Методическая разработка «Формирование уважительного отношения к семье у детей дошкольного возраста посредством этических бесед»
методическая разработка

Карасева Александра Владимировна

Материал поможет воспитателям в организации этических бесед с детьми дошкольного возраста с целью формирования уважительного отношения к семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково

Методическая разработка

«Формирование уважительного отношения к  семье

у детей дошкольного возраста посредством этических бесед»

                                        Автор: Карасева Александра Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Основная часть

  1. Формирование уважительного отношения к семье

 у дошкольников как педагогическая проблема…………………………………5

  1. Анализ нормативных документов, программ и опыта

 работы по формированию уважительного отношения

к семье у дошкольников………………………………………………………….12

1.3. Тематика, структура и содержание этических бесед………………………19

1.4. Организация работы по формированию уважительного отношения

к семье у дошкольников посредством этических бесед………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….29

Библиографический список……………………………………………………30

Приложение……………………………………………………………………....32

Введение

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Дошкольный возраст как начальный период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство любви и уважения к родным и близким.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И закономерно, что в картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Особенности формирования уважительного отношения к семье изучались Е. С. Бабуновой, Л. Д. Вавиловой, Д.О. Дзинтере,   В. М. Ивановой, С. А. Козловой, Т.А. Марковой,  Т. А. Репиной, В. А. Сухомлинским, В. А. Титаренко,  и др.

Исследования педагогов, психологов, социологов показывают, что уважительное отношение к семье должно формироваться в период дошкольного детства. Воспитатель обладает множеством средств для решения этой задачи. Одним из таких средств является этическая беседа. Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. Противоречие мы видим в том, что в научно - методической литературе много сказано о методах, формах, условиях формирования уважительного отношения к семье у дошкольников, однако недостаточно раскрыты возможности использования с данной целью этических бесед. Мы предполагаем, что этические беседы могут быть эффективным средством формирования уважительного отношения к семье у детей.  Поэтому в нашем исследовании мы выделили следующую проблему: как использовать этические беседы с целью формирования уважительного отношения к семье у дошкольников?

Целью нашей методической разработки является: теоретическое обоснование использования этических бесед для формирования уважительного отношения к  семье у дошкольников.

Согласно цели исследования мы выделили следующие задачи:

  1. Рассмотреть формирование уважительного отношения к своей семье у дошкольников как педагогическую проблему;
  2. Проанализировать нормативные документы, программы и опыт работы по формированию уважительного отношения к семье у дошкольников;
  3. Определить тематику и содержание этических бесед как средства формирования уважительного отношения к семье у дошкольников.

Основная часть

  1. Формирование уважительного отношения к семье у дошкольников как педагогическая проблема

Дошкольное детство - важнейший период  становления  личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются нравственные основы гражданских качеств.  Семья  оказывает  определяющее  влияние  на  становление личности  в дошкольные годы жизни ребенка. Именно в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Понимание  Родины  у дошкольников  тесно  связано  с  конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения  к  семье,  к  самым  близким  людям  –  к  матери,  отцу, бабушке, дедушке.  Это  корни,  связывающие  его  с  родным  домом  и  ближайшим окружением. С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива,  семьи.  В  процессе общения  с  родителями,  первыми  своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, дети постигают на опыте семейной жизни.  Семья – это образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Родственные чувства, сплачивающие членов семьи, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека.

Т.А. Куликова подчеркивает, что для ребенка семья является источником и опосредующим звеном передачи социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка [8].

В педагогическом словаре понятие «семья» определяется как - общественный механизм воспроизводства человека; отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [6].

Т.В. Андреева считает, что семья - это малая социальная группа, не многочисленная по составу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения групповых норм и групповых процессов» [2].

Являясь необходимой составляющей социальной структуры общества, семья претерпевает значительные изменения в процессе своего исторического развития, при этом одна из ее основных функций, связанная с воспроизводством человека и его воспитанием, остается неизменной на протяжении всего существования человечества. Это доказывает непреходящий характер самоценности семьи.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру. Ребенок с рождения осваивает опыт своей семьи, а значит, у него складывается представление о семейной жизни по ее образцу. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости к родным людям, окружающим ребенка с первых дней его жизни, обеспечивает качество и глубину этого представления [2].

Исследователи отмечают, что у дошкольников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируются социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание дошкольника в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких

Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям.

Действия и поступки, потребности и идеалы, интересы и умозаключения, образ действий и образ мыслей, образ чувств и характер взаимоотношений, особенности общения и установки, цели и верования - все это множество феноменов, раскрывающих социально-психологический аспект образа жизни семьи, считает  Т.А. Куликова [8].

Проблема приобщения личности к традициям семьи, как одного из направлений формирования уважительного отношения к семье решалась в исследованиях Н.Ф. Виноградовой, Г.А. Марковой, С.А. Козловой и др. Они выявили следующую трактовку освоения дошкольниками семейных традиций:

  • организация взаимодействия детей со старшими в семье (Г.А. Маркова, С.М. Тищенко);
  • признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В.М. Иванова, О.Л. Зверева, Т.А. Репина);
  • значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (И.С. Хомякова, Н.А. Стародубова и другие);
  • освещение вопросов, связанных с воспитанием реалистических представлений о природе, социальной жизни, развитие познавательных интересов детей в семье (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова);
  • применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства, народных традиций (Л.Д. Вавилова, Д.О. Дзинтере) [7].

В исследованиях Н.А. Каратаевой, О.Л. Зверевой, Г.А. Марковой воспитание уважительного отношения к семье рассматривается как процесс, который включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Когнитивный предполагает:

· знания о родословной, представления о системе родства;

· оперирование понятиями «семья», «род», «родня», «родословная», «прабабушка», «прадедушка» и т.д.

· знания способов проявления уважения к памяти предков: чтить память минутой молчания, участвовать в проведении дней поминовения;

· осознанное отношение к семейным реликвиям, как овеществленной памяти предков, близких. Понимание нравственной сущности данных предметов;

· знание норм семейного этикета в общении со старшими (приветствовать при встречи, прощаться, уступать место, не повышать голоса и т.д.);

· знание способов проявления уважения к родителям (помощь, забота, сюрпризные моменты);

· представления о труде взрослых, о значении труда для окружающих, о нравственной сущности труда, об отношении к человеку труда;

· знания основных правил семейной этики: нельзя обманывать друг друга, обижать, унижать, брать без спроса чужие вещи, пользоваться только результатами чужого труда. Необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, вежливо общаться друг с другом, убеждать, доводить начатое до конца. Знание основных семейных праздников, их историю, цель проведения и т.д.

Эмоционально-мотивационный компонент предполагает сформированность эмоциональных представлений, то есть ребенок должен:

· испытывать чувство гордости за свою семью, род, сопричастность к роду, его традициям. Испытывать положительные эмоции по отношению к семейным реликвиям;

· испытывать радость от общения с родителями, сочувствовать, сопереживать, замечать изменения в настроение;

· испытывать чувство гордости за свой труд и труд окружающих, радость от проделанной работы, быть сопричастным к трудовым традициям семьи;

· испытывать по отношению к близким сочувствие, сопереживать, уметь радоваться;

· создавать радостное настроение у членов семьи.

Поведенческо - деятельностный компонент предполагает активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровне, то есть у ребенка должны быть сформированы следующие умения:

· составлять свою родословную;

· бережно относиться к семейным реликвиям, соблюдать условия хранения, при необходимости участвовать в реставрационной деятельности;

· соблюдать нормы и правила семейного этикета при общении со старшими, прислушиваться к советам стариков, ценить их жизненный опыт, мудрость;

· соблюдать нормы и правила семейного этикета в общении с родителями (здороваться, прощаться, желать «доброго утра» и т.д.), оказывать сильную помощь, с желанием выполнять поручение родителей;

· созидательно относиться к окружающему миру, иметь постоянные обязанности по ведению домашнего хозяйства и увлечения, выполнять поручения родителей;

· помогать взрослым в организации, оформлении семейного праздника (Дни рождения, юбилея, и т.д.), уметь подготовить близким подарки, сюрпризы, поздравить [5].

В целом уважительное отношение к семье включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи.

Е.К. Ривина указывает на то, что в настоящее время семья переживает не лучшие времена. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Это происходит в силу трудовой занятости родителей, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, исчезновения семейных традиций, разрушения преемственности и эмоционально-родственных связей между поколениями. Поэтому Е. К. Ривина отмечает, что  современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. Более того, сегодня многие исследователи отмечают, что у детей зачастую преобладает потребительское отношение к родителям. Поэтому необходимо создать педагогические условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома [12].

Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др. также подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви и уважения к родному дому и своей семье.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь и уважение выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Малыш должен научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о близких, с детства быть внимательным к своей семье, замечать ее состояние, сострадать, словом и делом помогать. Поэтому уважительное отношение к семье необходимо воспитывать именно в период дошкольного детства, когда у ребенка формируются основные представления о семье, семейных традициях и устоях. Реализация данной цели возможна только при  целенаправленном использовании педагогами различных средств, методов и приемов.

  1. Анализ нормативных документов, программ и опыта работы по формированию уважительного отношения к  семье у дошкольников

Согласно «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» основным направлением развития воспитания является обновления содержания воспитания, внедрения форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента ФГОС, содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей [18].

В ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Согласно Стандарту формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству относится к социально – коммуникативному развитию. В разделе  «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» указано, что к завершению дошкольного образования (к 7 годам) ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Безусловно, здесь идет речь и о семье [19].

Как мы отмечали выше, дошкольное детство это важный период в решении задач по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Необходимость решения данной задачи в работе с детьми дошкольного прописана в современных программах, разработанных в соответствии с ФГОС ДО. В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А Васильевой основная работа по семьеведению отражена в образовательной области «Социально–коммуникативное развитие». В программе предусматривается:

  • расширение представлений ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.);
  • углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем, о семье и ее истории;
  • формирование умений создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи;
  • расширение представлений о месте и профессии родителей, общественной значимости их труда, поощрение посильного участия детей в подготовке различных семейных праздников и пр. [10].

Авторский коллектив программы «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.) в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» запланировал задачи, направленные на воспитание доброжелательного отношение к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам. В содержании образовательной деятельности предусмотрено:

  • обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях, о членах семьи, ближайших родственниках по линии матери и отца;
  • создание условий для понимания того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения или электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь или уважение друг к другу;
  • углубление представлений детей о некоторых семейных традициях, любимых занятиях членов семьи, о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи и важности проявления уважительного отношения к пожилым людям в семье.

В рамках образовательной области «Познавательное развитие» предусмотрено решение следующих задач:

  • обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей;
  • формирование представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми;
  • закрепление представлений о себе и семье (своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей) [3].

В программе «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова) прописаны задачи, направленные на:

  • формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей;
  • поддержание интереса и внимания к окружающим взрослым и детям и членам своей семьи (например, предложить ребенку узнать у них про их детство, любимые игрушки и игры, про самые запоминающиеся эпизоды из детства и т.п., которые могут оказаться созвучными интересам и чувствам самого ребенка);
  • побуждение проявлять доброту или заботу о другом человеке, участвовать в различных видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им.

В рамках раздела «Познавательное развитие» предусмотрено, чтобы дети могли рассказать, сколько им лет, что они умеют делать, какими они были маленькими, какими станут, когда немного подрастут. Дети должны иметь представление о своей семье, занятиях или увлечениях родителей, бабушек, дедушек, старших и младших братьях или сестрах [4].

Учеными О. А. Вороновой и Л.В. Коломийченко разработана специальная программа семейно - полового воспитания детей дошкольного возраста «Семьеведение для малышей». В публикациях Л.В.Коломийченко и ее соавторов отражены основные разделы и целевые ориентиры организации работы по семьеведению и формированию у детей положительного отношения к своей семье. В программе   прослеживаются четыре ключевых блока:

  1. знания о семье:
  • изучение состава семьи, выделение многоролевого поведения каждого члена семьи;
  • определение взаимоотношений детей в семье (играют, помогают взрослым, дружат, поддерживают друг друга, заботятся друг о друге);
  • выделение типов семей (многодетная, однодетная, полная, неполная); моя будущая семья(счастливая, дружная, любящая, здоровая; знакомство со знаменитыми семьями России.).
  1. знание о самом себе.
  2. знание о маме и папе (мама и папа - члены семьи. Мама: заботливая, любящая, нежная, добрая, ласковая, трудолюбивая, вежливая, ответственная. Папа сильный, мужественный, трудолюбивый, заботливый, серьезный, обеспечивает материальное благополучие семьи и т. п.);
  3. знание об особенностях мамы и папы, девочки и мальчика (мама -женщина, папа - мужчина; различия по внешнему виду и видам деятельности (мужчины как отца, женщины как матери) [14].

На основе анализа всех выше указанных программ можно выделить основные целевые ориентиры и критерии для определения сформированности уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье:

  • ребенок уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек)
  • ребенок понимает родственные отношения;
  • дошкольник проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям;
  • дошкольник проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких, старается радовать старших своими хорошими поступками;
  • ребенок готов или стремиться проявлять свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности;
  • дошкольник проявляет интерес и уважение к профессиональной деятельности своих родителей,
  • ребенок проявляет любовь к родителям и интересуется жизнью семьи и т.д

Обобщая современные достижения педагогической теории и практики, следует отметить, что в настоящее время накоплен опыт формирования у детей дошкольного возраста представлений о себе и своей семье, использования эффективных средств и методов воспитания уважительного отношения к своим родственникам.

На сайте МБДОУ «Детский сад № 35» г. Чебоксары своим опытом работы поделилась воспитатель Степанова С.Е.  С целью расширения представлений детей о своей семье, родословной, семейных традициях, воспитание любви и уважения к семье она разработала проект «Расширение представлений о своей семье у детей средней группы». Проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Проект был краткосрочным – составлен на 3 недели. Особое внимание в своем проекте С.Е. Степанова уделила разнообразным формам работы с родителями, с целью привлечения родителей к активному их участию в жизни детей в детском саду, и пересмотра своих взглядов на воспитание ребенка:

  • Выставка детских рисунков «Моя семья».
  • Выставка «Кем работают мои родители?»
  • Выставка «Как мы помогаем»
  • Выставка «Вот так мы отдыхаем»
  • Выставка « Генеалогическое древо семьи»
  • Родительская встреча «Моя семья – что может быть дороже». Особо удачным и интересным был фоторепортаж «Осень - глазами родителей».

В результате проделанной работы, по мнению воспитателя,  удалось в какой-то степени воспитать у детей чувство гордости за свою семью, любовь и  уважение  к ее членам, расширить знания о своей семье [16].

Ю.А. Котельникова  воспитатель МАДОУ детский сад «Золушка», г. Ноябрьск Тюменской обл. проводит для детей, посещающих ее группу, уроки семьи. Она считает, что важнейшая цель первого урока семьи - воспитательная. Основные задачи его в рамках достижения поставленной цели следующие:

· возвышать роль семьи, ее статус в нашем обществе;

· укреплять у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;

· усиливать желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Для этого она создала клуб семейный «Наша дружная семья!». В своей группе она использует такие нетрадиционные формы работы с родителями:

1) групповые праздники (конкурсы, игры, аттракционы, чаепития);

2) родители вместе с детьми делают коллажи, фотомонтажи («Моя семья», «Я люблю», «Такими мы были и стали», «Участок детского сада», «Выходной день», «Ребята и зверята»);

3) фотоальбомы с групповых праздников, экскурсий, занятий;

4) круглый стол (вопросы и ответы);

5) конкурс семейных талантов (изготовление игрушек, составление загадок, кроссвордов, оригинальных шляп, рисунков);

6) выставки детских работ, поделок, подарков;

7) создание герба семьи (девиз, объяснение);

8) совместное сочинение сказок (родители, дети).

Формы работы могут быть разными, считает воспитатель, но главное - помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок – уникален [17].

М.А. Дозорова, Н.В. Кошлева, А.А. Кронник с целью воспитания уважительного отношения к семейным традициям предполагают создавать «Музей семейных историй». Как известно, музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием различных предметов.

По мнению авторов, особенно важным является создание музеев в рамках ДОУ. Такие музеи обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

Цель музея семейных историй в дошкольном образовательном учреждении - создание условий для воспитания у детей уважительного отношения к семейным традициям, формирование основных ценностей, таких как: любовь, дружба, верность, уважение по отношению к своим близким, желание передавать и умножать национальные, культурные традиции своей семьи, понимание сопричастности семье и роду и др.

Задачами музея является:

1) осмысление понятий «семья», «род», «память», «время» и др., формирование целостного представления об окружающем мире через познание семейных ценностей; 2) формирование понимания взаимосвязи разных поколений и своей причастности к истории семьи; 3) воспитание патриотических чувств через развитие интереса к истории своей семьи; 4) формирование готовности понимать и принимать систему ценностей семьи;

Кроме того, музей семейных историй обладает рядом характеристик, отличающих его от других музеев дошкольных учреждений, в частности:

1) он является связующим звеном между детьми, родителями и педагогами, предлагающим дальнейшее сотрудничество и взаимодействие;

2) его экспонатами, как правило, являются старинные семейные вещи, обновляющиеся каждый год и с уходом ребенка в школу и пополняющие его семейный архив.

Используя музей семейных историй, мы можем организовать этические беседы по формированию уважительного отношения к своей семье в рамках работы с таким музеем [15].

Таким образом, в современных нормативных документах подтверждается, что формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей  дошкольного возраста актуальная задача в области дошкольного образования. Данная задача реализуется комплексно и посредством различных видов деятельности. Во второй главе мы рассмотрим и теоретически докажем значимость этической беседы, как средства формирования уважительного отношения к своей семье.

1.3. Тематика, структура и содержание этических бесед

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Г.М. Коджаспирова определяет этическую беседу как метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы [6].

Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Главная цель – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений считает Е.А. Алябьева [1].

Как уже говорилось выше, этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем. В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

В.И. Петрова и Т.Д. Стульник считают, что основными задачами этической беседы являются:

 - формирование обобщённых нравственных представлений на основе анализов конкретных поступков и фактов;

 - выработка осознанного отношения к поступкам людей и способности оценивать поступки (своих сверстников, персонажи литературных произведений);

 - формирование осознанного отношения к правилам поведения;

 - пробуждение детей к нравственным поступкам.

 Эти задачи обуславливают и методику проведения этических бесед [11].

 Е.А. Алябьева и другие авторы отмечают, что в этической беседе, как и в познавательной, можно выделить три части: вводную, основную, заключительную части. В вводной части беседы важно вызвать у детей интерес к обсуждению поставленного вопроса, сосредоточить их внимание на определённом явлении. Учитывая наглядный и образцовый характер мышления дошкольника, начать беседу лучше всего с описания конкретного факта или яркого образа и постановки задач перед детьми. Этот факт или образ может быть дан в художественном произведении, либо в рассказе воспитателя. Беседа может начинаться и с рассказа детей. Например, «Дети, вспомните, какой праздник отмечала наша страна и мы с вами? Расскажите, как вы поздравляли своих родителей с этим праздником». Началом беседы может служить также воспроизведение материала предшествующих бесед или наблюдений, проведённых во время экскурсий и прогулок.

 Основная часть беседы направлена на то, чтобы раскрыть конкретное содержание той или иной нормы. Воспитатель предлагает детям вопросы, направленные на анализ и оценку героев литературных произведений и самих детей, на выявление тех или иных поступков, их значения смысла последствий. Эта часть беседы тоже может быть построена по-разному: одна может строиться на основе анализа двух художественных произведений, конкретно раскрывающих нормы морали. При этом беседа может идти сразу по обоим произведениям, прочитанным друг за другом или по каждому отдельно. Можно проводить беседы только на основе поступков детей и содержания ранее прочитанных книг. Во время беседы воспитатель должен задавать вопросы в определённой логической последовательности. Уточняя и дополняя ответы детей, воспитатель помогает им сделать правильные выводы относительно фактов, поступков, формирует отношение к ним. В ходе основной части беседы воспитатель не только разъясняет нормы поведения, но и стимулирует у детей желание следовать им.

Этическая беседа может завершаться по-разному, однако в конце её нужно подвести итоги и сформулировать нравственную позицию, которой должны следовать дети. Эта нравственная позиция может быть выражена в форме общего вывода из беседы или в форме правила поведения, или в форме примера, которому должны подражать дети. Можно закончить беседу формулировкой правил поведения: «Давайте введём правила и будем выполнять их». Правило поведения можно дать в форме пословиц. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).Беседа может завершиться и чтением художественного произведения, в котором даётся яркий пример нравственного поведения. Этическую беседу можно закончить и установлением связи её содержания с последующей деятельностью детей. Связь этических бесед с последующей деятельностью является одним из условий их эффективности [1].

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

- Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать дошкольников самостоятельно находить на них ответы.

- Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

- Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу [20].

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В этических беседах, целью которых является формирование уважительного отношения к семье, воспитатель помогает  детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остаётся для человека самым надёжным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребёнок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Известно, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребёнок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, в ходе этической беседы положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребёнку не принимать как норму, как эталон, те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни. Важно, чтобы ребёнок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил. Пример этической беседы, направленной на формирование уважительного отношения к семье представлен в Приложении (Прил.1) [10].

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.

Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.  Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

   Продолжительность бесед с детьми 4–5 лет составляет 20 минут, с детьми 6–7 лет – 30–35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы [11].

Таким образом, этическая беседа может эффективно использоваться с целью формирования уважения к семье у дошкольников. Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

1.4. Организация работы по формированию уважительного отношения к семье у дошкольников посредством этических бесед

Организацией работы по формированию уважительного отношения к семье у дошкольников посредством этических бесед занимается воспитатель. Эта работа включает в себя не только выбор тематики, подбор содержания, материалов, но и определения того, какое место этическая беседа будет занимать в режиме дня. Этическая беседа с целью формирования уважительного отношения к семье может проводиться как часть занятия. Например, на занятии по познавательному развитию, на котором воспитатель рассказывает о стране, о Родине, он может поговорить с детьми и о семье, так как любовь к Родине начинается, прежде всего, с любви и уважения к семье. На занятии по изобразительной деятельности, когда дети учатся рисовать человека, воспитатель может спросить: «А кто самый главный в жизни любого человека?» и тем самым начать короткую беседу о роли мамы, о любви и уважении к ней. Конечно, такая беседа будет непродолжительной по времени и достаточно емкой по содержанию, но от этого она не станет менее интересной и полезной для детей.

 Этическая беседа может проводиться и как полноценное занятие. Такие беседы объемные по содержанию и могут включать в себя чтение художественных произведений, просмотр видеозаписей, прослушивание музыкальных произведений и др.

Этические беседы могут проводиться фронтально, индивидуально, с подгруппой детей. Индивидуальные беседы целесообразно проводить с детьми, у которых возникли какие-либо конфликты, недопонимания в семье. В данном случае важно продумать обстановку, чтобы остальные дети не отвлекали от беседы и, чтобы ребенок чувствовал бы себя наиболее спокойно и комфортно, смог полностью довериться воспитателю, внимательно слушать и отвечать на вопросы. Примерное количество этических бесед 3-6 в месяц.

Тематика и содержание этических бесед зависят от возраста детей, уровня их знаний и представлений, но главное, должны соответствовать главной цели – формирование уважительного отношения к семье у дошкольников.

Е.А. Алябьева предлагает следующее примерное содержание этических бесед:

  • «Моя семья» (3-4 года)

Цель – формирование представлений о роли членов семьи; воспитание любви и уважения к членам семьи.

Используемые средства: приход сказочного героя; отгадывание загадок о членах семьи; пальчиковая гимнастика «Дружная семья», рассматривание семейных фотографий.

  • «Моя мама» (4-5 лет)

Цель - формирование представления об особой роли мамы в семье; воспитание уважения к маме.

Используемые средства:  чтение рассказа М.Зощенко «Показательный ребенок»,  чтение стихов о маме,  обсуждение пословицы «При солнышке тепло, при матери добро», рассматривание портретов мам, нарисованных детьми, прослушивание песни «Мамонтенок».

  • «Семьи большие и маленькие» (5-6 лет)

Цель – формирование представления о том, что независимо от числа родных, семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.

Используемые средства: обсуждение сказок «Три медведя», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Волк и семеро козлят»; чтение и обсуждение стихотворений З.Александровой «..И в нашей квартире», Г. Сапгир «Семья»; рассказы детей о бабушках и дедушках [1].  

Т.А.Куликова в своей книге «Я и моя семья» определяет тематику и содержание этических бесед для детей 5- 6 лет: «Давайте знакомиться», «Мои родственники», «О фамилии и отчестве», «О моей маме», «О моем папе», «Самый старший член нашей семьи», «Мой прадедушка – защитник Родины», «Семейное хозяйство», «Семейные традиции», «Как мы отдыхаем», «Когда я стану взрослым»  (Прил.2). Вопросы и задания, предложенные Т.А.Куликовой,  ставят целью, прежде всего, воспитание нравственности и, безусловно, способствуют также развитию воображения, логического мышления и связной речи ребенка. Содержание этических бесед изменяется от простого к сложному, начиная с разговора о себе и своих родственниках, заканчивая беседами о семейном хозяйстве, семейном отдыхе и досуге и даже о том, как ребенок видит свою семью в будущем. По мнению автора, данные этические беседы  помогут детям осознать важность семейных традиций, совместного труда и отдыха, необходимость уважительного, заботливого отношения к членам своей семьи; скорректировать свое поведение в конфликтных ситуациях [9].

Проанализировав предложенные Т.А.Куликовой этические беседы, мы отметили, что наряду с разнообразием тематики и содержания недостаточно раскрыта тема заботы ребенка о членах своей семьи, взаимопомощи в семье. По нашему мнению, для формирования уважения к своей семье у дошкольников эта тема важна, так как любовь и уважение заключается в том, чтобы быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых. Например,

  •  «Как дети могут заботиться о взрослых» (5-6 лет)

Цель – формирование представления о том, что любовь и уважение заключается в том, чтобы быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых.

Используемые средства: слушание и обсуждение стихотворения Е.Благининой «Мама спит, она устала…», рассказа К.Д. Ушинского: «Захворала мама Тани…»; решение проблемных ситуаций.

Для уточнения представлений детей  в ходе этической беседы необходимо использовать наглядный материал: иллюстрации, семейные фотографии, семейные «талисманы». Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель должен подготовить заранее, продумать размещение его во время беседы, методику объяснения. Предмет, который используется в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал и полностью соответствовать содержанию этической беседы (пункт 3.3.3 ФГОС ДО) [19].

 В ходе этической беседы можно использовать современные информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют удерживать интерес детей. Например, используя семейные фотографии детей, создать презентацию, иллюстрирующую семейный отдых, совместные семейные дела и т.д.

  В этическую беседу можно включить прослушивание музыкальных, видео, звуковых записей (песни о маме, папе, бабушке;  мультфильмы) – это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

Этическая беседа может включать проблемные ситуации (состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы). Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Решение простых ситуаций в ходе беседы позволит ребенку задуматься над своими поступками, представить себя на месте другого члена семьи, проанализировать различные способы поведения и оценить их возможные последствия. То есть ребенок для себя сможет сделать вывод, правильно ли он поступал раньше, и как он должен был поступить или поступит при подобной ситуации. Это важно, так как уважительное отношение к семье проявляется не только в словах, но и в поступках дошкольника [1].

Таким образом, использование  этичеких бесед позволяет наиболее успешно решать вопросы формирования уважительного отношения к семье у дошкольников. В ходе беседы воспитатель может использовать различные средства, методы и приемы (наглядный материал, чтение художественной литературы, проблемные ситуации и др.). Этические беседы могут стать частью занятия, организовываться во вторую половину дня в качестве подгрупповой и индивидуальной работы. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций, связанных с семьей и семейными отношениями. Грамотно организованные  этические беседы вызовут эмоциональный отклик и интерес у детей, что позволяет активно использовать их с целью формирования уважительного отношения к семье у детей дошкольного возраста.

     

Заключение

Проанализировав научно-методическую литературу, мы решили все поставленные перед нами задачи.

Изучив формирование уважительного отношения к своей семье у дошкольников как педагогическую проблему, мы выяснили, что ребенок должен научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о близких, с детства быть внимательным к своей семье, замечать ее состояние, сострадать, словом и помогать делом. Поэтому уважительное отношение к семье необходимо воспитывать именно в период дошкольного детства, когда у ребенка формируются основные представления о семье, семейных традициях и устоях. Это актуальная задача в области дошкольного образования, которая отражена в современных нормативных документах, программах.  Реализация данной цели возможна только при  целенаправленном комплексном использовании педагогами различных средств, методов и приемов.

Рассмотрев использование этической беседы как средства формирования уважительного отношения к семье у детей дошкольного возраста, мы отметили, что в ходе беседы воспитатель может использовать различные средства, методы и приемы (наглядный материал, чтение художественной литературы, проблемные ситуации и др.). Этические беседы могут стать частью занятия, организовываться во вторую половину дня в качестве подгрупповой и индивидуальной работы. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций, связанных с семьей и семейными отношениями. Грамотно организованные  этические беседы вызовут эмоциональный отклик и интерес у детей, что позволяет активно использовать их с целью формирования уважительного отношения к семье у детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы теоретически обосновали важность и эффективность использования этических бесед в формировании уважительного отношения к семье у дошкольников. В перспективе нашего исследования мы планируем на практике доказать данные теоретические выводы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
  3. Детство [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. —280 с.
  4. Истоки [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. 5е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. —161 с.
  5. Каратаева, Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Каратаева. – Шадринск: Издат. Шадринский гос. пед. институт, 2007. – 118 с.
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -  М.: Академия, 2001. - 176 с.
  7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
  8. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2- изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
  9. Куликова, Т.А. Я и моя семья. Пособие для детей 5-6 лет [Текст] / Т.А. Куликова. – М.: Вента-Граф, 2014. – 91 с.
  10. От рождения до школы [Текст]: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. 304 с.
  11. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика - Синтез,  2009. - 73с.
  12. Ривина, Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи [Текст] // Дошкольное воспитание.-2007. – № 12. – С.37-53.
  13. Рожков, А.В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов [Текст] / А.В. Рожков - М.: Питер, 2009. - 243 с.
  14. Семьеведение для малышей [Текст]: Программа семейно полового воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2007. –121 с.
  15. Семь Я [Текст]: Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста / Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А.  Ярославль: Ремдер, 2005. - 164 с.
  16. МБДОУ Детский сад №35 «Колобок». Режим доступа: http://ds35.ucoz.ru/publ/vzaimodejstvie_pedagoga_i_roditelej_v_vospitanii_u_doshkolnikov_ljubvi_i_uvazhenija_k_seme/1-1-0-15
  17. Сайт воспитателя МАДОУ "Золушка". Режим доступа:  https://nsportal.ru/kotelnikova-yuliya-alekseevna
  18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  19. ФГОС ДО последняя редакция. Режим доступа: http://izo.tom.ru/index.php/dokumenty/85-fgos-dou-poslednyaya-redaktsiya
  20. Этические беседы с дошкольниками. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/yeticheskie-besedy-s-doshkolnikami.html 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Конспект этической беседы с детьми средней группы

 «Моя семья»

Задачи:

Образовательные: формировать у детей позитивное представление о семье, своих близких; систематизировать и уточнить знания детей о семье; закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях.

Развивающие: развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»; способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные: воспитывать любовь, уважение и чувство привязанности к родным.

Предварительная работа:

 Беседы о членах семьи, с которыми вместе живет ребенок. Просмотр семейных фотографий, рисование портретов родителей, сюжетно - ролевые игры «Семья».

Методические приемы: беседа-диалог; чтение стихотворений, пословиц; физкультминутка; игра с мячом «Кто кем приходится?»; проблемные ситуации.

Вводная часть:

 -В. Здравствуйте, дорогие мои воспитанники! Я очень рада вас видеть. Сейчас, станем в круг и с улыбкой передадим своё хорошее настроение и добрые пожелания друг другу.

 (Воспитатель становится с детьми в круг и первым начинает говорить пожелания и так далее по кругу).

 - В.Присаживайтесь.

(Дети садятся).

 - Говорить мы будем об очень важном для каждого человека.

 Сегодня разговор наш будет о семье.

Основная часть:

Семья - это слово нам многое скажет.

Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.

 Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

(Ответы детей)-домой.

 - В.А почему?

 ( ответы детей).

 - В.Да, вас ждет дома ваша семья.

 - Дети, что же такое семья?

 Как вы это понимаете?

 (Ответы детей)- мама, папа ,бабушка ,дедушка, братья, сестры.

-В.Для чего она нужна человеку?

 (Ответы детей)- чтобы его любили, заботились защищали.

 -В.Не случайно слово семья можно зашифровать, как 7-Я.

 Раньше, в старину на Руси говорили: семья - это семь Я т.е семь и более человек живущих в одном доме одной большой ,дружной и крепкой семьёй , старшие дети заботились о младших братьях и сёстрах.

- В.

Говорят, что в старину

Так оно и было

Много братьев и сестёр

Весело дружило

Вместе пили молоко

Вместе ели сушки

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

 Бывают семьи не только большие, но и маленькие состоят даже из двух человек. Если эти люди любят и уважают друг друга, заботятся, то такую семью называют - дружной

( Ответы детей) - и крепкой.

 - В. Дети, вставайте в круг, сделаем физкультминутку.

Я всех родных не могу сосчитать (кружатся на месте с закрытыми глазами)

Но про семью вам хочу рассказать (указательными пальцами показывают друг на друга)

Дружно мы очень в доме живём, (берутся за руки и поднимают вверх- вниз)

Полезное дело у каждого в нем (хлопают в ладоши).

Папа - наш друг и защитник, (берут друг друга за руки)

Деньги приносит он в дом (пальцы в замок и на правое плечо, шагают)

Мама нам вкусно готовит, (гладят себя по животу)

Чинит и гладит бельё. (движения рукой вправо - влево)

Дедушка мудрый советчик( левая рука на пояснице , указательный палец правой руки поднять вверх).

Бабушка, вяжет носки (поднимать ноги поочерёдно, согнув в коленях)

Маленький брат карапузик, лишь начинает ползти (приседают)

Ну а сестра повзрослела, (руки поднять вверх)

В школу пошла в первый класс.( руки сложили перед собой, пружинка вниз)

И я не сижу без дела (руки на поясе, наклоны вправо-влево)

Всем помогала не раз (наклонились в круг, руки раскрыли друг перед другом).

 - В. Садитесь, ребята, на места.

 - У вас у всех есть семья. А можете вы рассказать нам о своих родных?

 - В. Кем члены семьи приходятся друг другу?

 -(Ответы детей)- знаем

 - В. А вот и в игре «Кто кем приходится» мы и узнаем?

 - Согласны?

 - В.Объясню правила игры.

 - Я буду по очереди каждому из вас задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы должны поймать мяч, правильно ответить на поставленный вопрос и бросить мяч снова мне.

(Дети встают со стульев, воспитатель стоит напротив).

1.- Девочка для мамы и папы кто? (дочка).

2.- Мальчик для папы и мамы кто? (сын).

3. - Мальчик для дедушки и бабушки кто? (внук).

4. -Папа для дедушки и для бабушки кто?( сын).

5. - Мама для бабушки и дедушки кто? (дочь).

6.- Кто папа для мамы? (муж)

7.- Кто мама для папы? (жена)

8. -Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

9.- Девочка для мальчика в семье кто?(сестра).

10.-Девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)

 - В. Молодцы, ребята, хорошо усвоили это! Присаживайтесь на стульчики.

-В. Русский народ сложил ещё с древних времён много пословиц и поговорок о семь.

- Кто из вас знает пословицы?

- Родители трудолюбивы – дети не ленивы.

-Человек без семьи, что дерево без плодов.

- В семье дружат, живут не тужат.

Добрая семья прибавит ума.

- В хорошей семье хорошие дети растут

 - Дети, как вы выражаете свою любовь к близким?

 ( совершаем хорошие поступки)

 - Верно. Надо совершать хорошие поступки, и стараться не делать плохих, чтобы не огорчать своих родителей и родных. Давайте с вами представим такую ситуацию: мама пришла с работы, на которой трудилась весь день и очень устала. Дома ее ждали дела: грязная посуда, пыльные подоконники, не политые цветы. Как бы вы поступили в такой ситуации? (ответы детей)

- А теперь представьте: ваша бабушка приболела и не смогла придти к вам в гости. Бабушке грустно без вас, она скучает дома. Что же делать? (ответы детей).

- Со мной однажды произошла такая ситуация: моя младшая сестра задерживалась в школе и не успевала погулять со своей любимой собачкой. Как бы вы поступили на моем месте?

- В. это очень хорошо ребята, что вы готовы придти на помощь своим родным в трудную минуту. В этом и заключается настоящая любовь к семье.

Заключительная часть:

- В.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб о вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

 

Приложение 2

Тематика и содержание этических бесед по формированию уважительного отношения к семье у дошкольников

( по книге Т.А.Куликовой «Я и моя семья»)

Тема этической беседы

Цель этической беседы

Используемые средства

«Давайте знакомится»

Формирование умения рассказывать о себе, как о члене семьи.

Рассказ ребенка о себе, своей роли в семье; рассматривание семейных фотографий.

«Мои родственники»

Формирование представления о многообразии родственных связей, о зависимости формы общения и поведения от роли в семье.

Игра «Кто кому кем приходится в семье?»; обсуждение высказывания «Сила семьи – в ее родстве»; обсуждение пословиц и поговорок о семье.

«О фамилии и отчестве»

Формирование представления о принадлежности к семье, о значимости фамилии и отчества для человека.

Игра «Что значит моя фамилия?»; рисование семейного древа.

«О моей маме»

Формирование представления об особой роли мамы в семье; воспитание уважения к маме.

Рассматривание портретов мамы; чтение стихов о маме (Я.Щеголев «Баю-бай»); решение проблемных ситуаций «Если мама заболела».

«О моем папе»

Формирование представления о роли папы в семье; воспитание уважения к папе.

Рассказ детей о папе, о профессии папы и его обязанностях дома; слушание песни «мой любимый папа»; чтение стихов о папе.

«Самый старший член нашей семьи»

Воспитание любви и уважения к старшим членам семьи – бабушкам и дедушкам.

Чтение и обсуждение стихотворения Л.Квитко «Бабушкины руки».

«Мой прадедушка - защитник Родины»

Воспитание уважения, к прабабушкам и прадедушкам – защитникам Родины, вызвать чувство благодарности и гордости за их подвиг.

Слушание отрывков песен о войне; рассказ детей о своих прадедушках и прабабушках – героях ВОВ.

«Семейные традиции»

Формирование представления о значимости семейных традиций, воспитывать уважение к традициям семьи.

Рассказ ребенка о семейных традициях; рассматривание семейных реликвий, «талисманов».

«Семейное хозяйство»

Формирование представления о значимости ведения семейного хозяйства, о роли каждого члена семьи в выполнении домашних обязанностей; воспитывать отзывчивость, трудолюбие, взаимопомощь.

Решение проблемных ситуаций; обсуждение особенностей ведения семейного хозяйства; игра «Кому, что нужно для работы?»

«Как мы отдыхаем»

Формирование умения рассказывать о семейном отдыхе, воспитывать чувство привязанности и любви к семье.

Рассказ ребенка о семейном отдыхе, рассматривание фотографий; решение проблемных ситуаций «собираемся в поход/путешествие/прогулку с семьей».

«Когда я стану взрослым»

Формирование представления о том, что, несмотря на время, семья остается с человеком, о постепенной смене роли в семье.

Решение проблемных ситуаций «Когда я стану взрослым…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного оборудования»

Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического    отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской дея...

Методическая разработка "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".

   Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию ...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...

Методическая разработка «Формирование представлений о правильном питании у детей дошкольного возраста»

Методиеская разработка состоит из двух конспектов о правильном питании...

Методическая разработка «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на с...