Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения
методическая разработка на тему

Лопаткина Елена Евгеньевна

Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовательном процессе дошкольного учреждения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка» (корпус 26)

Педагогический совет №3

тема

 Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовательном процессе дошкольного учреждения

март  2017 – 2018 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зеленогорский детский сад № 6 «Улыбка»

ПРИКАЗ

           №        от

                       

«Об организации тематической проверки»

На основании годового плана на 2017-2018 учебный год

ПРИКАЗЫВАЮ:

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Старшему воспитателю Лопаткиной, провести педагогический совет по теме  «Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовательном процессе дошкольного учреждения», дата 13. 03. 2018 г.

2. Старшему воспитателю Лопаткиной, составить план педагогического совета по теме  «Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовательном процессе дошкольного учреждения».

3. Старшему воспитателю Лопаткиной Е.Е., провести тематический контроль по теме  «Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности»» с 28.03.2017 по 07.03.2018г.

4. Справки по итогам тематического контроля предоставить зам.по УВР Янцен О.А.

5. Итоги тематического контроля заслушать на педагогическом совете, дата 13.03.2017г.

6. Контроль над исполнением данного приказа возложить на зам. пол УВР Янцен О.А.

        

 Заведующий                                                               М.В.Ламбина

С приказом ознакомлен  _________________              Янцен О.А.

                                        __________________            Лопаткина Е.Е.

Педагогический совет №3

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовательном процессе дошкольного учреждения»

Цель:  систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, организации детского экспериментирования, совершенствование педагогического мастерства.

Задачи  педсовета:

  • Систематизировать знания педагогов  по развитию познавательной – исследовательской  деятельности детей.
  • Проанализировать уровень организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в ДОО.
  • Продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства.

Форма проведения:   педсовет -  аукцион  достижений

Предварительная работа:

Консультация:
«Развивающая предметно – пространственная среда по познавательно –исследовательской деятельности»  Кожухова Т.М.-13.02.2018г.

Мастер – класс «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности» Никифорова О.В.- 20.02.2018г.

Консультация: "Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в детском саду" ст. воспитатель Е.Е.Лопаткина - 27.02.2018г

                                                                                             

Тематический контроль «Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности».

отв. ст.воспитатель Е.Е.Лопаткина с 27.02.2018г по 07.03.2018г

Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете.

                                                 отв. ст. воспитатель Е.Е.Лопаткина

Отбор и изучение литературы по проблемам, организации исследовательской деятельности в детском саду.

                                                                                    Все педагоги

Подготовка проекта решения педсовета.

 Отв. творческая группа

 План проведения педсовета:

  • Вступительное слово: Выполнение решений педсовета №2.                                                              

                                                  Заведующий  ДОУ  Ламбина М.В.

  • Итоги тематической проверки «Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности»    
  •   ст.  воспитатель

 Лопаткина Е.Е.

«Познавательное развитие детей в аспекте ФГОС ДО. Теоретические  основы развития познавательной активности и любознательности у дошкольников.»    

ст.воспитатель Лопаткина Е.Е.

Аукцион достижений:

  • «Самостоятельная деятельность детей в поисково  - эксперементальной деятельности» (инициатива, самостоятельность, взаимодействие с другими детьми и т.д.)

                    Галкина Т.Ф.

  • «Средства развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой».

Евдокимова О.Н.

 

«Словесные методы обучения (рассказ воспитателя, рассказы детей, беседы) направленных на совершенствования знаний, умственно - речевых умений детей».                                                                                       Копылова Н.Ю.

  •  «Игровые методы в поисково - экспериментальной деятельности"

Кожухова Т.М.

  • "Элементарные опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы и установление причинно-следственных связей"

Лескова Е.А. 

  • "Сенсорное развитие, тактильные ощущения, как средство интеллектуального развития детей раннего возраста"

Дмитриева Н.С.                                                                     

Решение педагогического совета.

График проведения тематического контроля, открытых просмотров НОД,  

№ п/п

дата

Тема

Ответственные

1

27.02.18г по 07.02.18г

Тематический контроль

 « Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности»

Цель:  Анализ организации познавательно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Старший воспитатель, воспитатель всех возрастных групп

2

Направление работы:

изучить  условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

■ определить  эффективность  работы  педагогов  по  организации  и  руководству  опытно-экспериментальной деятельностью;  

■ проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;

■ определить  место  познавательно-исследовательской  деятельности  дошкольников  в планах воспитательно-образовательной работы;

■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.  

Предлагаемые рабочие материалы: 

  • Карта анализа НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности (приложение 1).
  • Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме «Детское экспериментирование» (приложение 2)
  • Анкета для педагогов (приложение 3)
  • Анализ предметно – развивающей среды. «Лучший  центр  исследовательской  деятельности (уголок экспериментирования), (приложение 4)
  • Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

(по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)

3

02.03.18

Открытый показ НОД

09.00 ( оздоровительная группа)

09.40 (средняя группа)

Огородникова Н.М.

Шукулина Д.А.

4

05.03.18

Открытый показ НОД

                      9.00 (2-я группа раннего возраста)

9.20 (2 младшая группа)

9.40 (оздоровительная группа)

                     

 

Дмитриева Н.С.

Киселева Е.П.

Прокина Ю.В.

5.

06.03.18

Заседание творческой группы, обработка цифрового материала, подготовка вопросов для обсуждения на педсовете, подготовка проекта решения педагогического совета

Старший воспитатель, творческая группа

6.

13.03.18

Заседание педагогического совета

Заведующий

ст.воспитатель

                                                                           

Приложение 1. Карта анализа НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности.

Критерий анализа

Оценка

1.Действия воспитателя:

Предварительная подготовка:

-определение цели опыта

-использование необходимого оборудования

-организация детей

-проведение использование результатов опыта

Руководство опытом:

-формулировка вопросов

-обращается ли внимание на существенное

-учит ли педагог детей рассуждать

-учит ли сравнивать факты

-четкая и доходчивая формулировка стоящей перед детьми задачей (что хотим узнать?)

-оценка деятельности детей на занятии

-подведение итогов опытной деятельности, формулировка выводов

Общие требования проведения опытной деятельности:

-один и тот же опыт проводить дважды

-выбор двух объектов (опыт и контроль) для проведения длительных опытов

-при проведении опытов не причинять вреда животным и растениям

2.Действия детей:

-отношение к экспериментальной деятельности

-познавательное отношение устойчиво, дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач

                                            3.Целеполагание:

-самостоятельно видят проблему; активно высказывают предположения; выдвигают гипотезы, предположения

                                         4.Планирование:

-самостоятельно планируют предстоящую деятельность

                                         5.Реализация:

-действуют планомерно; помнят о цели работы; доводят дело до конца

                                          6.Рефлексия:

-устно формулируют, достигнут или нет результат; делают выводы

В – 5

С – 3

Н - 1

Приложение №2

Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме «Детское экспериментирование».

Критерий анализа

 В – 5

С – 3

Н - 1

Возрастная группа

2-мл.группа

Средняя группа

Старше - подготовительная

оздоровительная

1.Содержание материала:

-конкретность информации

5

5

5

5

-доступность предлагаемого материала

5

5

5

5

-краткость изложения

5

5

5

5

-эстетичность оформления

5

5

5

5

-педагогическая целесообразность

5

5

5

5

2.Форма подачи материала:

-папки-передвижки

5

5

5

5

-стенды

5

5

5

5

-ширмы

-информационные письма, памятки

3

3

3

3

-выставки продуктов детской деятельности

5

5

5

5

-востребованность

предлагаемого материала родителям

3

3

3

3

Приложение №4

Ф. И. О ________________________________________________________

Анкета для педагогов

Уважаемые коллеги!

Для того чтобы выявить трудности, с которыми вы сталкиваетесь в процессе организации и проведения поисково-познавательной деятельности детей, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Как Вы считаете, необходимо ли давать дошкольнику знания о явлениях и законах природы, взаимосвязях человека и природы? Поясните ответ _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Работу с детьми по познавательному развитию Вы считаете   ______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Где ребенок может получить знания о природе и человеке?______________________________________________________

______________________________________________________________

4.  Педагогу необходимо самостоятельно составлять тематический план поисково-познавательной деятельности или лучше использовать готовые методические разработки? _________________________________________

_______________________________________________________________  

5. Какую совместную деятельность с родителями можно предложить детям? (Экскурсии, целевые прогулки, видеопросмотры) _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Чем бы Вы хотели поделиться с коллегами по данной теме? (Открытые занятия, консультации, папки-передвижки.)  _________________________________________________________________

7. Какая помощь Вам нужна по организации и проведению поисково-познавательной деятельности с детьми?___________________________________________________________

                   

приложение 5

Карта анализа   предметно – развивающей среды. «Лучший  центр  исследовательской  деятельности  (уголок экспериментирования)

№п/п

Содержание

баллы

2-ямл.гр

Средняя

группа

Старше – подгот группа

Оздоровит.

группа

1

Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы

От 1 до 5 баллов.

2

Соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра

От 1 до 5 баллов.

3

Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом

От 1 до 5 баллов.

4

Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки

От 1 до 5 баллов.

5

Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно

для групп дошкольного возраста)

От 1 до 5 баллов.

6

Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа,

художественное оформление и т.д.)

От 1 до 5 баллов.

7

Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей

От 1 до 5 баллов.

8

Подведение итогов конкурса

Приложение №6

Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

(по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)

Что исследуется, изучается

Содержание диагностической ситуации

Критерии оценки

1

Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

«Что мне интересно?» (О.В.Афанасьева)

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш,  краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки.  До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать  с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению.  После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и  инициативу.

2

Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

«Что нам интересно?» (О.В.Афанасьева)

Группе детей предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно?  После этого детям предлагается  самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы:  с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал?  

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и  инициативу.

3

Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

«Кораблекрушение» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска. 

Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.

4

Выявить  знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.

«Перевертыши» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума  и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума.

Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой.

3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования, 

2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему.

1 балл – ребенок действует  вместе с воспитателем.

2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить  полученные знания в новые условия). 

Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке  очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот.  На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина.  Ты можешь помочь Незнайке?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия.

3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу?

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя; 

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и  обосновать ее.

5

Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки.  сопоставлять различные факты,  умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

«Сахар» (Л.Н.Прохорова)

Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако  сахара в чашке не оказалось.  Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?».

Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя; 

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и  обосновать ее.

6

Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование  для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать  (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями.  Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?

3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность;  рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления  за ними.

Критерии, уровни усвоения программы

                 Высокий уровень (2,45 – 3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво.   Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему.  Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делает выводы.

              Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.  Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

               Низкий уровень (0 – 1,44 балла)   -  ребенок  включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность  и  инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично,  переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть  исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ...

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...