Методическая разработка «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.
Главный фактор развития личности — активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды и тем самым его выживание.
Двигательная активность — необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.
Главный фактор развития личности — активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды и тем самым его выживание.
Двигательная активность — необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_razrabotka.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Разработала воспитатель
Редькина Аляна Сергеевна
Санкт-Петербург
2023
Актуальность и перспективность работы:
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.
Главный фактор развития личности — активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды и тем самым его выживание.
Двигательная активность — необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека.
Повышенный режим двигательной активности оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма; обеспечивает усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений, удовлетворяет потребность в движениях.
Регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно - сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
В процессе формирования опыта раскрыты основные методы и приемы организации образовательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни с учетом личностно-деятельного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей детей, созданы условия для формирования основ здорового образа жизни дошкольников, разработана модель формирования основ здорового образа жизни.
Научная новизна опыта состоит в том, что в нем разработана система физкультурно – оздоровительной работы, которая дает возможности управления здоровьем детей в группе через комплекс рационально организованных физкультурно – оздоровительных мероприятий с включением специальных оздоровительных упражнений
Теоретическая значимость работы обусловлена его вкладом в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей средствами физической культуры в группе. В процессе формирования опыта выявлены основные компоненты здорового образа жизни дошкольников, его показатели и уровни, сформирована система оздоровительных мер, расширены имеющие представления о содержании, организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Практическая значимость работы состоит в разработке эффективной системы физкультурно – оздоровительной работы в группе, которая помогает не допустить снижения исходного уровня и укреплять здоровье детей, а также в возможности применения его в повседневной практике педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность работы состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое является системообразующим фактором модернизации физкультурно- оздоровительной деятельности любого педагога ДОУ.
Ведущая педагогическая идея опыта.
- Физическая культура и здоровый образ жизни являются реальным оздоровительным средством.
- Формирование основ и потребности в здоровом образе жизни необходимо начинать с раннего возраста.
Оптимальность и эффективность средств:
Цель:
- формировать у дошкольников основы здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
- Изучение и комплексная оценка исходного уровня здоровья, физического и двигательного развития ребенка, определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
- Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
- разработать и апробировать систему методов и приемов валеологического просвещения, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей ценности;
- изучить и внедрить в образовательный процесс современные образовательные и оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; изучать положительный семейный опыт по данной теме;
- осуществлять сотрудничество с семьями воспитанников;
- осуществлять взаимодействия со специалистами ДОУ, обеспечивая комплексный подход в организации образовательного процесса по приобщению детей дошкольного возраста к основам здорового образа жизни;
Методы и средства:
Организация двигательной деятельности:
-утренняя гимнастика,
-физкультурные занятия,
-подвижные и спортивные игры,
-активный отдых,
-работа с детьми с высоким уровнем двигательного развития.
Использование специальных оздоровительных упражнений на физкультурных занятиях:
-дыхательная гимнастика,
-игровой самомассаж,
-упражнения для формирования навыков правильной осанки,
-упражнения для профилактики плоскостопия,
-упражнения на расслабление.
Создание разнообразной физкультурно-игровой среды в спортивном зале и групповых помещениях.
Результативность работы:
- Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры.
- Удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности в полном объеме.
- Формирование у детей основ и потребности в здоровом образе жизни.
Кроме основной программы для осуществления работы по данной теме с детьми использовала парциальные программы, технологии и методики:
«Как воспитать здорового ребенка»;
«Быть здоровыми хотим»;
«Здоровьесберегающие технологии В ДОУ»;
Особое место в здоровом образе жизни ребенка отводится двигательному режиму.
Структурными компонентами двигательного режима являются:
- Утренняя гимнастика, которая проводится в разнообразных формах (традиционной, с использованием ОРУ, игровых комплексов, сюжетной формы, ритмической гимнастики, оздоровительной ходьбы и бега с постепенным увеличением дистанции, с использованием дыхательной гимнастики и т. д.);
- Физкультурные занятия (игровые, учебно-тренировочные, станционные, сюжетные, музыкально-ритмические, тематические, с использованием различных видов спортивных игр);
Каждое физкультурное мероприятие несет в себе определенную
«оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует предусматривать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста детей, их здоровья и физической подготовленности.
В своей деятельности придерживаюсь принципа «Не навреди!».
- Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями двигательного развития планируется и проводится по итогам занятий, что помогает не только освоить двигательное действие и создать для ребенка ситуацию успеха, но и развивать интерес к двигательной деятельности и физической культуре в целом.
Для достижения оздоровительного эффекта на физкультурных занятиях используются специальные оздоровительные упражнения:
- Элементы дыхательной гимнастики
Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Поэтому выполнение дыхательных упражнений с детьми надо начинать как можно раньше.
- Игровой самомассаж, который проводится для разных частей тела.
Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
- Упражнения для формирования навыков правильной осанки.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К этому приводит сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удержать осанку в правильном положении. Поэтому большое внимание уделяется проведению укреплению мышц спины. Они проводятся из разных исходных положений, с разнообразным инвентарем и спортивным оборудованием, у зеркальной стены.
- Упражнения для профилактики плоскостопия.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Применение упражнений для профилактики плоскостопия позволяет с одной стороны оказывать необходимое биологическое воздействие на организм и изменять его физическое состояние, с другой стороны передавать опыт одного из видов двигательной деятельности.
- Упражнения на расслабление.
Важно научить детей чередовать физическую нагрузку с отдыхом с расслаблением, для этого в заключительной части занятий проводится данные упражнения.
В процессе физического воспитания решаются и валеологические задачи.
На занятиях уточняются и закрепляются элементарные знания о пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влияние физических упражнений на организм человека, на самочувствие, о полезных и вредных привычках, предупреждении некоторых заболеваний, травматизма.
Особое внимание уделяется осознанному выполнению двигательных действий детьми.
- Активный отдых (физкультурные праздники и развлечения, Дни здоровья).
Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делает подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста и их родителей.
Участие в физкультурных праздниках оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.
- Работа с детьми с высоким уровнем двигательного развития, направленная на развитие совершенствование двигательных способностей.
Эффективность оздоровительной работы в группе, во многом, определяется взаимодействием с медицинском персоналом, музыкальным руководителем, педагогом–психологом, педагогом по физической культуре. Планирование совместной деятельности осуществляется на основе годового плана группы.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей (по результатам анкетирования) готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний и умений. Именно поэтому сотрудничество с родителями является важным разделом работы. Разработан проект «Здоровый образ жизни семьи..», индивидуальное консультирование родителей, совместные праздники.
Для работы с родителями разработала:
-проект «Здоровый образ жизни семьи», которая направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого- педагогических особенностях детей дошкольного возраста ;
- информационный материал по профилактике плоскостопия, правильной осанки, информацию по закаливанию детей в домашних условиях, оформила подборку игр с детьми на улице в разное время года и т. д.
С целью создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья в группе создана зона уединения, центр двигательной активности.
Осуществление работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни проводилось следующим образом:
- изучение представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни
- сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой являются оздоровительные мероприятия и НОД познавательно – игрового характера;
- закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через беседы, познавательно – игровую деятельность, прогулки, опыты, оздоровительные и закаливающие мероприятия, художественную литературу и т. д.
Разработала основные направления формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Развитие социальной сферы:
- иметь элементарные представления о строении тела человека;
- уметь назвать сходства и различия в строении людей и животных, понимать гомологичность органов: руки, ноги равноценны лапам животных, волосы – шерсти;
- понимать значение пищи, воды, воздуха для человека;
- отличать живое от неживого;
- вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;
- разбираться в родственных взаимоотношениях: «бабушка – мама - ребенок» и «дедушка – папа - ребенок», знать, что у каждого человека и у каждого животного есть родители (папа, мама), уметь обсудить их роль;
- уметь объяснить, где он живет, как зовут его родителей и как с ними связаться (знает адрес, телефон).
Развитие нравственной сферы:
- замечать в своем окружении страдания человека, животных, растений и стремиться им помочь;
- уметь проявить заботу к больному человеку;
- уметь сочувствовать, сопереживать, поддерживать, пожалеть, успокоить;
- слушать художественные произведения, рассматривать иллюстрации, уметь выразить свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам персонажей;
- понимать смысл слов «добрый человек – недобрый человек»,
«хороший поступок – плохой поступок»;
- уметь оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать её).
Формирование гигиенических навыков:
- владеть культурой приема пищи (сидеть спокойно, аккуратно, пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с набитым ртом, правильно пользоваться ножом и вилкой, пользоваться салфеткой);
- уметь обслуживать себя и владеть полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (самостоятельно вымыть руки, ополоснуть рот после еды, причесать волосы);
- знать алгоритм процессов умывания, одевания, приема пищи;
- положительно относиться к закаливающим процедурам и понимать их значение;
- самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в группе; Формирование потребности в здоровом образе жизни:
- уметь определить состояние своего здоровья по своим ощущениям (здоров или болен), а так же состояние здоровья окружающих по внешним признакам и поведению;
- уметь называть и показывать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
- проявлять интерес к занятиям физической культурой и желание заниматься физкультурой и спортом, посещать спортивные секции.
Воспитательная и оздоровительная направленность данной работы заключается в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Формирование основ здорового образа жизни осуществлялось в соответствии с ФГОС, в совместной деятельности (занимательные игровые виды деятельности, дидактические игры, досуги, праздники), в режимных моментах (чтение художественной литературы, игровой деятельности, совместной деятельности, в совместной работе с семьей).
В соответствии с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач определила интеграцию области «Физическое развитие» с областями:
- «Познавательное развитие» - расширение у детей кругозора в части представления о здоровье и ЗОЖ;
- «Социально – коммуникативное развитие » - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в т. ч. здоровья; развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека;
- «Речевое развитие» - использование чтения художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области
«Физическое развитие»;
- «Художественно – эстетическое развитие» - развитие навыков здорового образа жизни через музыкально-художественную деятельность.
В рамках образовательной области «Физическое развитие» проводила целенаправленную систематическую работу с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни. Для осуществления работы по данной теме определила следующие направления:
- привитие культурно – гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела;
- уход за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
С целью создания мотивации на сохранение здоровья в разных видах деятельности детям объясняла, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, что каждый ребенок должен быть сильным, бодрым, энергичным, поэтому каждый ребенок и взрослый должен думать о своем здоровье, знать свое тело научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
С целью мотивации на ведении здорового образа жизни в процессе бесед: «Сказка о микробах», «Чистота – залог здоровья», «День здоровья»,
«Здоровье наше богатство» с детьми проводила работу по совершенствованию умственной и физической работоспособности, устойчивости к утомлению, разнообразным нагрузкам.
С целью мотивации на соблюдение правил личной гигиены через организованные виды деятельности: «Уроки Мойдодыра», «Надо, надо умываться», «Чтобы зубы не болели», детям рассказывала о бережном отношении к своему телу, уходу за ним, знакомили с правилами личной гигиены.
С целью мотивации для формирования ценностей здорового образа жизни детям рассказывала о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастики, воздушных и солнечных ваннах, массаже, корригирующей гимнастики и др. Через практическую двигательную деятельность: игры, упражнения, досуги, викторины и др.
Давала детям элементарные понятия об инфекционных болезнях, их возбудителях: микробах, вирусах; рассказывала, что делать, когда поднимается температура и почему.
В результате организованной целенаправленной работы с детьми по формированию здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки, что было выявлено в итоговой комплексной диагностике.
Работа с детьми по формированию основ здорового образа жизни показала положительную результативность:
- Создана предметно-развивающая среда для организации деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни;
- Скоординировано взаимодействие между педагогами, специалистами и родителями в образовательном процессе по формированию здорового образа жизни детей;
- Организована система оптимального двигательного режима дня с учетом дифференцированного подхода к детям;
- Организована работа по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей через воспитание осознанного отношения к своему здоровью;
- У родителей сформирован интерес к проблемам укрепления и сохранения здоровья;
- Родители приобрели базовые знания о поддержании и укреплении здоровья детей.
Дети 5-6 лет:
- ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей;
- имеют представления о своем здоровье, знают, как можно поддержать, укрепить и сохранить его;
- дети умеют практически решать некоторые задачи здорового образа жизни (умеют обслуживать себя и владеют полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены – вымыть руки, умыться, почистить зубы, вымыть уши, причесать волосы;
- умеют определять состояние своего здоровья – здоров он или болен, высказываются о своем самочувствии.
- владеют культурой приема пищи, различают полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляют их;
- умеют выполнять разные виды гимнастик;
- проявляют интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;
- проявляют внимание к заболевшему близкому взрослому:
- умеют объяснить значимость занятий физической культурой.
Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику сформированности уровня представлений, умений и навыков по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает эффективность использования системы внедрения здоровьесберегающих технологий. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера. У детей сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.
Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей. В родительские собрания включала разные темы: «Здоровые дети – здоровая нация», «Охрана жизни и здоровья детей»,
«Активный детский отдых зимой», «О правильной осанке», «Осанка – это здоровье», «Чистота и здоровье» и т. д.
Проводила консультации по таким темам: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Ядовитые растения», «О здоровье всерьез», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Здоровая семья – здоровые дети»,
«Витамины», и т. д.; оформила памятки и буклеты в помощь родителям: «Да здравствует мыло душистое», «Лекарственные растения», «Летний отдых». Для работы с родителями разработала информационный материал по профилактике плоскостопия, правильной осанки, информацию по закаливанию детей в домашних условиях, оформила подборку игр с детьми на улице в разное время года.
В приемной оборудованы стенды: «Советы Айболита», «Для вас, родители», папки – передвижки, где размещается информация всех специалистов ДОУ. Таким образом, условия, созданные для детей, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию коррекционной и оздоровительной работы.
Результативность работы:
- Увеличение индекса здоровья по группе, дошкольному учреждению.
- Снижение количества случаев заболеваний у детей группы.
- Улучшение индивидуальных показателей, кратности и продолжительности заболеваний у детей.
Таким образом, можно сказать, что постоянная систематическая работа способствовала формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, эффективному укреплению и сохранению здоровья дошкольников, дала позитивную динамику оздоровления детского организма, позволила достичь положительных результатов: повысить индекс здоровья детей, уровня физического состояния.
В дальнейшем тема «Формирование основ здорового образа жизни», также остается актуальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
Методическая разработка на тему: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
тема: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию ...
Методическая разработка: педагогический совет "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Методическая разработка для педагогического совета для актуализации знаний о формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаз в соотвествии с ФГОС ДО....
Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»(старший возраст)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и имеет следующие направления: приобщение к физической культуре, развитие пси...