Проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Кононенко Ирина Леонидовна

Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_finansist.docx96.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 8 «Белоснежка»

Проект

 по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников

«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»

Разработали:

Кононенко И.Л.

Ситникова Т.Н.

г. Мегион, 2024 г.

            Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Актуальность

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров? Начинать знакомить детей с экономикой надо уже в детском саду. Дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках. Необходимо заложить у детей дошкольного возраста основы экономического образа мышления, осознание того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях…

Цель: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи:

- Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;

- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
-  Развивать познавательный  интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности  развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей;
- Воспитывать нравственные качества  разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Принципы реализации проекта:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

-принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

-реализовать полученный детьми опыт в кругу семьи.

Участники проекта:

  • дети старшей группы;
  • воспитатели группы;
  • родители.  

Сроки реализации проекта: долгосрочный, октябрь-апрель.

Тип проекта: информационно – практико - ориентированный.

Материалы и оборудование:

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги по теме.

Методы реализации проекта:

-игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

-словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы. Пояснение и др.);

-наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.)

-практические (исследование, моделирование и др.)

Предварительная работа:

  •   прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;
  •   решение ситуативных задач по финансовой грамотности;
  • просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;
  • чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;
  • обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.

Продукты проекта:

  • газета «Семейный бюджет»,
  • альбом «Деньги разных стран»,
  • игротека «Финансовая грамотность»,
  • раздаточный материал для изучения финансовой грамотности,
  • методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта,
  • план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста,
  • презентации, подборка литературы по финансовой грамотности.

Этапы работы над проектом:

-подготовительный;

-практический;

-заключительный

Ожидаемый результат:

 Для детей:

-  развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности  развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
-  Воспитаны нравственные качества  разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

 Для родителей:

- Повысить экономическую образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;

Для педагогов:

- Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- Повысить профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности.

Тематическое планирование

Этапы реализации проекта

Мероприятия

1 этап:

Подготовительный

Сентябрь

1. Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».

3. Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

4.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

5. Создание развивающей среды по теме проекта.

6. Создание разнообразных картотек по финансовой грамотности;

7. Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин».

8. Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей.

Работа с детьми

Сентябрь

Что мы знаем о финансах?

Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей»

Октябрь

История возникновения денег

Беседа «Что такое деньги? История возникновения денег»

Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

Д.игра «Путешествие денежки»

Рисование «Нарисуй купюру будущего»

Д.игра «Что угодно для души»

Чтение пословиц и поговорок по теме

Ноябрь

Бюджет семьи

Беседа «Бюджет семьи»

Д.игра «Какие бывают доходы?»

С.р игра «Семья. Все зарабатывают деньги»

Чтение и обсуждение сказок

Лепка из соленого теста «Товары для магазина»

С.р игра «Магазин»

Декабрь

Что такое экономика?

Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономика»

Игра-беседа «Что такое экономика?»

Чтение пословиц и поговорок по теме

Чтение и обсуждение сказок

Аппликация «Друзья гнома Эконома»

Проблемная ситуация «Удачная покупка»

Январь

В мире современных профессий

Беседа «В мире современных профессий»

Рисование «Моя будущая профессия»

Проблемная ситуация «Кто работает в банке?»

Сюжетно-ролевая  игра «Сберкасса», «Кафе»

Чтение и обсуждение сказок

Игра «Кому что нужно?»

Дидактическая игра «Угадай, где продаются»

Февраль

Наши потребности и возможности

Беседа «Что такое потребности?»

Дидактическая игра «Давай положим в корзинку»

Дидактическая игра «Наши потребности»

Чтение и обсуждение сказок

Дидактическая игра «Хочу и надо»

Сюжетно-ролевая  игра «Магазин»

Просмотр мультфильмов

Март

Мир рекламы

Игра-занятие «Мир рекламы»

Создание рекламного альбома из газетных, журнальных верезок

Беседа «Какой товар лучше?»

Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

Рекламная компания – дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи

Чтение и обсуждение сказок

Апрель

Мы много знаем о финансах!

Игра-занятие «Ярмарка»

Проблемная ситуация «О чем говорят вещи?»

Сюжетно-ролевая  игра «Кафе»

Чтение и обсуждение сказок

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Май

Подведение итогов

Итоговая диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей»

Работа с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» 

Консультация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Октябрь

Информирование педагогов о содержании и значении проекта на педагогическом совете

Стендовые консультации для родителей

Ноябрь

Консультации, рекомендации «Азы финансовой грамотности в семье»

Деловая игра «Осенняя ярмарка»

Декабрь

Стендовые консультации для родителей

Январь

Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников»

Стендовые консультации для родителей

Февраль

Стендовые консультации для родителей

Март

Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам — это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей»

Газета «Семейный бюджет: доходы и расходы»

Апрель

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей 

Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах»

Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»

Май

Работа с педагогами: обобщение опыта работы по проекту на педагогическом совете

Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности»

3 этап

Заключительный

1. Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; 

2. План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

3. Альбом «Деньги разных стран»;

4. Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей  «Изготовление копилки»;

5. Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Приложения

Приложение № 1

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

б) положительно;

в) отрицательно;

г) не готов оценить значимость курса.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

а) до 3-х лет;

б) в старшем дошкольном возрасте;

в) в школе;

г) не вижу необходимости в таком обучении.

3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

а) да, он проявляет живой интерес;

б) да, но курс является сложным для его восприятия;

в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

а) ничего не изменилось в поведении ребенка;

б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;

в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;

г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;

д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;

е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.

6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно.

Приложение № 2

Консультации и рекомендации для родителей

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки.

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

¬ Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

¬ Возьмите ребенка в банк.

¬ Поговорите с детьми о вложении денег.

¬ Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

¬ Научите детей зарабатывать деньги.

¬ Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

¬ Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

¬ Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

¬ Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

¬ Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

Приложение №3
           Игры с экономическим содержанием

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

Приложение № 4

Конспект НОД «Путешествие в страну Экономика»

Задачи:

- Научить выделять главное направление использования денег людьми.

- Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.

-  Расширять знания о производителях товаров и услуг

- Упражнять детей в решении экономических задач.

- Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Предварительная работа:

- Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.

- Беседа на тему «Не все покупается и продается».

-Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители».

- Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.

- Заучивание пословиц по теме.

- Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку.

Материал:

ковер-самолет, корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

Дети: перечисляют виды транспорта.

Воспитатель: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик-Хоттабыч?

Дети: на ковре-самолете.

Воспитатель: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре – самолёте»

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

Воспитатель: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.

Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми иничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом»

Воспитатель: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)

Воспитатель: Первая остановка называется «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.

(Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене).

Воспитатель: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это.что?

Дети: Крокодил Гена получал зарплату.

Воспитатель: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

Дети: папа, мама, бабушка…

Воспитатель: За что они получают зарплату?

Дети: за выполненную работу(дети читают стихи)

1.Вот и месяц пролетел

Чему я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

2. День зарплаты наступил

Папа в магазин сходил.

Мамин пополнился гардероб,

А я получил самолет.

Воспитатель: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?

Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (дети читают стихи)

1.Сегодня первое число,

Чему я очень рад:

Ведь получает в этот день

Стипендию мой брат…

2. Я объяснил своим друзьям,

Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия –

Студенческая зарплата.

3. Студентам за учебный труд

Стипендия положена.

Брат купит много книг себе,

А мне мороженое!

Воспитатель: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

Воспитатель: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?

Дети: доход будет больше.

Воспитатель: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.

(Дети считают до 10) (Весь рассказ сопровождается показом картинок и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)

Воспитатель: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

Воспитатель: Лопаем шар под цифрой 2. Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

Дети: люди получают деньги за свой труд.

Воспитатель: Для чего нужны деньги?

Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто–напросто ….(товар)

Воспитатель: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети: Нет.

Игра «Что продается, что не продается» (см. приложение № 2)

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

Воспитатель: Третья остановка называется «Трудовая».

Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.

В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали? (за правильные ответы дети получают монетки)

Дети:

Каков работник, такова ему и плата.

Дело мастера боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)

Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?

Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?

Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?

Кто шьет из ткани сарафан для Тани?

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

Кто границы охраняет и наш сон оберегает?

Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?

Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

Воспитатель: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?»

(Дети подбирают к картинке профессии - его результат труда) Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.

(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)

Воспитатель: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. И пора нам возвращаться в детский сад.

(Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его)

«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».

(Поощрение детей. Дети под музыку улетают на ковре-самолете)

Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги и потратить их в «Магазине»

 Приложение №5

Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников. 

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.

    Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Методы обучения. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа).

Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

Формы словесного обучения.

Беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Тестовый метод. Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.

Их он сможет тратить на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

- что такое деньги, какие они бывают;

- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

- что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;

- как планировать свои расходы;

- техника безопасности использования банковских карт.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

 Приложение № 6

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Приложение № 7

Конспект НОД «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

Воспитатель: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

Кот: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот? (Варианты ответов).

Кот: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги). А кто знает, зачем они нам?

Дети: Варианты ответов.

Кот: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Дети: Варианты ответов.

Кот: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

Воспитатель: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.

Кот: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям.

Воспитатель: Ребята, какие были деньги в мультфильме?

Дидактическая игра «Что когда было?»

Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.

Физминутка «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?

Какие желания были у девочки?

Кот: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

Воспитатель: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом магазине.

Воспитатель: Что загадывала девочка из сказки?

Дети: Куклы, баранки, велосипеды.

Кот: Ребята, давайте с вами нарисуем, то, что можно девочка загадала.

(Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка. Кот ученый рассматривает рисунки детей).

«Экскурсия в магазин»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями города их назначением магазин «Продукты»;

закреплять умения считать в пределах 10;

профессии людей продавец продуктового магазина,

содержанием и значением их труда для жителей города.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена. Что могут продать детям? (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Дети: Пройти с ним на кассу.

Воспитатель: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Дети: Продавец.

Воспитатель: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.

Воспитатель: А что потом мы делаем? (ответы детей).

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги? (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?

Экскурсия в магазин

Воспитатель: Ребята, что мы видим в магазине?

Дети: еду, продукты, чай и т. д.

Воспитатель: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Дети: Пройти на кассу и оплатить.

Воспитатель: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

Воспитатель: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин?

Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить? (Ответы детей).

Воспитатель: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.

 

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;

закреплять знания о деньгах;

продолжать формировать интерес детей к игре;

закреплять умения считать в пределах 10;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

Ход игры:

(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине? Можно отходить далеко от родителей в магазине?

Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

(Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар.

Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?

Покупатель: Спасибо сейчас сам.

(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара. Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит).

Продавец: Вот вам карта скидок.

Все продукты на витрине:

чай, конфеты, колбаса –

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте.

Деньги в кассу отдавайте.

Покупатели расходятся по отделам.

В нашем городе наступил вечер.

Рабочий день закончился.

Закрываются магазины.

(В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются).

 

Приложение № 8

Конспект занятия

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ»

Цель:

дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение.

Материал:

картинки с изображением денег, монеты, карандаши, альбомные листы.

Ход занятия:

Копейка: Ребята, здравствуйте! Меня зовут Копейка. Я такая несчастная меня все обижают, говорят, что я такая маленькая, что без меня можно обойтись, ведь на 1 копейку ничего нельзя купить.

Воспитатель: Не расстраивайся, Копеечка. Наши ребята знают такую пословицу: «Копейка - рубль бережет!»

Ведь из таких маленьких копеечек, как ты, состоит рубль. Если собрать много твоих подружек, можно купить много конфет и вообще всего, чего пожелаешь.

Копейка (радостно): Ой, правда, ребята? Как я рада. Я сейчас пойду и расскажу об этом своим подружкам.

Воспитатель: Подожди, Копеечка, еще успеешь это сделать. А сейчас мы хотели бы узнать историю о том, как ты появилась на свет. Правда, ребята? (Да, хотим.)

Копейка:

Появилась я на свет давно,

Назначенье у меня одно:

В магазине вы берите - все,

Что только захотите,

Только к кассе подойдите

И, конечно, заплатите.

Воспитатель: Как вы думаете, как люди расплачивались, когда денег еще не было? (ответы детей): Может, камешками? Или палочками?

Копейка: Может быть, древние люди действительно расплачивались камешками, но позже — ракушками, которые назывались каури. Их собирали на веревочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар, например, одного быка на 2 топора. Воспитатель: Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом? (Не очень.) 

Почему? Вот представьте, что вы идете в магазин, что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или корову, чтобы расплатиться.

Дети: Это неудобно, потому что они занимают много места, их нельзя положить в карман, как деньги.

Воспитатель: Молодцы. Правильно. А сейчас давайте дослушаем рассказ Копеечки.

Копейка: Позже появились металлические деньги (показывает картинку). Они были тяжелые и занимали много места. И, наконец, появились бумажные деньги (показывает картинку).

Воспитатель: А какими деньгами мы пользуемся сейчас?

Дети: Бумажными, металлическими монетами.

Воспитатель: Чем, по-вашему, удобнее пользоваться?

Дети: Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических монет.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей для Копеечки, а потом поиграем с ними в магазин.

Приложение № 8

План – конспект занятия «ДЕНЬГИ»

Цель занятия:

познакомить детей с деньгами, их предназначением.

Материалы:

для воспитателя: деньги – монеты достоинством один, два, пять рублей; купюры достоинством 10, 50 рублей; копейки; простые предметы, с которыми часто сталкиваются дети, например, ручка, карандаш, наклейка, ластик и т. д. (реальная цена предметов не должна превышать десяти рублей).

Беседа с детьми

Вопросы детям:

 кто из взрослых в вашей семье работает?

 кем они работают?

 что взрослые получают за свой труд?

 что такое деньги?

 какие российские деньги вы знаете?

 зачем они нужны?

 Ha что расходуют деньги? (Платят за квартиру, покупают продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых.)

Выслушав ответы детей, обсудите их. После этого предложите детям рассмотреть бумажные купюры и монеты, сравнить их и сказать, чем они похожи и чем отличаются. Обратите внимание детей на то, что с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны - герб нашей страны. Расскажите, что деньги делают из разных материалов (бумажные, металлические), они бывают разных цветов.

Затем воспитатель показывает какой-либо предмет и спрашивает у детей, сколько рублей он может стоить; если ребенок не знает, педагог называет реальную цену. Например, ручка может стоить 3, 4 рубля и т.д.

Советы воспитателю

Внесите в книжный уголок книги, в которых упоминаются деньги. Можете вспомнить сказку «Золотой ключик», особое внимание уделите деньгам, которые встречаются в ней, рассмотрите иллюстрации. Этот материал понадобится к следующему занятию.

Посоветуйте родителям по дороге из детского сада домой, в магазине, обратить внимание детей на цены на различные товары, особое внимание следует уделить товарам, ценой до 10 рублей, а также отметьте, что один предмет может быть разной стоимости.

Приложение № 9

План-конспект занятия «ДЕНЬГИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Цель занятия: познакомить с историей возникновения денежных знаков.

Материалы: для воспитателя: деньги (монеты, купюры).

Беседа с детьми

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о деньгах. За это время мы вспомнили много интересных книг, в которых упоминаются деньги, рассмотрели иллюстрации. Поэтому, я надеюсь, вам нетрудно будет ответить на мои вопросы.

Вопросы детям:

 всегда ли деньги были такие, как сейчас?

 от какого слова произошло слово рубль?

 чем одна монета отличается от другой?

 чем отличаются бумажные деньги друг от друга?

 всегда ли будут деньги?

Выслушав ответы детей, обсудить их.

Для справки

В древности люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Гончары меняли горшки. Кузнецы — наконечники для стрел, топоры. Земледельцы - зерно, масло. Скотоводы — овец, шерсть, кожу.

Обмениваться разными вещами было не очень удобно, и люди стали думать, какой предмет можно использовать для любого обмена. Перепробовали многое: и скот, и разные продукты. Но они не подходили: скот надо кормить, продукты портятся.

Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении или при переходе из рук в руки. В разные времена деньгами служили морские раковины, шкурки животных. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди подешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже есть недостаток: они очень тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые ездили торговать в далекие страны, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как не прячь, грабители сразу его найдут. И поэтому люди придумали хранить золото в банках, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки. Так появились бумажные деньги. Деньгами оплачивают вещи, продукты, различные товары и услуги.

Обратите внимание детей на то, что слово «рубль» произошло от слова «рубить», что монеты отличаются одна от другой величиной (сравните их, накладывая одну монету на другую). Чем больше размер, тем она дороже, и наоборот. Вместо денег иногда используют карточки (если есть возможность, покажите). Их основное достоинство в том, что они занимают мало места, и с их помощью можно расплатиться за товар в магазине. С этими карточками можно ездить в другие страны, не имея при себе денег. В каждой стране свои деньги, называются они по-разному. Можно спросить у детей, какие еще деньги, кроме российских, они знают.

Приложение № 10

Консультация

Почему мы пользуемся деньгами?

Мы используем деньги как средство платежа за товары и услуги. Сегодня люди расплачиваются за что-либо монетами, банкнотами (бумажными деньгами), чеками, кредитными карточками, дебетовыми карточками (карточки, которые используются я при расчетах через кассовые автоматы). А до того как были изобретены деньги, люди могли что-либо приобрести, только давая что-нибудь другое в обмен на желаемую вещь. Сделать равноценный обмен было трудно, да и сделку приходилось завершать сразу. После введения денег появилась возможность большей гибкости при приобретении товаров или услуг: деньги позволили устанавливать стандартные цены, их можно было копить и использовать для покупок в дальнейшем.

У разных народов деньгами служили различные вещи. В качестве денег могло использоваться все, что угодно, любая вещь, которая для какой-то группы людей считалась ценной и важной для жизни. Раковины и перья, меха и ткани, соль и скот использовались в качестве денег в разное время, устанавливая стандарт, по которому измерялись все остальные вещи. С самых ранних времен деньгами служили благородные металлы — золото и серебро, так как это были долговечные материалы, которые можно было перевозить, делить на части, и многие группы людей считали их ценными. В качестве денег использовались тщательно взвешиваемые количества этих металлов; эта практика и привела к изобретению монет в VII веке до нашей эры в царстве Лидия (сейчас это Турция). На первых монетах указывался их вес и достоинство.

Бумажные деньги, или банкноты, вошли в обращение в Китае примерно в X веке. Из-за того, что китайские монеты были тяжелыми, люди начали оставлять их у купцов, которые давали расписки, и этими расписками иногда пользовались при покупке товаров. Вскоре китайское правительство взяло на себя работу по печатанию расписок, которые люди могли использовать в качестве денег. Хотя банкноты были просто бумажками и сами по себе ценности не представляли, они стали деньгами потому, что они представляли ценности — в частности, золото и серебро, хранившееся в других местах. Монеты впоследствии также стали символом ценности, а не самой ценностью.

Когда-то изготавливающиеся из серебра и других благородных металлов, в настоящее время монеты делаются из недорогих металлов в различных комбинациях. Чеки и кредитные карточки, которые распространены сегодня, также представляют деньги, а применяются потому, что ими удобно пользоваться.

Как происходит обращение денег?

Объясним это на примере Соединенных Штатов Америки. После того как в Бюро чеканки и печати отпечатают новые деньги, Казначейство Соединенных Штатов Америки отправляет их в 12 Федеральных резервных банков, расположенных по всей территории страны. Резервные банки распределяют наличные деньги по коммерческим банкам и другим учреждениям, в которых люди хранят свои деньги.

Клиенты забирают деньги из банков и тратят их на горючее, пищу, книги и так далее. Затем магазины сдают деньги в банк, и процесс повторяется.

Что происходит со старыми деньгами?

Когда деньги изнашиваются, становятся грязными или поврежденными, коммерческие банки отправляют купюры в один из Федеральных резервных банков для замены на новые. Если Резервный банк решит, что деньги непригодны для обращения, их уничтожают, (Поврежденные монеты возвращают в Казначейство).

Хотя купюры изготавливают из бумаги более прочной, чем обычная, они, тем не менее, не могут находиться в обращении долго, так как изнашиваются. Банкноты различного достоинства имеют разную устойчивость к износу: банкноты малого достоинства изнашиваются быстрее, так как ими пользуются чаще. Однодолларовая купюра, например, держится в обращении 18 месяцев; двадцатидолларовая купюра может находиться в обращении два года, а стодолларовая — в течение восьми с половиной лет. Монеты, естественно, более долговечны — они служат примерно 25 лет. Замену старых купюр на новые может производить не только Федеральный резервный банк. Любой человек может сдать изношенную или рваную купюру в местный банк и получить взамен новую. Если сохранилась хотя бы половина купюры, любой банк должен выдать вместо нее новую купюру того же достоинства.

Кто придумал деньги? И почему копейку назвали копейкой?

Деньги придумали люди. Монеты – это самый древний вид денег. Первые монеты стали чеканить в Древнем Китае в 7 веке до нашей эры. Современные российские монеты – это 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль, 50,10, 5 копеек и 1 копейка.

Существует несколько версий, почему копейку назвали копейкой. Изначально на копейке изображался святой Георгий Победоносец, поражающий копьём Змея. И некоторые считают, что копейка происходит от слова «копьё». Но Владимир Даль в своём толковом словаре живого великорусского языка пишет, что копейка произошла от слова «копить» деньги.

Что такое карманные деньги?

Карманные деньги - это деньги, которые родители выдают ребенку каждую неделю. Дети могут тратить эти деньги на свои собственные нужды — игрушки, какие-нибудь вкусные вещи, игры и прочую деятельность с друзьями. В некоторых семьях карманные деньги детям не выдаются, а если ребенку что-то нужно, он в каждом случае просит деньги у родителей. Но практика выдачи карманных денег — вещь полезная: дети с ранних лет учатся планировать свои расходы и соразмерять их со своими возможностями, так чтобы уложиться в ту сумму, на которую они могут рассчитывать каждую неделю. И дети учатся экономить, откладывать деньги: желая купить что-то дорого стоящее, они каждую неделю откладывают часть своих карманных денег, пока не соберут нужную им сумму.

По мере того как дети растут, они приобретают навыки, как обращаться с деньгами. Но взросление означает и возрастание расходов.

Если вы хотите, чтобы ваши родители увеличили вам сумму карманных денег, вам нужно это обосновать. Составьте список того, на что вы обычно тратите деньги, и покажите его родителям (из него они смогут увидеть, например, что билеты в кинотеатр подорожали). В любом случае вы должны четко, ясно и спокойно изложить родителям свои желания и обосновать их. После этого дайте родителям время на то, чтобы обдумать это и принять решение. Действуя, таким образом, вы можете добиться желаемых результатов.

Приложение № 10

ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ

Дорогие родители, бабушки и дедушки!

В некоторых семьях планируется буквально всё: покупки, поездки, праздники, время завтраков, обедов и ужинов. Другие люди привыкли жить, не задумываясь о будущем, они спонтанно отправляются путешествовать, покупать, что хочется и когда захочется. Третьи увлеченно планируют, но их планы никогда не воплощаются в жизнь. В условиях кризиса тема планирования становится особенно актуальной.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Существует два вида планирования: долгосрочное и краткосрочное. Обсудите всей семьёй, какие цели и желания есть у каждого из членов семьи, что из этого наиболее необходимо, что нужно в первую очередь, а что может подождать.

Например, в Вашей семье принято раз в год ездить отдыхать за границу, ради этого Вы можете отказаться от нового телевизора и посудомоечной машины. В другой семье иные приоритеты, и соответственно планирование будет отличаться.

Обсудите, какие доходы и расходы предстоят Вашей семье в ближайшем году.

Чем дети могут помочь родителям. Конечно, планы нужно осуществлять день за днем, а не откладывать в долгий ящик, но при этом важно понимать, что и планы могут нуждаться в корректировке в зависимости от ситуации.

ПЛАНИРУЕМ БЮДЖЕТ

Делите доходы на несколько статей: на коммунальные услуги, средствасвязи, транспорт, еду, одежду и т.д. Крупные покупки планируйте заранее. Отдельно откладывайте деньги на будущее (например, обучение детей в институте, поездки).

Не стоит ограждать детей от темы денег. Они полноправные члены Вашей семьи, и хотят принимать участие в обсуждении денежных вопросов. Вы можете объяснить ребенку, как и на что тратятся деньги, откуда они берутся. Обучение ребенка финансовой грамотности можно начинать, как только Вы впервые возьмёте его в магазин. В будущем из ребенка, который осознаёт функции денег, вырастет взрослый, умеющий зарабатывать, копить и тратить деньги.

КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ

Карманные деньги – собственность детей. Только на практике дети могут понять, как обращаться с деньгами. Позвольте им самим решать, на что тратить их деньги, но всегда будьте готовы помочь советом и личным примером демонстрируйте разумное отношение к деньгам.

 

Приложение № 11

Консультация для родителей «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность?»

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы:

1.    Что такое деньги.

2.     Где их взять.

3.    Как ими правильно распоряжаться.

         Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдет в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это совсем не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются. Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги: для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары; когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить; ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить; чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег.

Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата; никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми; чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка, не надо сразу бежать в магазин и покупать новую игрушку. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.   Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.  Возьмите ребенка в банк.  Поговорите с детьми о вложении денег.  Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.  Научите детей зарабатывать деньги.  Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.  Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.  Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.  Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели. 

Будьте для ребенка примером!

 

  


Приложение № 12

Русские пословицы и поговорки о деньгах

Без копейки рубля нет.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Горе - деньги, а вдвое - без денег.

Горе - деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги счет любят.

Деньги - что пух: только дунь на них - и нет.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому - и тысячи мало.

Копейка рубль бережет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Мал золотник, да дорог.

Уговор дороже денег.

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Отплатил той же монетою.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

Скупой платит дважды.

Долг платежом красен.

Гроша ломаного не стоит.  

Денежки - что воробушки: прилетят да опять улетят.

Береги денежку про черный день.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Денежки труд любят.

Деньги счет любят.

Умный человек - хозяин деньгам, а скупой - слуга.

Время деньгу даёт, а на деньги и времени не купишь.

Не в деньгах счастье, а в их количестве.

Заемное три года ждут, на четвертый забывают.

Деньги идут к деньгам.

Деньги счетом крепки.

У Вас рубли плачут, у нас и копейки пляшут.

Денежки в кармане - все друзья с нами.

Один вор – всему миру разорение.

Денег нет, так всякая цена дорога.

Деньги не пахнут.

Три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

Пока не купил - жалей деньги, а купил - жалей вещь.

Лишняя денежка карману не тяга.

Денег - куры не клюют.

Не легко деньги нажить, а легко прожить.

У денег глаз нет, за что отдают - не видят.

Деньги не малина - и зимой растут.

Деньги - как вода: плывут неизвестно куда.

Живется, у кого денежка ведется.

По деньгам плакать — беса тешить.

Деньги смогут много, а правда — все.

И барину деньга - господин.

Денег много, да разума мало.

Деньги всякого прельстят.

Деньги - что камень, на душу ложатся.

Не было ни гроша, да вдруг алтын.

Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.

Безденежная яма самая глубокая.

С достатком и смелость приходит.

На улице холодно, а деньги в кармане тают.

Деньги не голова - наживное дело.

                Дидактические игры по финансовой грамотности

                                  Дидактическая игра «Что можно купить за деньги, а что нет»
Цель: сформирование понятия того, что не все покупается за деньги.
Описание: формат А4, 2 игровых поля, 13 деталей на липучках (можно без).

                                  Дидактическая игра «Семейный бюджет: расходы и доходы»
Цель: формирование знаний детей о расходах семьи; развитие экономического мышления; формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей.
Описание: формат А4, 2 игровых поля, 18 деталей на липучках (можно без).

                                           Дидактическая игра «Хочу и надо»
Цель: ознакомление детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; умение определять разницу между «хочу» и «надо».
«Надо» - все, что необходимо иметь каждому человеку и без чего можно обойтись.
«Хочу» - все, что хотелось бы иметь каждому человеку, но без чего можно обойтись.
Описание: формат А4, 2 игровых поля, 20 деталей на липучках (можно без).

                                          Дидактическая игра «Сложи монетки в копилку»
Цель: развитие умения составлять необходимую сумму, подбирая монеты разного достоинства.
Описание: формат А4, 1 игровое поле, детали на липучках.
                                          Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Цель: ознакомление детей с миром экономики через игру; развитие умения складывать считать; сортировать товар; развитие логического мышления, внимания, памяти.
Описание: формат А4. 16 отделов с товарами (бакалея; игрушки; колбаса, сыр; кондитерский отдел; овощи; фрукты; молочный отдел; консервы; одежда, обувь; посуда, бытовая техника; сладости; товары для дома; хлебный отдел; мороженое; косметика; напитки), 217 мелких деталей, 73 монеты в кошельке, список покупок, две корзины, терминал для оплаты.
                                          Игра - ходилка «Экономический словарик»
Цель: формирование основ финансовой грамотности; развитие экономического мышления; соблюдать правила игры – первым добраться до финиша, внимательно соблюдая правила условия игры.
Описание: игровое поле (формат А 4 – 4 листа), 28 информационных карточек двух видов: познавательные (экономические термины с иллюстрациями) и указательные (карточки-действия: брось кубик еще раз, пропусти ход, сделай три шага назад и др.).
                                           Альбом «Деньги разных стран»
Цель: совершенствовать знания изображения денежных знаков; развитие зрительной памяти; воспитание интереса к изучению названий и изображений денег и стран.
Описание: формат А4, детали на липучках.
                                         Дидактическая игра «Билет в театр»
Цель: развитие у детей представления о деньгах; умение подбирать деньги разного достоинства, в сумме составляющих цену билета; развитие зрительного внимания.
Описание: формат игры А 4, детали на липучках.
                                         Дидактическая игра «В мире денег»
Цель: развитие у детей представления о деньгах; развитие зрительной памяти.
Описание: формат А 4, детали на липучках (можно без).

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы и средства оценки результативности реализации программы:

В качестве результатов реализации проекта выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:

  • Наблюдение.
  • Беседы.
  • Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
  • Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).

Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.

Критерии:

  • понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
  • знает качества человека – хозяина;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):

  • дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
  • деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • видят красоту человеческого творения;
  • признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...

Викторина по финансовой грамотности для старших дошкольников "Юные финансисты"

Задания викторины закрепляют знания дошкольников по основам финансовой грамотности...

Мастер-класс для воспитателей по использованию лэпбука «Юный финансист» для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

Лэпбук «Юный финансист» оформлен в виде: мини-книжечек, кармашек, окошек, конвертов.Включает различные задания и игры: «Что можно и нельзя купить за деньги», «На что мы т...