Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

Горячевская Елена Викторовна

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • Дать простые экономические знания.
  • Учить детей, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию
  • Развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Актуальность темы

  • Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
  • Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
  • Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.
  • В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
  • Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Постановка проблемы:

У детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

 

Состав участников: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: октябрь  – май

Тип проекта: информационно-практико-познавательный

Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие

Основные формы реализации проекта: анкетирование родителей, беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Этапы проекта:

 

1этап – Организационный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» и проведение анкетирования  родителей

-подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-cоздание развивающей среды по теме.

 

2 этап – Практический:

-реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

-использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта,

-изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

-чтение художественной литературы,

-презентации, беседы, дидактические игры, художественное творчество,      

-решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации

-получение результатов продуктивной деятельности.

-участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

 

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: театрализованная игра «Муха-Цокотуха»

 

4 этап - Рефлексия

Предполагаемый результат:

  • Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания.
  • Умеет определять основные потребности человека.
  • Умеет регулировать потребности в соответствии с возможностями.
  • Умеет определять разницу между обменом и покупкой – продажей товара.
  • Сравнивает цены на товар, объясняя разницу.
  • Выбирает товар в соответствии с ценой и качеством.
  • Умеет пользоваться деньгами.
  • Знает значение купюр и монет.
  • Умеет пользоваться ими в игре.
  • Понимает значение экономических понятий: «деньги», «товарообмен», «монета», «банкомат», «заработная плата», «валюта», «сдача», «наличные деньги», «безналичные деньги», «пластиковая карта», «товар», «цена» и т.д.

 

 

Реализация проекта

 

Октябрь

Анкетирование родителей  «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Беседа с детьми: «История возникновения денег»

Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Чтение народного фольклора о деньгах (приметы, пословицы).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Просмотр фрагмента фильма «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Ноябрь

Презентация «Как появились деньги?»

Беседа с детьми  «Что такое деньги и какими они бывают?»

Чтение сказки «Сказка о Попе и работнике его Балде» А. Пушкин

Отгадывание  загадок на экономическую тему

Сюжетно-ролевая игра «Рынок»

Консультация для родителей «Ребенок и экономика»

Беседа с детьми «День рождения кассового аппарата»

Декабрь

Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор)

Чтение сказки «Кто хорошо потрудился -  у того труд в монету, да в рубль превратился!»

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Консультация для родителей «Азы финансовой грамотности дошкольников»

Выставка монет

Рассматривание валюты (купюры, монеты).

Январь

Чтение сказок: «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко»

Беседа с детьми «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Просмотр мультфильма «Бюро находок»

Сюжетно- ролевая игра  «Бюро находок»

Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Февраль

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на Луне»

Беседа с детьми «Что такое реклама»

Творческое задание «Прорекламируй товар»

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

Консультация для родителей «Советы родителям по финансовому воспитанию детей»

Март

Беседа с детьми «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий)

Беседа «Для чего родители ходят на работу»

Поделки из пластилина  - лепка посуды

Приглашение родителей на встречу с детьми по теме «Я – врач», «Я – машинист»

Оформление РППС  - изготовление лэпбука

Апрель

Проведение квеста «На поиски клада» (на прогулке)

Лото «Деньги», «Мои любимые сказки»

Просмотр видеоролика «Схема изготовления денег».

Чтение художественной литературы  Г.Х. Андерсон «Новое платье короля»

Консультация для родителей: «Как научить ребенка трудиться»

Май

Викторина «Путешествие в денежную страну»

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

Презентация проекта  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

 

Используемая литература

  1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
  2. «Зачем нужны деньги» Ц. А. Рубе, Е.С. Шабельник.
  3. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  5. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 88 с. 
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  7. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
  8. Шнайдер Л. Конни и карманные деньги; пер.с нем.-М: Альпина Паблишер, 2020 9.
  9. Электронные ресурсы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • Дать простые экономические знания.
  • Учить детей, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию
  • Развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Актуальность темы

  • Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
  • Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
  • Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.
  • В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
  • Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Постановка проблемы:

У детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Состав участников: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: октябрь  – май

Тип проекта: информационно-практико-познавательный

Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие

Основные формы реализации проекта: анкетирование родителей, беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» и проведение анкетирования  родителей

-подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-cоздание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: 

-реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

-использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта,

-изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

-чтение художественной литературы,

-презентации, беседы, дидактические игры, художественное творчество,      

-решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации

-получение результатов продуктивной деятельности.

-участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный: 

Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: театрализованная игра «Муха-Цокотуха»

4 этап - Рефлексия

Предполагаемый результат:

  • Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания.
  • Умеет определять основные потребности человека.
  • Умеет регулировать потребности в соответствии с возможностями.
  • Умеет определять разницу между обменом и покупкой – продажей товара.
  • Сравнивает цены на товар, объясняя разницу.
  • Выбирает товар в соответствии с ценой и качеством.
  • Умеет пользоваться деньгами.
  • Знает значение купюр и монет.
  • Умеет пользоваться ими в игре.
  • Понимает значение экономических понятий: «деньги», «товарообмен», «монета», «банкомат», «заработная плата», «валюта», «сдача», «наличные деньги», «безналичные деньги», «пластиковая карта», «товар», «цена» и т.д.

Реализация проекта

Октябрь

Анкетирование родителей  «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Беседа с детьми: «История возникновения денег»

Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Чтение народного фольклора о деньгах (приметы, пословицы).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Просмотр фрагмента фильма «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Ноябрь

Презентация «Как появились деньги?»

Беседа с детьми  «Что такое деньги и какими они бывают?»

Чтение сказки «Сказка о Попе и работнике его Балде» А. Пушкин

Отгадывание  загадок на экономическую тему

Сюжетно-ролевая игра «Рынок»

Консультация для родителей «Ребенок и экономика»

Беседа с детьми «День рождения кассового аппарата»

Декабрь

Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор)

Чтение сказки «Кто хорошо потрудился -  у того труд в монету, да в рубль превратился!»

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Консультация для родителей «Азы финансовой грамотности дошкольников»

Выставка монет

Рассматривание валюты (купюры, монеты).

Январь

Чтение сказок: «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко»

Беседа с детьми «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Просмотр мультфильма «Бюро находок»

Сюжетно- ролевая игра  «Бюро находок»

Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Февраль

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на Луне»

Беседа с детьми «Что такое реклама»

Творческое задание «Прорекламируй товар»

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

Консультация для родителей «Советы родителям по финансовому воспитанию детей»

Март

Беседа с детьми «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий)

Беседа «Для чего родители ходят на работу»

Поделки из пластилина  - лепка посуды

Приглашение родителей на встречу с детьми по теме «Я – врач», «Я – машинист»

Оформление РППС  - изготовление лэпбука

Апрель

Проведение квеста «На поиски клада» (на прогулке)

Лото «Деньги», «Мои любимые сказки»

Просмотр видеоролика «Схема изготовления денег».

Чтение художественной литературы  Г.Х. Андерсон «Новое платье короля»

Консультация для родителей: «Как научить ребенка трудиться»

Май

Викторина «Путешествие в денежную страну»

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

Презентация проекта  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Используемая литература

  1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
  2. «Зачем нужны деньги» Ц. А. Рубе, Е.С. Шабельник.
  3. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  5. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 88 с. 
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  7. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
  8. Шнайдер Л. Конни и карманные деньги; пер.с нем.-М: Альпина Паблишер, 2020 9.
  9. Электронные ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Презентация "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы ...

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», &la...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта          Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды  по формированию  экономиче...