Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС
статья

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.

Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.

По мнению ученых, к 8 годам ребенок достигает 80% своих умственных возможностей. Отсюда становится очевидным, с какой ответственностью должен подходить педагог детского сада к организации и содержанию выбора дошкольного образования, что бы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.

Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80 гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности – деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н. Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие видов  детских деятельностей, так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н. Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.

     Предлагаю совершить экскурсию по нормативным документам федерального  уровня, для того, чтобы показать актуальность и значимость исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.

          В «Концепции дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г.   раздел «Воспитание дошкольников» начинается с того, что «К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности», а именно: отношение к природе – ребенок испытывает радость экспериментирования с объектами  неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; ценности преобразования -  возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; ценности переживания – ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому. Условия формирования этих ценностей – любознательность ребенка. В результате формируются начала экологического сознания. И только после этого освещается отношение к «рукотворному миру», отношения к явлениям общественной жизни и отношения к самому себе.  

В «Концепции о правах ребенка» в статье 29 такая трактовка: «образование ребенка должно быть направлено на … воспитание уважения к окружающей природе».

           В одном из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Как известно, акцент в дошкольном образования перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:

- обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.

- формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.

Это во многом будет определять успешное обучение ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.

Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:

I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.

II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки, когда дети овладевают следующими умениями:

Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.

Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.

Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта)

Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов.

Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий) .

III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы посредством:

- умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений.

- классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв) .

К 6-7 годам очень важен этот переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем, так как это является показателем формирования наглядно-образного и логического мышления.

Работу по познавательно-исследовательской деятельности необходимо начинать с организации предметно-развивающей среды группы и участка ДОУ. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей».

Основываясь на этом,  в каждой группе создается уголок природы, в который входят растения, материал для самостоятельного экспериментирования: лупы, песок, вода, глина и другое. Уголок природы должен соответствовать требованиям программы, СанПиН и ФГОС.   Следует отментить, что  реализация исследовательской деятельности   происходит не в полном объеме, так как   в  «СанПиН» от 15.05.2013 г. прописано: «Размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещения не допускается».  

В течении дня ребенок может выбрать объект для самостоятельного изучения. Например, видеть живой организм в разнообразии его свойств, жизненных проявлений – декоративные растения, рост и развитие лука, петрушки, укропа, веточки березы весной; оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли, уход за уголком природы; прогнозировать различные по степени сложности и по содержанию воздействия на объект – утонет ли камень или ракушка в воде, что будет, если срезать зелень у лука и др. Все свои наблюдения и опыты дети  зарисовывают на бумаге. Рисунки рассматриваются всеми детьми, делаются выводы.

Не стоит забывать, решая задачи интеллектуального развития, педагог должен наполнить образовательную деятельность содержанием и помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.

Педагогу необходимо активно включать детей в коллективные познавательные игры, учить находить контакт со сверстниками для поиска рациональных способов игровых действий, оказания помощи сверстникам в случае необходимости.

Ведь в современном обществе требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум хорошо устроенный, стоит намного больше, чем ум хорошо наполненный».

Совместный  исследовательский проект дошкольников и педагогов                       «Работа над ошибками Эйлмера» в подготовительной группе ДО

Творческий коллектив МДОУ д\с№47 г. Белгорода, Россия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               воспитатели: Сапонова Елена Геннадьевна, Люц Евгения Александровна.                       дети: Ермаков Ян (6 лет), Золотарев Кирилл (6 лет), Пирогова Дарья (6 лет), Минаков Евгений (6 лет), Панин Владислав (6 лет)

Лето – наилучшая пора для наблюдений для воспитанников детского сада, когда они большую часть дня проводят на игровой площадке. Самыми популярными предметами для детворы становится лупа и микроскоп. А на сколько вопросов приходиться отвечать воспитателям, да так, чтобы понятно было подрастающему поколению, но в тоже время и оставалась загадка, которую непременно захочется отгадать самостоятельно.

Так однажды мы, воспитатели подготовительной группы, заметили, как пятеро наших ребят усердно машут руками, подпрыгивают и крайне выразительно отчего-то расстраиваются. На наш вопрос, что же они делают, мальчишки ответили вопросом, как это присуще всем детям: - « Что нужно для человека, чтобы он полетел как птица?» Мы, слукавив, ответили, что, не знаем, но слышали когда-то про Эйлмера Малмсберийского, жившего очень давно, который в мечтах о полете, соорудив крылья и спрыгнув с башни, упал и поломал ноги. А потом добавили огорчившимся ребятам, что Эйлмер все же не оставлял попыток взлететь, работал над своими ошибками и был убежден в хорошем результате, а вот, о том, что было дальше мы, увы, не в курсе. Один из мальчиков немного подумав, произнес: - «Я уверен, если мы постараемся и  изучим  птиц, непременно сможем взлететь»                            Так появилось решение начать исследовательский проект, главной целью, которого для пяти воспитанников стало - полететь как птица, исправив ошибки Эйлмера.

 Наша цель, как воспитателей, была несколько иной – подвести детей к пониманию того, что человек, в силу своих анатомических особенностей, не способен летать, но обладая развитым интеллектом, смог передвигаться по воздуху посредством изобретенных им механизмов.

Задачами для достижения цели стали:

-способствовать развитию познавательной инициативы детей, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы, к совместному изучению окружающей среды через наблюдение, СМИ и Интернета;

        - расширить знания детей о птицах: внешнем и внутреннем строении тела, структуре и свойствах перьев, технике полета; сравнить анатомические особенности птицы и человека;

 - познакомить воспитанников с летательными аппаратами, сделанными человеком;

- развивать к совместному изучению окружающей среды через наблюдение, СМИ и Интернета;

- воспитывать любовь к птицам и природе в целом, чувствовать и ценить красоту окружающего мира.

Первое, с чего началась работа нашей исследовательской группы – с изучения внешнего вида птицы по картинкам, строения и свойств перьев, с проведения ряда опытов с различным материалом и конструирования детьми и их родителями моделей птиц. Выяснилось, что главной ошибкой Эйлмера стало отсутствие хвоста, который помогает птице при полете. Изучение показало, что перо – легкое, теплое, водоотталкивающее, с полыми трубками, поэтому при выборе материала для изготовления крыльев и хвоста, мы с детьми решили остановиться на полых деревянных палочках для каркаса модели, алюминиевой проволоки для придания гибкости хвоста и клеёнки в качестве перьев.

В назначенный день мы попытались взлететь, но безуспешно. Но наша общая неудача лишь подзадорила детей на дальнейшее, более детальное изучение уже живых птиц. Для этого мы отправились в Краеведческий музей города Белгорода, где представлены экспозиции всех птиц, обитающих в нашей области, от самых больших до самых маленьких. Юные исследователи отметили, что тело птицы обтекаемое, что помогает ей беспрепятственно летать в потоке воздуха, навстречу порывам ветра. Следующим шагом нашего проекта стало наблюдение за птицами города, голубями, – техникой их взлета и полета, а так же просмотр документального фильма «Полет птиц».

Наша экспериментальная группа установила:

- птицы совершают движение крыльями вперед, одновременно раздвигая крылья, затем вниз и назад, сдвигая крылья, и, наконец, вверх;

- большое значение для скорости движения птиц имеет ветер – для полета благоприятен попутный ветер, а для взлета и посадки – встречный;

-  птицы с высокой массой тела взлетают с разбега

Чтобы тело нашей импровизированной птицы-человека стало более обтекаемым, наша команда решила сделать легкий, но прочный клюв из плотного, глянцевого картона, закрывающего подбородок, овальную грудь из поролона, алюминиевой проволоки,  атласного материала и надеть гимнастический костюм.

Следуя полученным знаниям о техники полета птиц, мы вновь сделали попытку оторваться от земли навстречу к облакам, но, увы, снова неудачно.

Последним спасением, за помощью к которому наш коллектив обратился, стал всесильный Интернет, а в частности профессор Всезнамус с телеканала «Карусель». На вопрос - «Почему люди не летают как птицы» мы получили неутешительный ответ:

- скелет птицы жесткий за счет срастания костей друг с другом;

- ряд костей полые, поэтому скелет птиц легкий;

- 1 из 4 частей тела птицы - грудные мышцы,  которые поднимают крылья. Они крепятся к  килю;

- птицы обладают двойным дыханием, что увеличивает снабжением организма кислородом, что важно во время полета;

- сердце у птиц крупнее, чем у животных со схожим размером тела, бьется оно быстрее в сравнении с ритмом сердца человека – до 1000 ударов в минуту и температура тела птиц выше (40-42) , т.е. птица имеет  более высокую двигательную активность.

Таким образом, юные исследователи, с прискорбием сделали вывод, что чтобы они не делали, они не в силах летать как птицы. Ребята расстроились и чтобы их развеселить, мы, воспитатели, со скрытым умыслом, пригласили детей на экскурсию  в Белгородский Аэропорт. Изучив строение самолетов и их предназначение, понаблюдав за взлетом и посадкой, ребята с восхищением поняли, что человек осуществил свою мечту летать.

  Человек не имея крыльев, но обладая большим – интеллектом, умением мыслить и создавать, смог парить над облаками даже выше и быстрее пернатых друзей. Честь и хвала человеческому разуму и птицам, которые подарили нам мечту.

Список литературы и электронных источников

  1. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  2. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов.   - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
  3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
  4. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом.XXI век, 2010. – 189 с.
  5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2013. – 128 с.
  6. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2012. – 80 с.
  7. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2010. – 128 с.
  8. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. М.: ИД Карапуз, 2002. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам  подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения

Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовател...

Выступление в рамках городского методического объединения «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Выступление по теме "Детское игровое эксперементирование - средство интелектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС"...