Долгосрочный проект по финансовой грамотности  на 2023-2025 учебный год «Юные финансисты» в старшей и подготовительной группах
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Умрихина Наталья Владимировна

Актуальность проекта.

В современном, быстро меняющемся мире очень сложно жить без экономических знаний.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям полезно будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Изучение материала в данном проекте идет от простого к сложному, в игровой, понятной дошкольникам форме.

 

Цель проекта: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста

Задачи проекта:Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

совершенствовать коммуникативные качества детей;

содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей,

развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Вид проекта: познавательный, коллективный, долгосрочный.

Участники проекта:дети старшей группы,воспитатели группы,родители.  

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение 2023-2025  учебного года).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_po_finansovoy_gramotnosti_.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект по финансовой грамотности

на 2023-2025 учебный год

«Юные финансисты»

в старшей и подготовительной группах

Подготовили: Умрихина Н.В.

Блинова Т.В.

Актуальность проекта.

В современном, быстро меняющемся мире очень сложно жить без экономических знаний.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям полезно будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Изучение материала в данном проекте идет от простого к сложному, в игровой, понятной дошкольникам форме.

Цель проекта: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста

Задачи проекта:Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

совершенствовать коммуникативные качества детей;

содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей,

развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Вид проекта: познавательный, коллективный, долгосрочный.

Участники проекта:дети старшей группы,воспитатели группы,родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение 2023-2025 учебного года).

Основные этапы реализации проекта «Юные финансисты».

1 этап- подготовительный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленькие финансисты»;

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

-создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап-основной, практический:

-реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

3 этап-завершающий:

-подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки», лэпбук «Финансовая грамотность», игротека «Финансовая грамотность дошкольников», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разных стран», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Ожидаемые результаты: дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Продукты проекта:

лэпбук «Финансовая грамотность»,

газета «Семейный бюджет»,

альбом «Деньги разных стран»,

игротека «Финансовая грамотность»,

раздаточный материал для изучения финансовой грамотности,

методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта,

план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста,

презентации, подборка литературы по финансовой грамотности

Принципы построения проекта:

-от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

-принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс;

-реализовать полученный детьми опыт в кругу семьи.

Ресурсное обеспечение проекта:

-программно-методическое обеспечение;

-развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

-взаимодействие всех участников педагогического процесса;

-система взаимодействия с родителями;

Методы реализации проекта:

-игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

-словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы. Пояснение и др.);

-наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.)

-практические (исследование, моделирование и др.)

Формы проведения:

-групповые занятия;

Перспективное планирование реализации проекта «Юные финансисты» с детьми.

Направление работы

Целевые ориентиры

Месяц

«История возникновении денег» презентация

дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.

Сентябрь 2023

«В гости в Простоквашино» Квест-игра для детей и родителей

закрепление знаний детей по темам: «Доход. Труд – основа дохода. Учимся экономить» формировать понимание того, что каждая вещь, окружающая нас – это результат труда людей, воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги.

Октябрь 2023

Экскурсия в банк: «Дом, где живут деньги.»

дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков, о монетном дворе, о валюте

Ноябрь 2023

Игровой тренинг «Использование игровых финансовых технологий для детей»

закреплять умение ориентироваться в понятиях «потребности» и учить дифференцировать предметы и услуги по степени их значимости, делая логические выводы, формировать у детей стремления к благотворительности, закреплять счётные навыки.

Декабрь 2023

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

;feature=emb_title

Январь 2024

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Игровая деятельность.

познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

Февраль 2024

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник» , умение играть в сюжетноролевую игру «Банк» Закреплять знания воспитанников о работе Банка Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке , с их трудовыми действиями.

Март 2024

Итоговое мероприятие «Квест-игра по финансовой грамотности»

формировать предпосылки познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических и математических головоломок.

Задачи: закрепить знания с понятиями «бюджет», «доход», «расход».

Апрель 2024

«Семейный бюджет и расходы семьи»

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Май 2024

«Копилка своими руками» Совместная работа детей и родителей

учить детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги, скрап-бумаги, мелких украшений и других материалов.

Сентябрь 2024

Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок)

Октябрь 2024

Настольные дидактические игра «Супермаркет», «Магазин продуктов»

упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание.

Ноябрь 2024

«Об экономике» Образовательно развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тётушки Совы"

Об экономике (Уроки тётушки Совы) серия 9

Декабрь 2024

«Путешествие с монеткой по стране Экономики»

закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности., расширять социальные представления о современном обществе. закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход;

Январь 2025

Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?»

помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения.

Февраль 2025

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей совместно с родителями

создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности детей, дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - деньги». Познакомить ребёнка с номинальными купюрами и монетами. Дать представление о том, что такое товар, цена товара, доход, расход. Объяснить принцип накоплений денег.

Март 2025

Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность»

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков

Апрель 2025

«Об экономике» Образовательно развлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тётушки Совы"

Умение экономить (Уроки тётушки Совы) серия 5

Май 2025

Формы работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы

#1056;одительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников»

3. Консультация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребёнку знания о деньгах.»

Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»

  1. Лэпбук по финансовой грамотности (родители совместно с детьми)
  2. Газета «Семейный бюджет: доходы и расходы» (родители совместно с детьми)
  3. Рекомендации «Как обучить ребёнка финансовой грамотности»

Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

· Возьмите ребёнка в банк.

· Поговорите с детьми о вложении денег.

· Определите норму выдачи денег, и подарите ребёнку копилку.

· Научите детей зарабатывать деньги.

· Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

· Покажите ребёнку, как пользоваться кредитной карточкой.

· Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

· Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

· Будьте для ребёнка примером.

  1. Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам — это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей.»

Вывод:

В итоге реализации проекта дети в старшей и подготовительной группы смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами. -применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

· деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

· авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

· правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что не только дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Трудись - не ленись, потей – богатей».

Паспорт проекта  Тема проекта: «Трудись - не ленись, потей – богатей».Авторы проекта: Собгайда Палина Евгеньевна и Худякова Ирина Петровна.Вид проекта: долгосрочный, информ...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Маленький экономист»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «д...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности «Маленькие финансисты»

Вид проекта: познавательный, коллективный, долгосрочный.Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.Сроки реализации проекта: 2024-2025 год.Участники проекта: дети , воспитатели, родители.Прод...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки....