СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ
статья (младшая группа)

Гузеева Юлия Владимировна

В  статье исследуется игра, как ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Ключевые слова: игра, ребенок, социум, жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_cherez_syuzhetno-rolevuyu_igru.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ

Для того чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем) и взаимодействовать с ним. Способности ребенка будут развиваться под воздействием опыта, который он приобретает в своем жизненном пространстве и который способствует формированию и развитию его личности.

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда он открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет, ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу. В концепции дошкольного воспитания игра понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Но возможным это может быть только в случае сохранения за игрой позиции ведущей деятельности детей дошкольного возраста, ведь именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого игрового пространства с целью познания ребенком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения. Поэтому одним из важных механизмов развития дошкольных образовательных учреждений является создание условий для осуществления совместной игровой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого игрового пространства. Такой подход позволяет реализовать педагогические инновации в области проектирования и разработки игровой деятельности в условиях ДОУ.

Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. В таких играх ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.

В процессе игровой деятельности возрастают возможности ребенка - его коммуникативные навыки, речь. Именно сюжетно-ролевые игры подготавливают малыша к взрослой жизни.

Для развития игровой деятельности в свою очередь необходимы определенные условия. Создание условий для игровой деятельности воспитанников является одной из основных задач дошкольного учреждения. При организации игрового пространства обязательно соблюдение определенных требований. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Дошкольный возраст является расцветом сюжетно-ролевой игры.

Для этого нужно организовать предметно-игровую среду так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам в игровом уголке. Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать в конструктивных играх, сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных.

Игровое оборудование, мебель являются ключевыми для организации игрового пространства.

Развивающая игровая среда включает в себя не только оборудование, атрибуты к игре, но и бросовый материал: отходы бумаги, ткани, меха, кожи, картона, скотч, фломастеры.

Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками.

Без сомнения необходим современный подход в организации игровой деятельности, способствующий развитию сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

Список литературы

  1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. 124 с.
  2. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 192 с.
  3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте» М.: Воспитание дошкольника, 2002.
  4. Зворыгина. Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1989.
  5. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
  6. Недоспасова В. А. Растем, играя. М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Консультация для воспитателей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Рекомендации для родителей на тему: "Социализация детей через сюжетно-ролевую игру"

Игра-это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, "примеряя" на себя взрослую жизнь....

Консультация для родителей. Социализация детей через сюжетно-ролевую игру.

Игра, как ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19744907","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19744911","...

Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Консультация для родителей  «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»...