Долгосрочный проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
проект

Кутлаева Ольга Анатольевна

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_ekonomist.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

долгосрочный

познавательно-информационный проект

«Юный экономист»

Автор: Кутлаева Ольга Анатольевна

Актуальность проекта

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Цель проекта: 

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- Совершенствовать коммуникативные качества детей;

- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

- Сформировать первичные экономические понятия;

- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Участники: Дети, воспитатель, родители.

Реализация плана строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагога и специалистов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Ожидаемые результаты:

- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

- дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории.

- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

- педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный экономист».

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-Создание развивающей среды по теме.

- Определение уровня сформированности основ финансовой грамотности у детей (приложение1)

II этап – основной (практический)

реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

III этап – заключительный

1. Сравнительный анализ результатов диагностики развития основ финансовой грамотности у детей (приложение1)

2. Анкетирование родителей.

3. Создание презентации «Дети и финансовая грамотность».

4. Выставка дидактических и методических материалов для педагогов и родителей «Мы изучаем финансовую грамотность!»

5. Анализ результатов реализации проекта.

6.Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика».

Содержание работы с воспитанниками

Беседы, чтение художественных произведений, игры-занятия, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, театрализации, просмотр презентаций.

Перспективный план работы

по экономическому воспитанию детей 5-6 лет

В старшей группе предусмотрено изучение четырех экономических блоков: потребности, труд, товар, деньги.

Старшая группа

Месяц

Блоки

Цель

Виды деятельности

Сентябрь

Октябрь

Потребность

- Дать понятие категории «Потребность»;

- различать виды потребности (материальные, духовные, социальные);

- учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

- воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;

- развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения.

- Беседа: «Наши потребности»

- Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.Чуковский

 

-Д/и: «Кому что нужно?»

- игра «Заветные желания»

Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»

Ноябрь

Декабрь

Труд

- Дать представление о труде. О видах труда (сельскохозяйственный, домашний и т.д.)

- учить выделять последовательность трудовых действий;

- воспитывать уважение к труду, трудолюбие, отрицательное отношение к лени;

- развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения;

- развивать речь, логическое мышление, творчество.

- Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

- Игры занятия «Кто производит товар» «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»

- Д/и: «Угадай, какая профессия», «Кому, что нужно для работы?», «Кто лучше знает инструменты».

- С/р игры: «Магазин», Больница», «Аптека».

Беседа: «Где и кем работают ваши родители»

Экскурсия в магазин, парикмахерскую.

-Изготовление атрибутов к с/р играм совместно с родителями.

-Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовой, в уголке природы, дежурство, труд в природе).

Январь

Февраль

Товар

-Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону предмета – товар как результат труда;

-показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества;

-познакомить с разными формами сбыта продукции; продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы;

-воспитывать бережное отношение к деньгам, игрушкам, материалам, орудиями труда, которыми мы пользуемся.

-воспитывать бережливость и трудолюбие.

-Чтение художественного произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».

-Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему»;

-сюжетно-дидактические игры: «Магазин «Ткани»,

«Промтовары», «Супермаркет», «Рынок»

-Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается»,

-Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».

Март

Апрель

Деньги

Бюджет семьи

Доход. Расход.

-Познакомить детей с понятием «Деньги»;

-учить различать достоинство купюр, умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

-Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);

-дать понятие о доходе и его динамике (увеличение/уменьшение) о сущности расходов, показать их многообразие;

-воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, отрицательное отношение к жадности.

-Показ спектакля К,И. Чуковского «Муха- цокотуха»;

-Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмакова «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричин «Человек заболел»;

-Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;

-С/р игры: «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»;

-Д/и: «Маленькие покупки»;

-Экскурсия «Супермаркет»;

-проблемная ситуация «Кто купит больше?»;

-Работа с родителями. Создание морфологической таблицы «Расходы семьи».

-изготовление атрибутов для игр.

   В подготовительной к школе группе идёт процесс усвоения восьми экономических блоков: экономика, потребности, труд (профессии); бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес и капитал.

Перспективный план работы

по экономическому воспитанию детей 6-7 лет

Подготовительная группа

Месяц

Блоки

Цель

Виды деятельности

Сентябрь

Экономика

-Дать понятие категории «Экономика» (наука о домашнем хозяйстве);

-научить выделять в окружающем мире экономические характеристики;

- развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения;

-воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности;

-развивать речь детей.

-Игра-беседа: «Экономика и человек»;

-Занятие «Что такое экономика?» 12 золотых правил экономики»;

-Ярмарка-развлечение «Осенняя фантазия»;

-Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы?».

Октябрь

Потребность

Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Потребность», на примере растений, животных, человека;

-Закрепить знания о видах потребностей (духовные, материальные, социальные);

-Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

-развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения;

-воспитывать настойчивость, четкость, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;

-развивать логическое мышление.

-Обыгрывание сказки «Цветик-семицветик»;

-Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-составление морфологических таблиц» «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»;

-Опыты и эксперименты с растениями;

-Д/и: «Что мне нужно?»;

-Игра-занятие «Животные и их потребности»;

-Развлечение «Путешествие» (потребности человека);

-Работа с родителями

«Изготовление дерева потребностей».

Ноябрь

Декабрь

Труд

Профессии

Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Труд». Расширить знакомство с видами труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);

-продолжить знакомство с орудиями труда, их использования, бережное к ним отношение;

-развивать умение выделять цепочку трудовых действий, устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда;

-осознавать взаимосвязь понятий «Труд»-«Продукт»-«Деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

-формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие.

-Показ сказки «Хаврошечка» (настольный театр);

-Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь» с использованием проблемных ситуаций;

-Чтение стихов Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»;

-Игра-занятие «Заводы города»;

-Занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»;

- С/р игры: «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская»;

-Изготовление и обновление атрибутов к сюжетным играм с привлечением родителей;

-Работа с родителями. Изготовление альбома «Профессии»;

-Д/и: «Кто что делает?», «Назови профессии»;

- Экскурсия в прачечную;

-Вечер-досуга «Теремок на новы лад (экономическая сказка)

Январь

Бартер

-Дать понятие экономической категории – бартер;

-учить детей определять выгодность бартера;

-учить самостоятельно, совершать обменные операции;

-развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-воспитывать негативное отношение к лени;

-развивать речь детей.

Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;

-Представление детьми коллекций своих фишек, открыток, наклеек…и выгодный обмен;

-просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» (обсуждение);

-Игра-занятие «Путешествие товаров»;

-Игровая ситуация «Бартер».

Февраль

Выгода и убыток

-Дать понятие экономической категории - «Выгода и убыток»;

-учить самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды, определять выгодность сделки;

-развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-воспитывать чувство справедливости; умение определять такие качества личности, как хитрость и расчетливость;

-развивать речь детей, логическое мышление, творчество.  

Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль;

-Игра-занятие «Как торговали баран и свинья»;

-Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке «Новое платье Короля» Г.Х. Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил»;

- с/р игры «Магазин», «Банк», «Биржа»;

-сюжетно-дидактическая игра «Рынок»;

-Проблемная ситуация «Удачная покупка»;

-Работа с родителями. Изготовление атрибутов для с/р игры «Рынок».

Март

Деньги

Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Деньги», достоинство денег (купюр). Банк как место их хранения. Производство денежных знаков;

-продолжать учить считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег;

-развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие.

Кукольный театр. Показ сказки детьми «Выгодное дело» Бр. Гримм;

-Игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди в других странах»;

-Выставка денежных купюр разных стран;

-Интегрирование занятие «Домик-копилка»;

-Чтение и обсуждение сказок о деньгах «Огниво» Г.Х. Андерсен, «Заработанный рубль»;

-С/р игры «Банк», «Сберкасса», «Магазин»;

-Д/и: «Интересные покупки»;

-игра-занятие «Дом в котором живут деньги».

Апрель

Реклама

-Дать понятие экономической категории – реклама, необходимость рекламы и реализации продуктов труда (товары, услуги);

-познакомить с новой профессией «Рекламный агент», «Рекламодатель», «Художник-оформитель».

-научить осуществлять процесс рекламирования (создание рекламы);

-развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-воспитывать предприимчивость, смекалку, негативное отношение к лживости;

-развивать речь детей, логическое мышление, творчество.

Показ настольного театра «Как старик корову продавал»;

-игра-занятие «Мир рекламы»;

-чтение и обсуждение сказок о рекламе «Кот в сапогах», Ш. Перро, «Три счастливца» Бр. Гримм;

-проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре?»;

-д/и: «Угадай, какая это профессия?»

-сюжетно-дидактическая игра «Реклама»;

-работа с родителями «Создание рекламы», «Реклама-друг», «Реклама-враг» (домашнее задание).

Май

Бизнес и капитал

Дать понятие экономической категории «Купля продажа» как вид бизнеса;

-выделять составные части капитала;

-выделять деловые качества героев сказок;

-воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти, деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой;

- развивать речь детей, логическое мышление, творчество, внимание, сообразительность, самостоятельность.

Показ сказки детьми «Как звери решили открыть свой бизнес»;

-чтение и обсуждение сказок о купли-продаже и капитале: «Как барин овцу купил», «Чудесная рубашка»;

-игра-занятие «Экономическая рыбалка»;

-экономическая игра «КВН»;

-вечер досуга «Школьный аукцион» (участники родители и дети).

Содержание работы с родителями

  • Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. (Сентябрь)
  •      Проведение опросов, анкетирование: «Мой ребенок и финансовая грамотность» (Приложение 1)
  • Познавательное Ознакомление родителей с финансовой грамотностью в ДОУ.
  • Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм по финансовой грамотности.
  • Консультирование родителей по выполнению практических заданий;
  • Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Использованная литература:

1. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11.

2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.

3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Высшая. школа, 2007.

5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

6. Интернет ресурсы

Приложение 1

Мониторинг определения уровня сформированности основ финансовой грамотности и перечень показателей, характерных для детей 5-7 лет

Компоненты

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

Когнитивный компонент заключается в обеспечении детей старшего дошкольного возраста теми знаниями о мире финансовых отношений, которые являются наиболее значимыми и актуальными для его возраста

-ребёнок знает потребности семьи;

-сформированы        первоначальные представления об экономических понятиях (труд, продукт, товар, цена, стоимость, реклама и др.);

-проявляет интерес к окружающим явлениям современного общества;

-имеет        представления о профессиях взрослых и новых современных профессиях, профессиях родителей;

-имеет представления о деньгах, сформированы понятия «деньги», «дорого»,

«дёшево»,        «валюта»,        «покупать»,

«продавать»,   «деньги   других   стран»,

«бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других;

- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение,        способы        воздействия, сформировано правильное отношение к рекламе;

-в повседневной жизни и деятельности старшего дошкольника сформированы начала экономической деятельности;

-знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин и др.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

Поведенческо-деятельностный компонент включает в себя формирование у старшего дошкольника осознанности поступков, стремления действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными правилами.

-отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

-общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели;

-охотно помогает взрослым, любит трудиться;

-ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак»;

- адекватно употребляет в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;

-любит трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

-проявляет творческое поведение в ситуациях;

-в пределах своих возрастных, физических способностей проявляет экономически значимые качества в повседневной жизни; умеет вести себя в различных социальных сферах

Эмоционально-ценностный        компонент (нравственно-экономические                качества личности)

Эмоционально-чувственный компонент включает в себя воздействие педагога на эмоции и чувства ребенка и формирование у него лучших качеств, таких как: надежность, человеческое достоинство, милосердие, совестливость, честность.

-проявляет бережливость, деловитость, ответственность и предприимчивость, умеет следовать правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи - лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

-умеет оценить проявления этих качеств у сверстников;

-в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляет заботу, пытается исправить свою или чужую оплошность;

-бережно, рационально, экономно использует расходные материалы

для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

-с удовольствием делает подарки другим и испытывает от этого радость;

  • проявляет интерес к современной социально-экономической стороне жизни людей;
  • осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям;

-проявляет интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

-замечает и ценит заботу о себе, радуется новым покупкам;

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях развития основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: высоком, достаточном и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца

Достаточный уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Приложение 2

Анкетирование родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

б) положительно;

в) отрицательно;

г) не готов оценить значимость курса.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

а) до 3-х лет;

б) в старшем дошкольном возрасте;

в) в школе;

г) не вижу необходимости в таком обучении.

3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

а) да, он проявляет живой интерес;

б) да, но курс является сложным для его восприятия;

в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

а) ничего не изменилось в поведении ребенка;

б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;

в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;

г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;

д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;

е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.

6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно

Картотека игр

по Формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

«Что важнее?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

«Разложи товар»

Цель: учить  детей  классифицировать  предметы  по  общим  признакам;

закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Ход  игры:

Перед  ребенком  раскладывают  несколько  картинок  с

изображением  предметов,  которые  могут  быть  товаром  в  различных

магазинах.

Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены

по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут

взять для  продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2. Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы

по  общим  признакам,  а  предложить  свои  варианты  их  сочетания,

руководствуясь  собственным  опытом.  Например,  «Гастроном»,  «Детский

мир», «Мясо - молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

«Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры

Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), которые отличаются по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

«Мы художники»

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Ход игры

Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

«Чей труд важней?»

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

Ход игры

Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Задание 2.  Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.

«Дополни предложение»

Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

Игровое задание. Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.

Например: Мама купила… книжки (тетради, игрушку, конфеты).

Мама купила, в каком магазине продукты....

Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.

«Что кому нужно?»

Цель. В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.

Игровое задание. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.)- Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Материал: Иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения.

Игра «Хочу и надо?»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. 

Материал: Карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

«Дороже – дешевле».

Цель: формировать  знания  детей  о  разных  видах  товаров,  их

классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров  и  применять  при  этом  арифметические  действия,  раскладывая  в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот.

Вариант 1. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены

на товар и наоборот.

Вариант 2.  Дети  раскладывают  по  две  карточки  с  помощью  знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

Вариант 3.  Детям  на  выбор  предлагается  выбрать  одну  из  карточек  и

сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

«Дерево объявлений»

Цель: Сформировать  у  детей  положительное  отношение  к  доступной,

красивой и   понятной рекламе. Закрепить потребности животных.

Ход: Ребята, мы уже узнали с вами, что такое реклама, как можно с помощью

рекламы выгодно представить и показать свой товар. Звери в лесу тоже

решили пользоваться рекламой и разместили ее на раскидистом дереве, а не

на специальных рекламных досках, как в городе. А звери – молодцы! Здорово

они все придумали, они написали, что кому нужно, какие услуги они могут

оказать в своем лесу. А вам, ребята, надо отгадать, чьи объявления висят на

дереве.

Вариант 2: Дети сами придумывают рекламу

«Супермаркет»

Цель:  учить  детей  сопровождать  показ  речевым  текстом;  формировать

радостное настроение изображением товара.

Вариант 1. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке.

Вариант 2. Детям предлагается сделать рекламу любого предмета, который

находится в группе.

Вариант 3. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание

купить какой – то товар, на эту сумму.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: Дать  возможность  детям  практически  осуществить  процесс  купли

- продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства,

цену (стоимость).

Ход. Прежде  чем купить  понравившуюся  игрушку,  ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань,  бумага  и  т.  д.).  Место  производства  (где  и  кто  сделал).  Далее определяется  цена  игрушки.  Ребенок  отсчитывает  определенную  сумму

денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец

добавляет новые.

Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

«Что дешевле»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать

ассортимент  предметов  (товаров)  по  цене;  развить самостоятельность  в

выборе решения.

Ход. Сначала  дети  подбирают  предметы  товаров от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

«Бартерный обмен»

Цель: Выявить знания детей о равноценных товарах, умение отстаивать

собственную позицию.

Ребенку выдается несколько карточек с изображением товаров и ставится

задача обменять их на карточки с другим товаром, равноценным.

«Умелые руки»

 Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

 Ход игры

Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

«Интересные покупки»

Цель: Раскрыть детям покупательную силу  денежных знаков.

Материал:  Товары  разной  стоимости,  монеты  (купюры)  разного

достоинства.

Ход:  Ведущий  дает    задания    «покупателям»  с  постепенным усложнением: - купить вещь(предмет),которая стоит....рублей;

-назвать, что можно купить за .....рублей;

-самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие

определенную сумму денег.

«Узнай товар»

Цель:  Дать  понятие,  что каждая  вещь - товар. Товары  бывают  разного назначения.

Материал:  Картинки  с  изображением  товара  различного

назначения(промышленные,   сельскохозяйственные,   культурно - бытового назначения и др.)

Ход: 

Вариант1: Покупатель  описывает  товар не называя его ,продавец  отгадывает  и отдает.

Вариант2: Покупатель  называет    назначение  предмета  или  некоторые действия с этим предметом, продавец отгадывает и отдает.

Вариант3: Покупатель называет то, что может  получиться.

«Угадай, какая это профессия»

Цель:  Закрепить  и  уточнить  знания  детей  о  профессиях,  связанных

с работой в рекламном агентстве.

Материал:  Карточки  картинки  с  изображением    людей  разных профессий.

Ход:

Вариант1: Воспитатель  описывает  профессии    рекламного  агента, рекламодателя,  художника - оформителя,  и  т.д. но  не  называет  их. Дети отгадывают.

Вариант2: Игра с карточками, на которых изображены банк, детский сад,

рекламное агентство, больница, магазин и т. д. Детям раздаются карточки и дети

говорят, чем занимаются люди работающие,  например в больнице.

«Кто что делает?»

Цель:  Расширить  знания  детей  о  профессиях    и  трудовых  действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал:  Карточки  с  изображением  профессии  продавец,  повар,

кассир,  художник,  банкир и трудового    действия    взвешивания  товара, готовит  еду, рисует.

Ход:  Ребенок,  взяв  карточку,  называет    профессию.  Находит

соответствующую  карточку  с  изображением  трудовых  действий    и  

рассказывает  о  них.

Вариант: Дети подбирают инструменты  (картинки), которые необходимы для  работы    людей  тех    профессий,  которые  изображены  на  сюжетных  картинках.

«Какие бывают доходы»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать  навыки  самостоятельного  определения  видов  доходов

(основные и не основные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые  взрослые  получают  основной  доход – заработную  плату,  и  видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Ход:  Дети  рассматривают  карточки,  называют  деятельность  взрослых,

полученный результат, выделяют  основные  и дополнительные

доходы.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

для детей от 5 до 6 лет

«Обучение Буратино финансовой грамотности»

 

Выполнила:

Кутлаева Ольга Анатольевна,

воспитатель МАДОУ

ДС №5 «Крепыш», город Мегион

Пояснительная записка

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов. Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Данный конспект разработан для закрепления у детей знаний по обучению основ финансовой грамотности. На протяжении всей деятельности дети заинтересованы в достижении цели. Задания, предлагаемые в ходе деятельности, учитывают уровень подготовленности детей, а их вариативность позволяет развивать внимание, память, речь. При проведении организованной образовательной деятельности используются наглядные, словесные, игровые методы и приемы. Сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволяют избежать утомляемости детей.

Цель: Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- формировать разумное отношение к расходованию денег;

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

- закрепить знания детей о понятии «Деньги», «Потребность»;

Развивающие:

- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

- развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

- развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;

- воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.

Планируемый результат: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения.

Предварительная работа: знакомство с деньгами «История денег» (приложение 4), беседы с детьми о том, что такое «монета», «купюра», «потребность», чтение художественной литературы; сюжетно – ролевые игры: «Супермаркет», «Парикмахерская», «Аптека».

Словарная работа: монета, купюра, потребность.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материал и оборудование: письмо с заданиями (приложение 1), два мольберта (приложение 2), купюры и монеты – целые и разрезные (приложение 3), мультимедийная установка, слайд презентации «Потребности в жизни человека» (приложение 4), цветная бумага, схема для поделки «Кошелек для денег» (приложение 5).

Ход

Секретарь детского сада принес письмо.  

Воспитатель: Интересно, от кого оно? На нем загадка:

Это что за очень странный,

Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
Дети: Буратино

Открываем письмо, читаем:

Воспитатель:  Здравствуйте Ребята! Я в этом году пошел в школу. Вчера у нас был урок «Финансовой грамотности» нам рассказывали много интересного. Сегодня мне нужно выполнить несколько заданий по теме, которую мы изучили. Но я  затрудняюсь  с выполнением заданий и не знаю, что мне теперь делать.

Воспитатель: Ребята, как же быть Буратино? Мы можем ему чем-то помочь?

(Дети предлагают помочь Буратино выполнить  домашнее задание).

Воспитатель: А как мы сможем передать ему наши варианты ответов? Ведь они ему нужны срочно сегодня? (Дети предлагают варианты и определяются, что переслать по электронной почте будет быстрее всего).

На  конверте написана электронная почта Буратино.

1 задание «Отдели купюры от монет»

Воспитатель: Чтобы выполнить это задание, нужно отгадать загадку:

   Бывают они медные, блестящие, бумажные,

   Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Дети: Деньги. 

Воспитатель: Скажите, для чего людям нужны деньги? (Ответы детей: для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, одежду, лекарства, оплачивать коммунальные услуги, детский сад).

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей: люди работают и их труд оплачивается).

Воспитатель: Люди работают, и получают заработную плату денежными купюрами. Купюры  - это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Ответы детей: монеты).

Воспитатель:  в первом  задании Буратино нужно разделить купюры от монет. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Первой команде необходимо выбрать и прикрепить к мольберту купюры, а вторая команда выбирает монеты и прикрепляет к другому мольберту. Готовое задание  мы сфотографируем и вложим в электронное письмо.

2 задание «Восстанови купюру» (работа в парах).

В конверте лежат разрезанные на несколько частей купюры. Необходимо их восстановить. Восстановленные купюры фотографируем для Буратино.

3 задание: «Объясни понятие «Потребность».

Воспитатель: в этом задании необходимо объяснить значение слова «потребность». Ребята, как вы понимаете значение слова «потребность»? (Ответы детей: потребность - это то, без чего человек не может прожить, то, в чем он нуждается)

Воспитатель:  Сейчас на экране появятся изображения различных потребностей. Внимательно посмотрите на экран и определите, какие из этих потребностей жизненно важные для человека (еда, вода, одежда, жилье). Объясните, почему без того, что вы выбрали, человек не может прожить? Ваши ответы я запишу на видео, чтобы отправить Буратино.

Ответы детей:
- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
- Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
- Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей.
- У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.
4 задание: «Конструирование из бумаги»

Воспитатель:   Ребята,  в чем люди  хранят деньги? (ответы детей: в кошельке). В последнем задании Буратино нужно выполнить по схеме кошелек из бумаги. Давайте Буратино поможем разобраться со схемой и сконструируем кошелек. Снимем на видео, чтобы Буратино смог самостоятельно выполнить поделку.

Итог: Теперь мы можем отправить письмо.

Воспитатель:  Ребята, мы справились с заданиями? (Ответы детей: да)  А для чего мы это делали? Ответы детей: мы помогали Буратино выполнить домашние задания.

Воспитатель:   Вы молодцы! Умеете выручать в трудную минуту!                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаКраткосрочный  проект «Дни финансовой грамотности»Актуальность проекта:      Финансовое...

«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...