

номинала.

П

16

Понятие цены, стоимости.

Что такое цена, стоимость продукта или товара?

Что значит дорогой и дешевый товар? От чего зависит цена товара?

К

17

Обмен или бартер.

Что такое обмен?

Правила обмена.

Для

чего

нужен

обмен?

П

18

Богатство и бедность.

Знакомство с понятиями

Т

19

Что такое банк и вклады.

Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме. Кто работает в банке. Функции банка. Как

хранятся деньги.

Т

20

Способы оплаты.

Наличный и безналичный расчет. За какие услуги платят люди: за воду, отопление, за квартиру, за

детский сад и т.д.

К

21

Как стать миллионером?

Викторина для детей.

П

III блок: «Реклама: желания и возможности»

22

Что такое реклама?

Знакомство   с        понятием        «реклама». Значение.

Способ распространения информации о товарах и услугах.

Т

23

Реклама бывает разная!

Какая бывает реклама? Что важно в рекламе?

Использование печати, радио, телевидения.

К

24

Придумываем рекламу

Создание рекламы своей поделки.

П

IV блок: «Семейная экономика»

25

Что        такое бюджет?

семейный

Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего складывается бюджет семьи? Пенсия, зарплата,

стипендия.

Т

26

Планируем        вместе

семейный бюджет.

Планирование семейного бюджета: доходы и

необходимые расходы.

П

27

Идем в магазин.

Планирование похода в магазин семьей. Расчет товаров        и        покупок.        Составление        списка

необходимых товаров.

П

28

Как правильно делать покупки?

Обсуждение, где какие товары можно купить. Как узнать качество товара? Сюжетно-ролевая игра

«Супермаркет».

К

29

Магазин или

супермаркет. Где выгодно?

Знакомство, виды магазинов. Различие между

магазином и супермаркетом. Почему цены в магазине отличаются?

К

30

Как выбирать продукты? Проблема выбора.

Виды продуктов. На что обращать внимание при покупке скоропортящихся продуктов (внешний

вид упаковки, срок годности, состав), фруктов и овощей, мяса и т.д.

К

31

Выбираем другу.

подарок

Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или

дешевый) Подарок своими руками.

П

32

Семейный праздник

Какие семейные праздники бывают? Как подготовится к празднику? Организация праздника «Улыбки» в группе.

П

Второй год

I блок: «Труд, продукт, товар»

п/п

Тема

Краткое содержание

Вид

занятия

1

Новые профессии.

Новые профессии: Знакомство с профессиями,

затратами труда, назначением.

Т

2

Кто такой профессионал?

Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный,

трудолюбивый, ответственный и т.д. Портрет профессионала.

Т

3

Качества труда, брак в производстве.

Понятие качества труда. От чего зависти качество труда (от результата), понятие брак, причины

брака, возможность исправить.

Т

4

Профессии: оплата труда.

Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за

что человеку платят зарплату, от чего зависит размер зарплаты.

Т

5

Биржа труда.

Знакомство с понятием, для чего нужна биржа труда. Знакомство с «новыми» профессиями, с

профессиями будущего.

К

6

Профессия

«Экономист», наука

«Экономика».

Беседа        о        науке        –        экономике,        что        изучает

экономика,        чем        занимается        экономист- профессионал, нужна ли эта наука миру?

К

7

Производители и ресурсы. Сохранить и

приумножить.

Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что        производят        производители?        Из        каких

ресурсов, какое производство получается.

П

8

Как сберечь ресурсы Планеты?

Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь их. Что может сделать один человек для экономии ресурсов.

Т

9

Бартер. Рынок.

Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда обмен равный? Рынок, организация рынка. Продавец и покупатель.

П

10

Спрос товара. Установление цены.

Как рождается спрос на товар? Товары первой необходимости. Как устанавливают цену на товар.

От чего зависит цена?

К

11

Какие бывают

производители товаров.

Какие        бывают        разновидности        товаров.        Кто

производит разные виды товаров. Что нужно для производства.

Т

12

Акции товаров.

Что такое акции? Для чего их проводят? Какие

правила проведения акции.

К

II блок: «Деньги, цена, стоимость»

13

Финансовая безопасность. Копейка рубль бережет.

Как обезопасить свои финансы? Какие бывают обманы и мошенники? Как хранить свои сбережения? Как можно экономить?

Т

14

Виды денег. Банковская карта.

Знакомство с видом денег: железные деньги (монеты),        бумажные деньги (купюры), банковские карты.

Т

15

Размен монет.

Знакомство        с        разным        номиналом        монет.

Практическое обучение размену монет. Размен денежных купюр. Размен металлических монет.

П

16

Какая бывает валюта?

Что такое валюта? Знакомство с валютой разных

стран. Рассматривание альбома. Деньги –  явление

К

культуры, оформление – отражение культуры.

17

Банк. Виды услуг.

Знакомство со структурой банка, его  назначением

и функцией. Понятие: вклады, оплата, сбережения.

К

18

Как сделать

сбережения.

Знакомство с видами сбережений. Знакомство с

банковскими операциями. Банкомат.

Т

19

Что такое налоги и

зачем их платить.

Знакомство с понятием, какие бывают налоги и

для чего их вводят.

Т

20

Бизнес.

Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела. Качества: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки.

Т

21

Правильный выбор: куда тратить деньги?

Потребности человека, необходимые товары для жизни. Определение качества товара: качество изготовления, срок годности, условия хранения.

П

III блок: «Реклама: желания и возможности»

22

Какая реклама лучше?

С помощью рекламы люди узнают, где и какие товары можно купить, какие получить услуги (сделать красивую прическу, вычистить и

выстирать одежду, починить машину и пр.)

Т

23

Что быстрее купят?

Как реклама влияет на продажу товара. Какая реклама лучше? Что привлекает внимание людей?

Какой реклама не должна быть (скучной, тусклой)

П

24

Конкурс на лучший рекламный плакат.

Конкурс проводится на основе домашнего задания

-        совместно с родителями        изготовить рекламу своей любимой игры (игрушки)

П

IV блок: «Семейная экономика»

25

Сколько

человеку?

нужно

Искусство ведения домашнего хозяйства.

Т

26

Семейный

доходы.

бюджет:

Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего

складываются доходы семьи?

Т

27

Семейный        бюджет: расходы семьи.

На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). В каких случаях есть необходимые расходы, а в каких случаях стоит подождать с

покупками?

П

28

Учимся экономить.

Разница между потребностями и пожеланиями.

К

29

Что        такое Стипендия?

пенсия?

Назначение        пенсий выплачиваются?

и

стипендий.

Для

чего

Т

30

Долг платежом красен или что такое заем?

В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее примерно определить время отдачи,

поблагодарить)

К

31

Не имей сто рублей, а

имей сто друзей. Ты мне – я тебе.

Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде?

П

32

Личные

Копилка.

деньги.

Что такое личные деньги, принцип накопления.

Что такое копилка? Изготовление копилки.

К

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы и средства оценки результативности реализации программы:

В качестве результатов реализации проекта выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:

  • Наблюдение.
  • Беседы.
  • Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
  • Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).

Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.

Критерии:

  • понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
  • знает качества человека – хозяина;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.

Критерии:

  • знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
  • владеет словарным запасом в области финансирования;
  • проявляет здоровый интерес к деньгам;
  • интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • сформировано начало экономического мышления.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):

  • дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
  • деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • видят красоту человеческого творения;
  • признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):

  • дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
  • интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
  • владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли- продажи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова, И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.
  2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва, 1998.
  3.         Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
  4.         Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Дети        и        деньги        [Электронный        ресурс] – Режим        доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
  2. Ребенок        и        его        мир        [Электронный        ресурс].– Режим        доступа: http://worldofchildren.ru/
  3. Интеллектуальный        клуб        [Электронный        ресурс]. – Режим        доступа: www.klubkontakt.net/  
  4. Подготовка        к        школе        [Электронный        ресурс].– Режим        доступа: http://vscolu.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

(старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)

Фаимлия Имя ребенка

понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный

мир как результат труда людей)

уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно

зарабатывать деньги

осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»

знает качества человека – хозяина

контролируют свои потребности в соответствии с возрастом

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Итого:

Средний балл

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

(старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)

Фамилия Имя ребенка

знает о новых профессиях, умеет о них рассказать

владеет словарным запасом, связанный с областью

финансирования

проявляет здоровый интерес к деньгам

интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни

сформировано начало экономического

мышления

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

начало

года

конец

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Итого:

Средний балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект в старшей группе "Финансовая грамотность дошкольника"

Проект "Финансовая грамотность дошкольника" в старшей группеПродолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г.-2021г.)Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.Участники прое...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Трудись - не ленись, потей – богатей».

Паспорт проекта  Тема проекта: «Трудись - не ленись, потей – богатей».Авторы проекта: Собгайда Палина Евгеньевна и Худякова Ирина Петровна.Вид проекта: долгосрочный, информ...

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Финансовая грамотность»

В современном мире нас повсюду окружает реклама,  в лексикон включается все больше слов из финансовой среды. Ребенок ежедневно сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной ...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Маленький экономист»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «д...