Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Юные финансисты"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

Грамотное отношение к собственным деньгам  и  опыт  пользования  финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_finansisty.docx145.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpgРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

 

Проект

по формированию основ финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста.

«Юные финансисты»

D:\Финансовая грамотность\ОТЧЕТ 2020\Работа с родителями\ПРИЛОЖЕНИЯ\Куприянская Т.П. Обучение  основам фина!!нсовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.jpg

Автор проекта:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

с. Мыс Каменный

Актуальность и социальная значимость

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.

Гипотеза

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотное отношение к собственным деньгам  и  опыт  пользования  финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Поэтому в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в сентябре 2019 года в Мыскаменском детском саду разработан  долгосрочный образовательный проект «Юные финансисты». В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности старших дошкольников.

Проект «Юные финансисты» разработан в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации».

Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.  Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками. В использовании информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования.

Постановка проблемы

Помочь детям старшего дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему  нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта: создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста,  как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Проект направлен на решение задач:

Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности.

Образовательные задачи: 

  • ознакомить старших дошкольников с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;

Развивающие задачи: 

  • развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике,
  • развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  • развить навыки осмысленного поведения;
  • развивать речь, внимание, мыслительные операции.

Воспитательные задачи: 

  • воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
  • воспитатели групп, родители. Условно они разделены на целевые группы.

Целевые группы участников

Целевые группы участников

Субъекты проекта

Содержание деятельности

Реализаторы (непосредственные)

Педагоги групп старшего дошкольного возраста

5-7 лет

Проведение в форме игровых заданий диагностики знаний детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет): знание ребенком потребностей семьи; представления о труде родителей; представлений об экономических понятиях; проявление интереса к окружающим явлениям современного общества для решения задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
  • оптимизации работы с группой детей.

Непосредственная реализация проекта в соответствии с тематическим планом, интеграция в образовательном процессе всех видов детской деятельности.

Реализаторы

(опосредован

ные)

Родители

 (законные представители)

Создание домашнего развивающего пространства, поддержка ребенка и педагога в реализации проекта, обмен опытом по организации детской деятельности в домашней среде и установлении собственных взаимоотношений с ребенком.

Непосредственные участники

Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Непосредственное участие в проекте «Юные финансисты». Посещение тематических занятий.

Сроки реализации проекта: 2019-2020 г.г.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный

Направления деятельности: Данный проект в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и интегрируется во всех 5 образовательных областях.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный (сентябрь 2019- октябрь 2019 г):

  • Составление поэтапного плана работы проекта;
  • Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные финансисты».
  •  Составление тематического плана работы с детьми
  • Организация развивающей среды.

II этап – Практический (основной) (ноябрь 2019 г. - апрель 2020 г.)

  • Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.
  • Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
  • Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам финансового  воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег, оформление «папки – передвижки».
  • Экскурсия  в продуктовый магазин, к банкомату, на почту, сбербанк, библиотеку.

III этап – заключительный, дистанционный (май 2020)

  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ, среди широкой публики

Управление и обеспечение проекта

Система работы по формированию основ финансовой грамотности детей   рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, в ходе НОД,   их продолжительность составляет 25 - 30 минут.

Занятия проводятся в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей образовательной деятельности и необходимого оборудования.

Знания по обучению основ финансовой грамотности даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач, кроссвордов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
  • анализ, классификация предметов;
  • обобщение по заданному признаку;
  • сравнение и выделение главного;
  • простые умозаключения;
  • действия по предложенной схеме-алгоритму
  • Игровые упражнения для развития математических способностей:
  • овладение счетными операциями;
  • формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
  • сравнение количества предметов;
  • освоение количественного и порядкового счета
  • решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Ресурсное обеспечение:

  • Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм.
  • Наглядно-иллюстративный материал: карта-схема прихода воды в дом, лабиринты «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергию - включай электросчетчик», карта-схема «Путешествие в поселок», перспективная карта покупок.
  • Игротека:  «Дороже - дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Оптовичек», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Строительство дома», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Рекламное агентство», лэпбук «Все профессии важны!»
  • Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
  • Компьютерное оборудование.
  • Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
  • Мультфильмы  С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки тетушки Совы».
  • Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Методы формирования финансовой компетентности

Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы  коррекции и уточнения представлений детей о мире.

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  • Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 
  • Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 
  • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
  • Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта.
  • Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Педагоги:

–   Высокий  уровень  овладения   теоретическими, методическими, технологическими знаниями педагогами по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста

Родители (законные представители):

– Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями.

– Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями.

В рамках реализации проекта проводится мониторинг уровня финансовой грамотности.

Определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности используется диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Были выделены следующие показатели сформированности основ финансовой грамотности, динамику которых необходимо  отследить в ходе реализации Проекта.  

Критерии и показатели (целевые ориентиры) основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

  • знание ребенком потребностей семьи;
  • представления о труде родителей;
  • представления об экономических понятиях;
  • проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо - деятельностный компонент (экономические умения)

  • отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;
  • общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

  • проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;
  • оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень:  дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Тематический план   мероприятий с детьми

Тема

Педагогические средства

Оборудование

Сроки

Входящая диагностика

Беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение

сентябрь

 Раздел 1. «Финансовая азбука»  Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

  1. познакомить детей с многообразием потребностей человека;
  2. научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
  3. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Что такое потребности?

Потребности семьи

Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра  «Если бы я выиграл миллион…»

Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?»

октябрь

2

Что необходимо человеку?

Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».

Раздел 2. «Труд»  Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

Задачи:

  1. расширить представления детей о труде взрослых;
  2. познакомить детей с многообразием профессий человека;
  3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
  4. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
  5. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;

1

Почему все взрослые работают?

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны»,  фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши.

ноябрь

2

Путешествие в страну профессий

Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

Раздел 3. «Товар. Результаты труда человека»  Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «реклама»;
  2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
  3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
  4. объяснить, от чего зависит цена товара;
  5. развивать внимание, мыслительные операции, речь;
  6.  воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

1

 «Кто что делает?»

Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки.

 Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.  

декабрь

2

Что такое товар?

Обмен и покупка товаров

Беседа,  загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости.

Сказки «Муха-Цокотуха» и  «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и  демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер,  мультимедиапроектор, экран.

Раздел 4. «Деньги»  Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
  2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
  3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
  4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
  5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
  6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
  7. формировать разумное отношение к расходованию денег;
  8. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Деньги. Монета. Банкнота.

Беседа,  д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

январь

2

«Достоинство монет и купюр»

Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку»

Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр.

3

«Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?»

Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка

 Раздел 5. «Семейный бюджет»  Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
  2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
  3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

«Семейный бюджет»

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

февраль

2

Как приходят деньги в семью, азбука доходов

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

Раздел 6.  «Семейные доходы и расходы» Цель: расширить  представление  детей  о  том,  как  складывается  семейный  бюджет;  познакомить с новым понятием  «расходы», какими они бывают (на товары длительного  пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);  

Задачи:

  1. познакомить с понятием «денежные сбережения»;
  2. продолжать знакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
  3. закрепить понятия «доход», «расход»;
  4. раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его  основные  источники  (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).  
  5. воспитывать  в  детях  бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.  

1

«Семейный  бюджет и расходы семьи»  

Упражнения, проблемная ситуация, игра - размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К.   Чуковский  «Муха-цокотуха»,  В. Даль «пословицы и поговорки»,  дидактическая  игра  «Какие бывают доходы».  

Атрибуты   к   сюжетно-ролевой   игре   «Супермаркет»,   карточки   с  изображением  членов  семьи;  карточки  с  изображением  предметов,  символизирующих  основные     и   неосновные      расходы,     иллюстрации      с   изображением       различных     видов  деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка,  
компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

март

2

«Азбука юного финансиста»

Чтение художественной литературы «Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

Раздел 7. «Юные финансисты»     Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. расширить  знания детей о возникновении  денег, о том,  что служило деньгами для древних людей;
  2. развивать  память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

1

«Путешествие в сказочную страну Финансов» 

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ - визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

апрель

2

«Юные финансисты»

Игра «Брейн-ринг», команда «Знайки»  и  команда  «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами.

Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек.

Диагностика на конец учебного года

Беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение

май

План работы с родителями

Наиболее важный эффект, который   ожидается от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета познакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями будут выполнять задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.  

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников» представлен по ссылке: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/01/opyt-raboty-obuchenie-osnovam-finansovoy-gramotnosti-starshih + презентация

Перспективы   развития проекта «Юные финансисты»

Планируется в дальнейшем продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности. С этой целью администрацией детского сада приобретено 2 учебно-методических комплекса к программе финансового воспитания детей по методике профессора Кузнецовой Н.А.:  «Копеечка 5+»  и   «Дети и денежные отношения». Материал прошел экспертизу и апробацию, соответствует требованиям федерального государственного стандарта.

Запущен совместно с родителями мини-проект «Изготовление банкомата и инфокиоска своими руками»

Изготовление совместно с детьми лэпбука «Путешествие в страну ЭКОНОМИКА»

 Осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Проект рекомендован для участия в конкурсе                          ___________________   Б.Г.Искакова

«Ярмарка педагогических идей и проектов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы

Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

Проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ».

          Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является ...