Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Трудись - не ленись, потей – богатей».
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Собгайда Палина Евгеньевна

Паспорт проекта

 

 Тема проекта: «Трудись - не ленись, потей – богатей».

Авторы проекта: Собгайда Палина Евгеньевна и Худякова Ирина Петровна.

Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный; исследовательско-познавательный; игровой.

Место реализации проекта: МБДОУ «Д/с «Островок», группа «Дельфинчики».

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Дельфинчики», воспитатели, родители воспитанников, руководители  МБДОУ «Д/с «Островок».

Возраст участников: 5 – 6 лет

Сроки реализации: с сентября 2021 г. – май 2022 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansovaya_gramotnost.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 Тема проекта: «Трудись - не ленись, потей – богатей».

Авторы проекта: Собгайда Палина Евгеньевна и Худякова Ирина Петровна.

Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный; исследовательско-познавательный; игровой.

Место реализации проекта: МБДОУ «Д/с «Островок», группа «Дельфинчики».

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Дельфинчики», воспитатели, родители воспитанников, руководители  МБДОУ «Д/с «Островок».

Возраст участников: 5 – 6 лет

Сроки реализации: с сентября 2021 г. – май 2022 г.

Актуальность проблемы

Низкий уровень финансовой грамотности населения отрицательно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.

 Возник проблемный вопрос, связанный с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для  населения, недостатком квалифицированных преподавателей основам  финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг.

Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста.

Обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

Развивающие:

- Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей;

- Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание и воображение;

Воспитательные:

  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • воспитывать  уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму представителей разных профессий.

Ресурсы (материалы и оборудование для реализации проекта)

ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, видеозанятия «Умная сова», мультфильмы, видео, проектор, принтер (цветной и черно-белый); презентация «История денег»; интерактивная книга «Сказка о Копеечке»; интерактивные игры «Бюджет семьи», «Товарный склад»; видеосказка «Два

жадных медвежонка»; м/ф «Уроки финансовой грамотности Смешарики»;

ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка для игры: «Доход-расход»; схемы к игре: «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры; иллюстрации к игре: «Потребности и желания»; кошелек, копилка, карты.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Магазин»: костюм продавца, вывеска «Магазин», реклама, бумажные купюры (не являются платежным документом), монеты, самодельные кошельки, карты, кассовый аппарат, весы, ценники, чеки, сумки, товар (бутылочки и коробочки, самодельные конфеты) и др.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: Кафе «Мороженое»: вывеска, меню, фартук для официанта, «мороженое», посуда, деньги (наличные – безналичные), кошельки и др.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Салон красоты»: вывеска, ножницы, фен, расческа, баночки от кремов, гелей и шампуней, кошельки с деньгами.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Профессии»: костюмы и др.

Художественная литература: К. Чуковский «Муха Цокотуха».

Оборудование для сюжетно-ролевой игры: «Бутербродная»: пластилин для изготовления бутербродов, тарелки, ценники, кошельки с деньгами.

Методическая литература и иллюстрации на заданную тему.

         Методы: наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, интерактивного материала, визуальных образов, мультфильмов, видероликов; словесный: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы поискового характера, ведение диалога в игре; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения; практические: проигрывание ситуаций, моделирование, упражнения и др.

     

I Этап. Подготовительный

  1. Знакомство с темой проекта;
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Повышение уровня образованности на дистанционных курах повышения квалификации по финансовой грамотности дошкольников;
  4. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  5. Подбор сюжетно-ролевых игр, развивающих, дидактических игр,  видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, детской художественной литературы, раскрасок по данной теме;
  6. Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым  играм, иллюстраций по теме;
  7. Взаимодействие с родителями по данной теме с целью  настроить детей и их родителей на совместную работу.

II Этап. Практический

Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями. Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились и получали деньги в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты.

  1. Коммуникативная деятельность;
  2. Восприятие художественной литературы (К.Чуковский «Муха  Цокотуха», «Сказка о Копеечке» автор Кузнецова Н.А.);
  3. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность;
  4. Художественное творчество;
  5. Игровая и познавательная деятельность;
  6. Беседы с просмотром мультфильмов, видео, презентаций, интерактивных игр «роки финансовой грамотности «Смешарики», Уроки тетушки совы; «История денег», м/ф «Два жадных медвежонка»);
  7. Решение проблемных ситуаций;
  8. Изготовление пособий для занятий и атрибутов к играм;
  9. Трудовая деятельность;
  10.  Взаимодействие  с родителями.

III Этап. Заключительный

            На данном этапе весь комплекс действий реализации проекта завершается  подведением итогов, рассматриванием «ЛЭПбука» - экономических правил и походом детей вместе с родителями в магазины и торговые центры.

Предполагаемые  результаты

Для детей

 Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений для обеспечения устойчивого развития и самореализации ребенка на всех этапах социализации.

Для родителей

Финансовая компетентность и участие родителей. Организация с помощью современных технологий содержательного взаимодействия в ходе

самостоятельных занятий родителей с ребенком дома, установление партнерских отношений и объединения ресурсов семьи и ДОО. Совместная деятельность, основанная на применении родителями и детьми единых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность  финансового воспитания.

Для педагогов

Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.

Список литературы:

  1. Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г.
  2. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 ;
  3. Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
  4. Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
  5. «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г;
  6. В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
  7. Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.

Интернет ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I

https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA

https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230

https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Маленький экономист»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «д...

Проект по финансовой грамотности «Денежки труд любят»

Тема: финансовая грамотность детей младшего дошкольного возраста.Актуальность.В настоящее время ребенок  встречается с экономикой на каждом шагу. Первые знания  о финансах дети получают...