Проект "Времена года"в старшей группе
проект (старшая группа)

Гайсина Айгуль Фагимовна

Зима сменяет осень, потом приходит весна и наступает лето. Дети  спрашивают, почему так происходит? …Почему деревья спят зимой? Почему горка стала меньше? Откуда взялись проталинки? Как это « сугробы приседают?». Чтобы дать ответы на эти и другие вопросы я  и взяла эту тему для своего проекта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Годовой проект в старшей группе

Тема: « Времена года»

Проект реализуется в  рамках программы

«От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы,

М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, согласно ФГОС.

                                                                       «Благая природа так обо всем позаботилась,

           что повсюду ты находишь чему учиться»

 Леонардо да Винчи.

Актуальность.

Зима сменяет осень, потом приходит весна и наступает лето. Дети  спрашивают, почему так происходит? …Почему деревья спят зимой? Почему горка стала меньше? Откуда взялись проталинки? Как это « сугробы приседают?». Чтобы дать ответы на эти и другие вопросы я  и взяла эту тему для своего проекта.

Вид проекта: информационно-творческий.

Проблема: развитие умений детей замечать изменения в природе; формировать умения устанавливать  простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Цель: способствовать формированию элементарных представлений о временах года, его периодичности,  замечать простейшие  сезонные  изменения в природе, следить за погодой, одеждой людей, воспитывать   желание самостоятельно наблюдать природные явления.

Задачи:

Для педагога: найти эффективные формы  и методы работы с детьми по данной теме.

Для детей: способствовать формированию  представлений детей о сезонных изменениях, узнавать и называть времена года, выделять характерные признаки, развивать интерес  к наблюдению за объектами  и явлениями в природе.

Для родителей: повысить  педагогическую  компетентность  в вопросах  экологического воспитания  детей дошкольного возраста, уделять внимание наблюдению за объектами и явлениями  природы.

Предполагаемый результат:

Для педагогов: повысится профессиональный  уровень. Будут  найдены эффективные формы и методы работы с детьми  в решении вопросов экологического воспитания.

Для детей: будут сформированы  умения замечать и называть изменения в природе, называть времена года, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Для родителей: повысится компетентность родителей в экологическом воспитании детей, будут  проводить  с детьми наблюдения в природе и  принимать активное участие в организации образовательного процесса.

Этапы реализации проекта.

I этап -подготовительный (октябрь)

II этап- основной (ноябрь-май)

III этап- заключительный (май-июнь)

Интеграция ОО:

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие.

 План реализации проекта

                             План реализации проекта

Этапы, сроки

Виды деятельности

Тема

Цель

Подготовительный этап

Октябрь

Основной этап

(ноябрь-май)

Заключительный этап (май-июнь)

1.Изучение методической литературы

2.Составление плана работы по реализации проекта

3.Подбор детской художественной литературы

 1.Наблюдение  на прогулке.

2.Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Птички и автомобиль»,«Огуречик, огуречик» , «Листопад», «Гуси, вы гуси», «Зайка беленький», «Два мороза», «Снег кружится», «Догоняй-ка», «Веселый воробей», «Птички, раз! Птички –два!», «Мы веселые ребята», «У медведя во бору», «Воробьи и вороны».

3.Дидактические игры: «С какого дерева», Лото «Овощи»,

«Времена года»,

«Сложи картинку», «Чего не

стало», «Что изменилось?», «Нелепицы»,

Лото: «Птицы»,  

«Цветы», «Что где растет», « Когда это бывает», «Загадки-отгадки»

4.Беседы:  «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», « Перелетные птицы», «Здравствуй зимушка –зима», «Как звери готовятся  к зиме»,

«Праздник Новый год», «К нам весна шагает быстрыми шагами», ««Встречаем птиц»  «Здравствуй лето».

5.Пальчиковые игры: «Снег, снег», « Мороз», « Мы с тобой снежок лепили», «Капель». «Капуста», «Солнышко», «Этот пальчик в лес пошел…»

6.Праздники: «Осень золотая», «К нам спешит Новый год»,  «Мамочка любимая».

7.Развлечение: «Сильные, ловкие, быстрые», «Проводы зимы».

8.Словесные игры: «Овощи», «Золотая осень», «Один-много», «Скажи ласково», «Скажи какая?», «Гори, гори ясно», «Весна идет», «Что с начало, что потом».

9.Рассматривание репродукций:

«Времена года».

10.ООД.

«До свидания, лето!»,  «Поспели яблоки», «Снегурочка», «Новогодняя открытка», «Новогодние украшения», «Птички прилетели».

11.Чтение художественной литературы.

12.Сюжетно-ролевые игры:

 13.Работа с родителями

14.Практическая деятельность

1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Оформление альбомов «Времена года» и показ их детям в других группах.

3. Создание макета «Времена года»

4. Презентация игры: «Времена года».

По теме педагогического проекта

По теме педагогического проекта

Потешки: «Ножки, ножки, где бывали…?»

И.Бунин «Листопад», А.Майков «Осенние листья про ветру кружат»,

 Тувин « Овощи».

Рассказы:В.Бианки «Подкидыш», «Первая охота».

Сказки: «Война грибов с ягодами в обработке В.Даля, «Серая шейка» Д.Мамин-Сибиряк.

По теме педагогического проекта

А.Введейский «О девочке Маше  и о собаке Петушке и о кошке Ниточке»,

М.Познанская «Снег идет», Я.Аким «Первый снег», И.Сурикова «Зима», И.Поляков «Вышло солнце из-за тучи», М.Клокова «Зима прошла», «Зимовье» в обработке И.Соколова-Микитова, «Снегурочка», Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос»

В.Бианки : «Синичкин календарь».

Е.Чарушина «Что за зверь?».

Е.Трутнева «Ёлка».

«Варим суп», «Зайкин  огород», «Путешествие в зимний лес», «Больница», «Едем отдыхать на речку».

Консультации тематические: «Времена года», участие в конкурсах: «Волшебница осень», «Забавный снеговик», «Лучший зимний участок».

Изготовление подарков, поделок.

По теме педагогического проекта

Создание условий для реализации проекта.

Повышение педагогической компетенции

Развитие речи детей, углубление знаний детей о временах года.

Определять время года по характерным признакам, закреплять знания о сезонных  изменениях в природе.

Быстро действовать по сигналу воспитателя.

Начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Закреплять знания о величине осенних листьев. конкретизировать понятие «листопад».

Упражнять детей в выполнении движений , учить счету.

 Закрепить  название деревьев.

Закрепить названия овощей.

Закрепить характерные признаки времен года

Закрепить названия птиц, понятия (зимующие, перелетные.)

Закрепить названия цветов, растений.

Активизируем речь, пополняем словарный запас.

Познакомить детей со значением праздника, вызвать желание участвовать в праздниках.

Обогащаем словарный запас: прилагательными, существительными  в родительном падеже множественного числа; развиваем логическое мышление.

Умение выделять основные признаки времен года, составлять рассказ по картине.

Развиваем умение слушать, отвечать на вопросы, формируем интерес детей к художественной литературе

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство активности, ответственности, дружелюбия. Закрепить ранее полученные знания.

Выяснение соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данной деятельности.

Подготовительный этап.

На подготовительном  этапе мною был сделан обзор трудов Л.И. Марченко  «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» , которые затрагивали тему: «Времена года». Так же была изучена  методическая литература по данной теме:

Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А Васильевой;

 О.Г. Жукова «Предметная среда. Сенсорика. Экология»;

 И.В Кравченко «Прогулки  в детском саду»;

О.А.Соломенникова  «Занятие по формированию  элементарно-экологических представлений в средней группе детского сада»;

 С.Н.Николаева « Юный эколог» система работы в средней группе детского сада;

 Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности».

 Я разработала план  по реализации проекта, подобрала художественную литературу, дидактические, подвижные игры, занятия, беседы.

Основной этап.

Основной этап включает в себя реализацию основных видов деятельности по направлению проекта.

С детьми были проведены беседы: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень» - закрепить месяцы осени, приметы осени. «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» - закрепить название перелетных  и зимующих птиц, поведение птиц зимой. «Здравствуй, зимушка-зима» - умение сравнивать осенний и зимний пейзажи. «Как звери готовятся к зиме»- как   животные  зимуют. «Праздник Новый год»- подготовка к новогоднему утреннику: заучивание стихов, песен.

«К нам весна шагает быстрыми шагами» -выделять приметы весны. «Встречаем птиц»  -закреплять  название перелетных птиц.

«Здравствуй лето»- расширять представление детей о летних изменениях  в  природе.

Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Лото», «Овощи», «Времена года», «Сложи картинку», «Чего не стала?», «Что изменилось?», «Нелепицы», «Птицы» -лото, «Цветы»-лото, «Что, где растет», «Когда это бывает?», «Загадки-отгадки».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Птички и автомобиль», «Огуречик, огуречик…», «Листопад», «Гуси, вы гуси красные лапки», «Зайцы в огороде», «Зайка беленький»,  «Два мороза», «Снег кружится», «Догони-ка», «Веселый воробей», «Птички-раз, птички-два», «Веселый ручеек», «Мы веселые ребята», «Воробьи-вороны».

Пальчиковые игры: «Капусту солим», «Снег, снег», «Мороз», «Снежок», «Капель», «Весна», «Цветы».

Сюжетно-ролевые игры: «Варим суп», «Зайкин огород», «Больница», «Магазин», «Путешествие в зимний лес», «Едем отдыхать на речку».

Заучивали  стихи: И Бунин «Листопад»,А.Майков «Осенние листья по ветру кружатся», Тувим «Овощи», М.Познанская «Первый снег», И.Сурикова «Зима», Орлова «Медведь спит»,И.Поляков «Вышло солнце из-за тучи», М.Клокова «Зима прошла».

Потешки: «Ножки, ножки, где вы бывали?», «Солнышко-ведрышко» и другие.

Рассказы: В.Бианки «Подкидыш», Первая охота», «Синичкин календарь», «Красная горка», «Домики без топора». Е.Чарушин : «Что за зверь?». Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос…», «Серая шейка»

Сказки: «Зимовье зверей», «Заяц и лиса», «Снегурочка», «Война грибов с ягодами» в обработке  В.Даль.

Были проведены ООД:

Рисование: «До  свидания, лето!»,  «Поспели  яблоки», «Снегурочка», «Новогодняя  открытка», «Новогодние украшения», «Птички прилетели», «Цветы для мамы».

Аппликация: «Корзина с грибами», «Цветы для мамы».

Праздники: «Осень золотая», «К нам спешит Новый год», «Мамочка любимая».

Развлечения: «Сильные, быстрые, ловкие», Проводы зимы».

Практическая деятельность: Изготовили подарки для мам, поделки из природного материала, новогодние украшения.

Словесные игры: «Овощи», «Золотая осень», «Один –много», «Скажи ласково», «Скажи –какая?», «Гори, гори ясно»,  «Весна идет», «Что с начало , что потом?» .

Составление рассказов: «Зима», «Осень», «Лето «, «Весна».

Заключительный этап.

Итогом реализации нашего проекта стало изготовление макета  «Времена года», подборка дидактических игр по данной теме, оформление альбомов по теме:  «Времена года».

Подводя итоги  реализации проекта «Времена года» я отметила, что родители стали больше проявлять интерес к вопросу экологического воспитания, проводят с детьми наблюдения в природе, обращают внимание детей на сезонные изменения. Родители стали прислушиваться к нашим советам, стали боле требовательными к себе.

В результате работы над проектом дети умеют замечать  и называть изменения в природе, называть времена года, наблюдать за объектами и явлениями в природы, сформированы умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Литература:

1. Л.И.Марченко  «Осень», «Зима», «Весна» , «Лето»-Уфа, Китап,2004.

2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-Синтез Москва,2012.

3. О.Г.Жукова «Предметная среда. Сенсорика. Экология.-«Аркти»Москва,2007.

4.И.В.Кравченко  «Прогулки в детском саду».- ТЦ»Сфера» Москва,2009.

DSC01595.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Два Деда Мороза" сценарий Нового года для старшей группы

увлекательная конкурсная программа для детей на Новый год  - "Два Деда Мороза"...

Диагностическое занятие на конец года в старшей группе

Цель : Определение уровня знаний  детей в группе старшего возраста....

Выступление на родительском собрании в начале учебного года в старшей группе общего недоразвития речи III уровня

Представленное выступление предлагает родителям ознакомиться с особенностями функционирования группы компенсирующей направленности для детей с ОНР III уровня. Требованиями к родителям. Даны рекомендац...

Сценарий Нового года для старшей группы.

Путешествие детей по сказкам в Новый Год....

Конспект НОД коммуникация + познание для детей 6-го года жизни, старшая группа Тема: «Мы играли, сочиняли»

Закреплять умение детей  составлять сказку на предложенную тему,  с опорой  на план-схему,  используя в речи сложные предложения разных видов....

диагностика детей на начало года (2017 года в старшей группе)

выявить уровень знаний детей на начало учебного года...