Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Якупова Надежда Радиславовна

Проект по формированию финансовой грамотности у детей

старшего дошкольного возраста

                           «Я Финансист»

в подготовительной группе

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_titulnyy_list.docx272.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Калтасинский детский сад № 3 «Сказка»

Муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

МР Калтасинский район РБ

_______________ Н.С.Ильгузина

                                          ____          ___________ 2022г.

Проект по формированию финансовой грамотности у детей

старшего дошкольного возраста

«Я Финансист»

Руководители проекта: Ильчибаева Т.В.

Якупова Н.Р.

Калтасы-2022г.

Актуальность темы:

Сегодня каждый понимает, что судьба Государства зависит от экономической,

правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В

изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное

экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного

возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных

экономических отношениях. Ребенок — дошкольник не освоит эту область

самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по

этому новому. Удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в

окружающей его действительности, что каждый человек должен рационально и

правильно управлять своими финансами. Состоит в том, что дети должны знать,

что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывать. Детям

необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов

открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем

раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы

полезные финансовые привычки. О чем говорит рекомендованная

Министерством Образования и Науки Российской Федерации примерная

парциальная образовательная программа дошкольного образования

Экономическое воспитание дошкольников: «Формирование предпосылок финансовой грамотности»

Новизна: Ранее в дошкольных образовательных учреждениях не делали акцент

на формирование у детей финансовой грамотности. В настоящее же время – это

актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки

Российской Федерации. Нами было принято решение обучать детей

финансовой грамотности в двух направлениях: в совместных видах

деятельности и на музыкальных занятиях у детей. Данный проект поможет нам

в дальнейшим разработать программу нашего ДОУ по экономическому

воспитанию дошкольников.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта:

 формировать экономическое мышление через знакомство с

экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.)

 знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить

воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

 формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;

 учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и

разумному использованию;

 воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры,

необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Гипотеза реализации проекта: если данный проект будет реализован в полном

объеме, то у детей дошкольного возраста будут сформированы первичные

навыки и знания о финансовой грамотности и экономике.

Ожидаемые результаты проекта:

Ребенок сможет:

 осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

 активно использовать в игровой деятельности основные экономические

понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и т. д.);

 контролировать ответственность за свои поступки, которые могут

положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении

семьи и самого ребенка.

У родителей:

 повышение интереса к теме проекта и к совместному сотрудничеству по

теме «Формирование финансовой грамотности»

У педагогов:

 приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников

финансовой грамотности;

 накопление практического материала;

 проявление интереса к проектной деятельности.

Реализация содержания проекта:

Данный проект осуществляется в рамках МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка» с 1 сентября 2022г. по 28 февраля 2023 учебного года с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) в специально организованной деятельности ООД, совместной

деятельности педагогов и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской

деятельности; деятельности детей и родителей.

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, интегрированного

типа.

Место реализации: детский сад, семья.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: среднесрочный                                                      

                                                         

     Поэтапное внедрение проекта:

Этапы

Содержание

Сроки

Организационно-подготовительный

этап

Всестороннее изучение психолого-педагогической

литературы,

изучение передового педагогического опыта по проблеме,

определение цели, задач по реализации проекта,

определение ресурсов для реализации проекта

Сентябрь

Основной этап

Разработка системы работы по формированию финансовой грамотности у детей,

разработка плана реализации проекта, разработка внедрения эффективных форм и методов сотрудничества с родителями, создание игрового центра «Мы финансисты»

Практическая работа по реализации проекта,

разработка наглядно – дидактического материала,

сценариев, театрализованных постановок,

модернизация информационной среды для родителей по

данному направлению развития детей,

мониторинговая деятельность по финансовой грамотности детей

Октябрь-январь

Заключительный этап

Анализ результатов реализации проекта,

подведение итогов работы:

- создание мультимедийной презентации проекта;

- обобщение и распространение опыта среди

педагогической общественности

февраль

План работы по реализации проекта:

Мероприятия

Участники

Сроки

Ответственный

1.

-рассказ воспитателя о деньгах, цене товара

-игра «Купи другу подарок»

-консультация для родителей «Что такое

финансовая грамотность»

Дети, родители

Октябрь

1 неделя

Воспитатель

2.

-беседа с выступлениями детей «История возникновения денег»

-с.р. игра «Магазин»

-рассказ воспитателя «Как раньше считали деньги»

-заучивание пословиц и поговорок о деньгах

Дети, родители

2 неделя

Воспитатель

3.

-Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

-рисование по теме мультфильма «Нарисуй, что больше всего тебе понравилось»

-Рассматривание денежных купюр и монет СССР

Дети

3 неделя

Воспитатель

4.

-выставка копилок

-о.д. «Моя копилка» (рисование)

- оформление в группе «Денежного дерева» (денежные знаки)

Дети, родители

4 неделя

Воспитатель

5.

-ООД «Дом, в котором живут деньги» (банк)

-экскурсия в банк с родителями

-рисование «Банк»

Дети, родители

Ноябрь

1 неделя

Воспитатель

6.

-.с.р. игра «Банк»

-рисование «Я с мамой и папой иду в магазин»

-чтение А.Романовой «Чудеса в кошельке»

- просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы

«О банке».

Дети

2 неделя

Воспитатель

7.

-чтение К.Чуковского «Муха Цокотуха»

- беседа «Как правильно беречь деньги»

-разучивание пословиц, поговорок о труде

Дети, родители

3 неделя

Воспитатель

8.

-Беседа «Семейный бюджет»

-Деловая беседа – игра «Как семья получает и тратит деньги»

- составление рассказа «На что я могу скопить деньги»

-Рисование по замыслу «О чем я мечтаю»

Дети, родители

4 неделя

Воспитатель

9.

-беседа с детьми «Профессии. Зачем люди ходят на работу?»

-чтение «Сказка о папе и работнике его Балде»

-рассказ воспитателя, что такое бартер.

- рисование «Кем я хочу стать»

Дети

Декабрь

1 неделя

Воспитатель

10.

-О.д. «Путешествие в страну экономии»

-подготовка драматизации по сказке К.И. Чуковского «Муха Цокотуха»

-разучивание пословиц и поговорок о деньгах

Дети

2 неделя

Воспитатель

11.

- с.р. игра «Магазин игрушек»

-решение математических задач «Больше,

меньше или ровняется?» (стоимость товара)

-чтение р.н.сказки «Кто хорошо трудится у того

труд в монету превратится».

Дети

3 неделя

Воспитатель

12.

-беседа «Наши потребности» (человек не может

иметь все, что хочет)

-экспериментирование «Монета, банкнота,

банковская карта»

- подготовка драм. сказки К.И. Чуковского

«Муха Цокотуха»

Дети

4 неделя

Воспитатель

13.

-беседа «Экономия тепла, света и воды».

-аппликация «Придумай знак – напоминание

береги природные ресурсы»

Дети

Январь

2 неделя

Воспитатель

14.

-интегрированное занятие «Как белка училась

считать»

-рассказ педагога «Путешествие рубля»

-беседа «Как появился товар?»

Дети

3 неделя

Воспитатель

15.

-беседа «Цена товара»

-игра наст. «Орудия труда»

-рисование «Орудия труда»

Дети

4 неделя

Воспитатель

16.

-игра: «Банкиры и Финансисты»

-мат. игра «Достоинство купюр»

-с. Р. Игра «Магазин»

- лепка товары для игры в магазин

Дети

Февраль

1 неделя

Воспитатель

17.

-открытое занятие по финансовой грамотности

-беседа «Роль труда взрослых в жизни людей»

-д.игра «Что сначала, что потом»

Дети, родители

2 неделя

Воспитатель

18.

-беседа «Потребности человека»

-рисование «Мои потребности»

Дети

3 неделя

Воспитатель

19.

презентация проекта для педагогов ДОУ

Воспитатели

4 неделя

Воспитатель

Список литературы:

1. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка [Текст]:

Методический материал/ О.В. Дыбина. - Тольятти, 2000. - 70с.

2. Иванова Н.Г. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н.Г.

Иванова. - М., 2008.

3. Казакова Н.В. Мы любим рекламу [Текст]/ Н.В. Казакова// Обруч, 1999. -

№1. - С. 29-30.

4. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками [Текст]/ М.

Калмыковская// Обруч,1999. - №1. - С. 24-26.

5. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей [Текст]/ Л.М. Кларина//

Обруч,1997. - №4. - С. 5-8.

6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная

программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака.

- М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.

7. Лихачев Б.Т. Рыночное отношение и воспитание [Текст]/ Б.Т. Лихачев//

Воспитание школьников, 1991. - №5. - С.56.

8. Лунева Г. Играем в экономику [Текст]/ Г. Лунева// Дошкольное воспитание,

2003. - №10. - С.51-53.

9. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом

[Текст]: Пособие для детского чтения/ Т. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

10. Сасова Н.А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: В помощь

лектору / И.А. Сасова. - М., 1989. - 48с.

11. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью

сказок [Текст]: Методическое пособие/ А.А. Смоленцова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.

12. Стожарова М.Ю. Полищук Г.Г., Каргина Н.С. Формирование основ

экономической культуры старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие

для работников ДОУ и родителей/ Под ред. М.Ю. Стожаровой. - Ульяновск:

УИПКПРО, 2005. - 60с.

13. Струнилина Н.А. Приобщаем детей к миру экономики [Текст]/ Н.А.

Струнилина// Детский сад от А до Я, 2003. - №4. - С. 57-63.

14. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у

дошкольников [Текст]/ Н.А. Струнилина. - Харьков, 1999. - С. 34-61.

15. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?

[Текст]/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1989. - №1. - С. 20-24.

16. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?

[Текст]/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1994. - №8. - 49-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Интерактивная игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный финансист"

Интерактивная игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный финансист"...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта          Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды  по формированию  экономиче...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, интегрированного типа.Место реализации; детский сад, семья. Участники: воспитатели, дети, родители, логопед. Актуальность темы:Сегодня каждый пон...