Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
проект (старшая группа)

Пискунова Анастасия Николаевна

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»«подарить»«положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_9.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

      Филиал МБДОУ «Детский сад №43»-«детский сад 40», корпус  2

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

                                                                                                         Воспитатель: Пискунова А.Н

        

 

                                               Славгород, 2021

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Тип проектаинформационно -  практико – ориентированный

Участники проекта: воспитатель, дети 5 – 6 лет, родители воспитанников

Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 месяц) декабрь 2020 г.

1. Описание проекта

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»«подарить»«положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

1.1 Актуальность проекта

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мной учитывались несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

1.2 Цель и задачи проекта. Планируемые результаты

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

- Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности формировать положительные взаимоотношения детей. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей. Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Планируемые результаты:

- У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

- Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

- Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- Речевое развитие;

- Познавательное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие.

1.3 Этапы проекта

1этап –Организационный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные финансисты».

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-создание развивающей среды по теме.

2 этап –Практический:

реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный:

Непосредственно образовательная деятельность.

Подведение итогов реализации проекта.

1.3 Описание предлагаемого способа решения проблемы.

1. Интегративный подход.

Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с детьми в формировании навыков финансовой грамотности. Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.

2. Деятельностый подход.

Позволяет определить возможности разработки основных направлений работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры.

3. Субъектный подход.

Позволяет определить, что, несмотря на свой возраст, в процессе формирования финансовой грамотности обучающихся будут создаваться условия для их личностного развития. Это выражается в успешной адаптации в постоянно изменяющуюся образовательную, социально-культурную ситуацию.

Проект «Основы финансовой грамотности» ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

1.4 Методы и приемы

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа будет строиться по следующим принципам:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простой образовательной деятельности к сложной;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

2. План мероприятий по финансовой грамотности детей 5 – 6 лет

1 неделя

Беседа«Что такое деньги?» Воспитатель группы

Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас.

Иллюстрированный материал 

«Купюры монеты»«Банк»«Банкомат» Воспитатель группы

Экскурсия по ДОУ «Ознакомление с профессиями сотрудников детского сада» Воспитатель группы

Д/и«Кому что нужно?»

Рисование на тему «Профессии»«Деньги» Воспитатель группы

2 неделя

Игровая деятельность Сюжетно ролевая игра «Банк»«Профессии» Воспитатель группы

Чтение и заучивание поговорок, пословиц о деньгах Воспитатель группы

Беседа «Как раньше считали деньги?» показ счёт и калькулятора

Д/и«Ресурсы и семейный бюджет» Воспитатель группы

Чтение сказки «Муха –Цокотуха»

Д/и«Ты мне, я тебе» Воспитатель группы

Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье»

Экскурсия родителя с ребёнком в магазин

С/ри «Магазин» Воспитатель группы, родители

3 неделя

Демонстрация презентации «История денег»

Д/и«Какие бывают доходы» Воспитатель группы

Д/и«Купи другу подарок»

Воспитатель группы

Беседа с детьми «Как я коплю деньги» Воспитатель группы

С р/и«Профессии»

Д/и с мячом «Назови профессию» Воспитатель группы

18.12.2020 Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке»

Д/и «Что быстрее купят?» Воспитатель группы

4 неделя

 Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

Экскурсия «Познавательный маршрут «Банкомат»

Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки Воспитатель группы, родители

 Д/и «Кто трудится, кто играет» Воспитатель группы

Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

 Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. Воспитатель группы

НОД «Маленькие финансисты» Воспитатель группы

Продуктивная деятельность «Раскраски с заданиями» Воспитатель группы

2.1 Ожидаемые результаты

- дети понимают и ценят окружающий предметный мир, уважают людей, которые умеют хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт-

деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- активно используют в игровой деятельности основные экономические

Понятия и категории, которым, было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий: деньги, цена, товар, семейный бюджет

- осознают, соизмеряют свои потребности и возможности, признают авторитетными качества человека – хозяина (бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие);

- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой

грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов;

- педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный финансист"

Интерактивная игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный финансист"...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

ull;Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста " Юные финансисты"

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»

Проект по формированию финансовой грамотности у детейстаршего дошкольного возраста                           «Я Финансист&ra...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, интегрированного типа.Место реализации; детский сад, семья. Участники: воспитатели, дети, родители, логопед. Актуальность темы:Сегодня каждый пон...