ПРОЕКТ по формированию начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Макунина Наталья Михайловна

ПРОЕКТ по формированию начальных навыков финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_finansist.docx219.66 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

ПРОЕКТ

по формированию начальных навыков финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»

Вид проекта: познавательный

Срок реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2023 гг.

Авторы проекта:

Макунина Наталья Михайловна, воспитатель 1 квалификационной категории

Пуряева Мария Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории

г. Рузаевка

Информационная карта проекта

Полное название проекта

Юный финансист

Вид проекта

Познавательный, долгосрочный, групповой

Срок реализации проекта

сентябрь 2021 – май 2023

Образовательная область

Познавательное развитие

Авторы проекта

Макунина Наталья Михайловна, воспитатель

1 квалификационной категории

Пуряева Мария Николаевна, воспитатель

1 квалификационной категории

Место реализации проекта

Республика Мордовия, г. Рузаевка

Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Участники проекта

воспитанники, воспитатели, родители (законные представители) детей

Возраст детей

5-7 лет

Проблема, на решение которой направлен проект

У детей старшего дошкольного возраста не сформированы представления об экономических понятиях в соответствии с их возрастом, нет верных представлений о деньгах, финансовых отношениях.

Объект исследования

Формирование начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования

Методический комплект «АЛМА Финансовая грамотность» в формировании начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Новизна проекта

Использование методического комплекта «АЛМА Финансовая грамотность» в процессе формирования начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, активизация познавательной и мыслительной деятельности.

Актуальность проекта

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Дети, как правило, с ранних лет сталкиваются с миром финансов, а именно: ходят с родителями за покупками; слышат, как дома мама с папой обсуждают повышение цен или прибавку к зарплате; сталкиваются с рекламой товаров; видят, как родители оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому, удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.  Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом, что каждый человек должен рационально и правильно управлять своими финансами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывать. Детям необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. 

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.

Цель проекта: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Задачи проекта: 

  • изучить методическую литературу и электронные ресурсы по теме           проекта;
  • сформировать азы финансовой грамотности у дошкольников;
  • познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;
  •  расширить знания детей об истории возникновения денег;
  •  расширить представления детей о профессиях, связанных с финансами;
  • учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности;
  • развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
  • развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;
  • воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Гипотеза проекта: если данный проект будет реализован в полном объеме, то у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы первичные знания и навыки о финансовой грамотности и экономике.

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особеннос-тей ребенка.

Формы реализации проекта:

- беседа;

- чтение художественной литературы;

- просмотр развивающих мультфильмов, фильмов и презентаций;

- интерактивные игры мультимедийного комплекса «АЛМА Финансовая грамотность»;

- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

- мини-спектакли;

- учебно – игровая деятельность (познавательные и дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занятия).

Методы:

- практический;

- игровой;

- наглядный;

- словесный;

- частично-поисковый;

- проблемный.

Средства реализации проекта:

-  интерактивная доска;

-  мультимедийный комплект «АЛМА. Финансовая грамотность»;

- наглядный материал (книги, схемы, иллюстрации, макеты денег, кошельки, макеты банковских карт);

- дидактические и развивающие игры.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • получат первичный экономический опыт и необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
  • смогут активно использовать в игровой деятельности основные экономичес-кие понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проекта (деньги, товар, цена, банк, семейный бюджет и т.д.);
  • научатся понимать и ценить окружающий рукотворный мир, уважать людей, умеющих производить качественные товары, поучая в качестве вознаграждения деньги;
  • осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • расширится кругозор знаниями о новых профессиях, связанных с финансами;
  • научатся проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;
  • научатся правильно употреблять в речи экономические понятия и др.;
  • приобретут умения и навыки, позволяющие им участвовать в конкурсах по финансовой грамотности на различных уровнях.

Родители:

  • получат дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.

Педагоги:

  • получат систему работы по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности.

Реализация содержания проекта:

Данный проект осуществляется в рамках структурного подразделения «Детский сад № 9 комбинированного вида» с сентября 2021 по май 2023 гг. с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагогов и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В реализации проекта в процессе формирования начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста мы решили использовать методический комплект «АЛМА Финансовая грамотность». Это мощный, современный инструмент для педагога для решения образовательных задач, позволяет 100% использовать интерактивное оборудование, дает возможность использовать готовые, современные и интересные для ребенка игры, занятия, презентации. Материал очень красочный, интересный, простой, доступный и для педагога, и для детей.

Программное обеспечение мультимедийного устройства «Алма» содержит 10 интерактивных программ (10 уроков), помогающих детям увлекательно и понятно в игровой форме познакомится со сложными понятиями микро- и макроэкономики, узнать откуда берутся деньги, каким образом их возможно зарабатывать, хранить и приумножать, по каким принципам строится семейный бюджет. Знакомит детей с миром финансов с момента появления первых денег и до современных методов расчета. Дети в игровой форме могут пробовать себя в разных ролях и даже становятся настоящими предпринимателями. Каждый обучающий раздел подкрепляется анимационным фильмом на соответствующую тематику.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап проекта (август 2021 г.):

- изучение и подбор справочной, методической литературы и материалов сети интернет по теме проекта;

- выявление проблемы, цели, задачей проекта;

- подбор иллюстрационного материала и видеоматериала, необходимого для реализации цели проекта;

- информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта «Юные финансисты»;

- составление плана работы (занятий, мероприятий);

- создание развивающей среды для работы.

Практический (основной) этап проекта (сентябрь 2021 – май 2023 гг.):

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателей с детьми. Это использование методического комплекта «АЛМА. Фи-нансовая грамотность», раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации. Участие воспитанников и воспитателей в конкурсах по финансовой грамотности на различном уровне.

Заключительный этап проекта (май 2023 г.):

Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов работы:

- создание мультимедийной презентации проекта;

- обобщение и распространение опыта среди педагогов.

План реализации проекта

Месяц, год

проведения

Тема

Цели

Программное содержание

Оборудование

август 2021

Подготовка проекта

1. Изучение и подбор справочной, методической литературы и материалов сети интернет по теме проекта.

2. Выявление проблемы, цели, задачей проекта.

3. Подбор иллюстрационного материала и видеоматериала, необходимого для реализации цели проекта.

4. Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта «Юный финансист».

5. Составление плана работы.

6. Создание развивающей среды для работы.

  1. Методическая литература по финансовой грамотности
  2. Сеть Интернет

сентябрь 2021

Работать и зарабатывать

Закреплять понимание экономических категорий «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность».

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

1. Беседа «Поговорим о профессиях»

2. Просмотр видеофильма «Уроки тётушки Совы» - серия «Работа и зарплата»

3. Дидактическая игра «Вот так заработали»

4. Игра «Мои домашние обязанности»

5. Игра-спектакль «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар»

1. Уроки тетушки Совы - Работа и зарплата.

2. Карточки с изображением различных жизненных ситуаций»

3. Карточки с изображением различных видов домашнего труда, бумажные монеты.

октябрь

2021

Что такое деньги?

История денег

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением.

Воспитание уважительного отношения к деньгам.

Закрепить знания детей о возникновении денег.

Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

1. Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги?

2. История денег. Видео. (АЛМА)

3. Беседа «Как выглядят деньги и для чего они нужны?»

4. Мини-спектакль «Зайкина наход-ка»

5. Игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Какие бывают деньги»

1. Макеты денег

2. Кошельки

3. Мультимедийное устройство «АЛМА»

4. Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги?

5.Атрибуты для мини-спектакля.

ноябрь

2021

Что такое деньги? Практика

Научить понимать назначение денег.

Дать детям представление о денежной единице.

Дать понятие отличия монет от банкнот.

Совершенствовать навыки счета на примере монет.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться

1. Краткое повторение содержания предыдущего занятия.

2. Беседа «Чем отличаются монеты от банкнот».

3. Дидактическая игра на определение номинала.

4. Игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Где монеты, а где банкноты»

5. Чтение К.Чуковского «Муха Цокотуха»

6. Творческое занятие «Нарисуем деньги для нашей группы»

1. Макеты денег

2. Кошельки

3. Копилка

4. Мультимедийное устройство АЛМА

5. Белая, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

декабрь

2021

Путешествие в страну Денег. Потребности и возможности

Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.

Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

  1. Игра «Для чего нужны деньги»
  2. Рассматривание современных бумажных банкнот и монет России и других стран.

3. Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

4. Азбука денег тетушки Совы – «Потребности и возможности».

5. Игра «Выбираем самое важное»

6. Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика»

 1. Мяч для игры «Для чего нужны деньги»

2. Бумажные банкноты и монеты, национальная и иностранная валюта.

3. Иллюстрации для игры «Что можно и нельзя купить за деньги»

4. Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности.

5. 2 набора одинаковых картинок с изображением, необходимых для жизни вещей и продуктов.

январь

2022

Номинал

денег. Теория.

Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить определять номинал.

Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

1. Видео на мультимедийном устройстве АЛМА «Номинал денег»

2. Обучающая игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Найди пару. Деньги»

4. Рассматривание коллекции «Деньги СССР»

5. Рисование цветными карандашами и отпечаток монет

1. Макеты денег.

2. Кошельки.

4. Мультимедийное устройство АЛМА

5. Деньги СССР

февраль

2022

Номинал денег. Практика.

Познакомить детей с разными видами денег.

Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история).

Продолжать учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; учить определять номинал.

Помочь детям осознать роль денег в жизни людей

1. Беседа «Почему бывают разные монеты и банкноты. Как считать деньги. Как делать размен».

2. Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги.

3. Обучающая игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Номинал»

4. Обучающая игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Найди пару. Деньги»

5. Работа с лэпбуком «Номинал денег»

1. Макеты денег.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Кошельки.

4. Мультимедийное устройство АЛМА

5. Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги.

6. Лэпбук «Номинал денег»

март 2022

Цена и ценные вещи. Бартер.

Раскрыть сущность понятия «цена», учить понимать, из чего она складывается.

«Бартер» -  как обмене одной вещи на другую без денег.

 Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара, формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах.

Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

1. Беседа «Понятия «цена» и «Бартер»

2. Просмотр видеоролика «Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи».

3. Беседа о потребностях. Игра «Хочу и надо»

4. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

5. Беседа «Что такое цена и стоимость товара»

6. Игра «Сколько это стоит?»

1. Презентация игры «Хочу и надо».

2. Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи.

3. Мультфильм «Как старик корову продавал»

4. Пластилин, краски, цветная бумага, клей, ножницы

апрель 2022

Карманные деньги.

Формировать у детей понятия о карманных деньгах.

Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

1. Проблемная ситуация «Как сделать так, чтобы у тебя были деньги?»

2. Мультимедийная игра «Все профессии важны, все профессии нужны»

3. Просмотр и беседа по содержанию мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. - Карманные деньги»

4. Обучающая игра на мультиме-дийном устройстве АЛМА «Найди пару. Деньги»

1. Макеты денег.

2. Макеты пластиковых банковских карт

3.  Мультфильм   Азбука денег тетушки Совы. - Карманные деньги.

4. Мультимедийная игра «Все профессии важны, все профессии нужны»

5. Мультимедийное устройство АЛМА

май 2022

Хранение денег. Теория.

Формировать понятия о необходимости экономно и разумно относиться к финансам, воспитывать бережливость, расчетливость.

Систематизировать знания детей о способах хранения денег.

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

  1. Просмотр обучающего видео «Хранение денег».
  2. Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке»
  3. Дискуссия «Почему важно хранить деньги и где можно их хранить».
  4. Чтение сказки Л. Стахович «Где живут денежки»

5. Игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Банкомат»

6. Сюжетно-ролевая игра «Банк»

1. Макеты

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки

5. Мультимедийное устройство АЛМА

сентябрь 2022

Хранение денег. Практика.

Продолжать формировать понятия о необходимости экономно и разумно относиться к финансам, воспитывать бережливость, расчетливость.

Систематизировать знания детей о способах хранения денег.

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

1. Видео «Азбука денег тетушки Совы. – О банке».

2. Игра в группе «Я банкир»

3. Игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Больше- меньше»

4. Экспериментирование «Монета, банкнота, банковская карта»

5. Экскурсия к банкомату.

6. Спектакль «Денежкин домик»

1. Макеты денег.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки.

5. Мультимедийное устройство АЛМА

6. Азбука денег тетушки Совы.– О банке.

октябрь

2022

 Как проверить и посчитать деньги

Продолжать учить дошкольников разумно распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых.

Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка).

Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета».

Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление

Воспитывать бережное отношение к деньгам.

1. Беседа. Объяснение понятий.

2. Презентация «Деньги в разных странах».

3. Игровые ситуации: как использовать разные деньги при покупке?

4. Беседа «Фальшивые деньги».

5. Дидактические игры «Расплатись за покупки» и «Собери нужную сумму»

1. Раздаточный и демонстрационный материал.

2. Презентация.

ноябрь

2022

Заработок и покупка товаров.

Экономия.

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость.

Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета.

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами

1. Беседа «Какой бывает доход. Какие бывают расходы».

2. Дидактическая игра «Что важнее».

3. Игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Уравновесь».

4. Беседа «Где покупают и продают разные товары?»

5. Игра «Где что купить?»

6. Создание интеллект - карты «Куда мы ходим за покупками»

1. Макеты денег.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки.

5. Мультимедийное устройство АЛМА

6. Картинки для интеллект-карты

декабрь

2022

Путешествие в страну Экономия. Экономим тепло, воду, свет.

Формировать умение правильно распоряжаться финансами (потребительская грамотность), учить экономно относиться к ресурсам.

Дать представление о том, что при экономном отношении к ним мы экономим финансы семьи.  

Развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления. Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями

1. Беседа «Экономия тепла, света и воды» с просмотром презентации.

2. Аппликация «Придумай знак – напоминание береги природные ресурсы»

3. Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы – Умение экономить»

4. Игра «Деньги получили – ерунды накупили»

5. Беседа «Тратим разумно, экономим»

1. Презентация к занятию

2. Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить»

3. Карточки с изображением товаров, картонные монеты (условные деньги), для игры.

январь

2023

Магазины. Реклама.

Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна реклама.

Воспитывать интерес к полезной рекламе.

Научить детей правильно воспринимать рекламу

1. Беседа «Известные производители товаров. Реклама».

2. Игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Магазин»

3. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Девяточка»

4. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

5. Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи)

1. Макеты денег.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки.

5. Мультимедийное устройство АЛМА

6. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры

7. Мультфильм «Барбоскины и реклама»

февраль

2023

Бюджет семьи. Накопления.

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи.

Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия».

Воспитывать чувство меры в своих желаниях.

Воспитывать правильное отношение к деньгам

1. Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет.

2. Беседа «Какие расходы бывают у семьи».

3. Дидактическая игра «Классификация расходов»

4. Игра на мультимедийном устройстве АЛМА «На что ты накопил»

5. Рисование по замыслу «О чем я мечтаю»

6. Беседа «Копим и сберегаем»

7. Чтение сказки «Хранители бюджета»

1. Макеты денег.

2. Макеты пластиковых банковских карт, макеты счёта в банке.

3. Копилка.

4. Кошельки.

5. Мультимедийное устройство АЛМА

6. Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет.

март

2023

Доходы и расходы. Как потратить деньги с пользой

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах

1. Дидактическая игра «Что можно купить за деньги?»

2. Физминутка «Для чего нам деньги»

3. Разбор темы с мультимедийной презентацией.

4. Игра «Желаемые и необходимые расходы»

5. Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы – Осторожно, деньги!»

1. Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы- серия 8 – Осторожно, деньги!»

2. Карточки с изображением расходов+ игровое поле для каждой команды (красно-синее)

апрель

2023

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары. Закрепить представления детей о многообразии товаров, развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него. Знакомство детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

  1. Интеллектуальная игра «Что?  Где? Когда?»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Девяточка»
  3. Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы – серия 9 – Об экономике».
  1. Атрибуты для игры «Что? Где? Когда?»
  2. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры
  3. «Азбука денег тетушки Совы – серия 9 – Об экономике».

май

2023

Викторина «Путешествие в страну Экономику».

Итоги курса. Вручение дипломов.

Проведение викторины. Закрепить представления детей об экономике.

Подведение итогов курса.

Развивать дальнейший интерес к изучению экономических наук, занятиям финансовой грамотности.

  1. Викторина «Путешествие в страну Экономику»
  2. Азбука денег тетушки Совы – Я вырасту богатым!
  3. Игра на мультимедийном устройстве АЛМА «Я предприниматель»
  4. Итоги курса. Вручение дипломов.

1. Атрибуты для викторины.

2. Грамоты (медали) за работу в викторине.

3. Дипломы о прохождении «Курса экономической грамотности для детей»

4. Мультимедийное устройство АЛМА.

5. Азбука денег тетушки Совы – Я вырасту богатым!

Работа с родителями

Тема

Цель

Форма проведения

сентябрь 2021 г.

«Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах»

Формирование у родителей определенных представлений и практических умений в вопросах финансовой грамотности детей.

Консультация

декабрь 2021 г.

 Мой ребенок и финансовая грамотность

Определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

Анкета для родителей

апрель 2022

Карманные деньги

Практические рекомендации для родителей, направленные на развитие финансового мышления.

Презентация

сентябрь 2022 г.

Что же такое банк?

Включить в совместную деятельность родителей с детьми и педагогом.

Экскурсия родителей с детьми в банк

январь 2023

Как можно сэкономить деньги в семье

Рекомендации, как можно сэкономить деньги.

Памятка родителей

май 2023

Юный финансист

Показ итоговой мультимедийной презентации по реализации проекта

Презентация

В течении всего срока реализации проекта.

Пополнение РППС. Изготовление атрибутов для игр (кошельки, визитницы, банковские карты); лэпбуков; настольных игр.

Включить в совместную деятельность родителей с детьми и педагогом.

Практическое задание для родителей

Вывод проекта

В процессе реализации проекта «Юный финансист» в группе были созданы все необходимые условия для формирования начальных навыков финансовой грамотности у воспитанников. Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, лэпбуки, коллекции монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Все это способствует погружению детей в мир экономики.

До конца реализации проекта осталось несколько месяцев, но уже сейчас можно уверенно сказать, что гипотеза проекта подтвердилась. У наших воспитанников сформированы первичные знания и навыки о финансовой грамотности и экономике, а также расширились их представления о профессиях, связанных с финансами. Они стали активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия.  Родители заметили, что дети стали проявлять бережливость в повседневной жизни, а также отметили, что они узнали откуда берутся деньги, каким образом их возможно зарабатывать, хранить и приумножать, по каким принципам строится семейный бюджет.

Дети приобрели умения и навыки, позволяющие им участвовать в конкурсах по финансовой грамотности на различных уровнях. Наши воспитанники стали участниками республиканского конкурса рисунков «Финансовый мир глазами детей». Мы участвовали в конкурсе методических разработок в рамках регионального этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена». Пуряева Мария Николаевна представила опыт работы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на конкурсе «Воспитатель года», показав мастер-класс для педагогов и мероприятие с детьми. Также на педагогическом совете мы неоднократно делились опытом работы с педагогами по формированию начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Хотелось бы отметить, что участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Данный проект позволил сделать процесс по формированию начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста более интересным и доступным.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Практическая значимость работы состоит в том, что наш проект «Юный финансист» может применяться в работе воспитателей старших и подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений.

Опираясь на положительные результаты проекта и на растущий интерес детей и родителей к данной теме, планируем пополнять развивающую предметно-пространственную среду своей группы новыми дидактическими играми, книгами по финансовой грамотности детей, настольными экономическими играми, лэпбуками по теме, пополнять картотеку видео и презентаций, интерактивных игр, а также продолжить использовать мультимедийное развивающее устройство «АЛМА» в формировании предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературных источников

  1. Методическое пособие АЛМА «Финансовая Грамотность детям 3-10 лет». – Санкт-Петербург, АЛМА, 2020.
  2. Методические рекомендации для воспитателей / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
  3. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов, и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
  4. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
  5. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
  6. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
  7. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 64 с.
  8. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176 с.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Проект «Юные финансисты»

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.Проект«Юные финансисты»Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об эк...

Интерактивная игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный финансист"

Интерактивная игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный финансист"...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

ull;Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:Формировать основы финансов...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Юные финансисты"

Грамотное отношение к собственным деньгам  и  опыт  пользования  финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благопо...