Дидактическая игра как средство развития воображения младшего дошкольника
статья (средняя группа)

Потопаева Наталья Алексеевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития воображения младшего дошкольника.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, когда закладываются основы личности, развивается волевая сфера, воображение, творческие способности ребёнка. Общеизвестно, что эти важнейшие качества формируются в ведущей деятельности дошкольника – в игре.

Однако, самое существенное изменение, которое беспокоит учёных и педагогов, заключается в том, что дети стали хуже и меньше играть. Исказилась и сама суть детской игры: она стала невесёлой, перестала носить творческий характер.

В связи с развитием новых информационных технологий, повальным увеличением взрослых подготовкой к обучению в престижных гимназиях и лицеях игра воспринимается, как ненужное времяпрепровождение и занимает незначительное место в жизни современного дошкольника.

Кроме того, недооценивая развивающий потенциал игры, взрослые нередко подменяют его обучением или используют возможности дидактической игры лишь для усвоения учебного содержания, не обеспечивая при этом условия для развития личности ребёнка.

По данным психологов успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются шаблонностью и стереотипностью поведения, худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учёбы и познания, быстро утрачивают интерес к школе!

Если в игре ребёнок, действуя предметами, активно манипулируют пальцами, то мыслительные процессы интенсивны. Поэтому особенно полезны дидактические игры, в которых дети действуют, собирают, соединяют и т.п.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, отмечал:

«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила общему формированию его способностей.

Дидактическая игра может успешно использоваться:

  • Как форма обучения, содержащая познавательное и занимательное (игровое) начало
  • Как самостоятельная игровая деятельность, особенно в младшем дошкольном возрасте, дидактические игры рассматриваются как метод обучения сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя роль, выполнить правила игры, развернуть сюжет.
  • Как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.

Таким образом, игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Среди них приоритетным является развитие воображения дошкольника.

  • Дидактические игры различают по содержанию ( музыкально – дидактические, природоведческие)
  • По материалу ( настольно – печатные, словесные, с игрушками, с предметами)
  • По дидактической задаче ( игры на узнавание и различие, на систематизацию, классификацию, на сравнение, по развитию звуковой культуры речи)
  • По характеру игрового действия ( игры – путешествия, игры – предложения, игры – загадки, игры – беседы)
  • По форме организации ( игры – поручения, игры с прятанием и поиском, игры с отгадыванием и загадыванием, игры – соревнования и др.)

Проблемой развития воображения занимались многие педагоги и психологи, одним из первых эту проблему изучил Л.С. Выготский. «Всё что питает детский ум и сердце, всё это развивает его сознании е и чувства, является основой для зарождения и развития детского воображения.»

Он отличал:

  • Дошкольный возраст – возраст развития воображения
  • Воображение – это отражение окружающей действительности, т.е. чем больше знает ребёнок, тем продуктивнее будет деятельность его воображения.

Д.Б.Эльконин отмечал, что способность к воображению возникает в дошкольном возрасте не до игры, а в самом процессе её развития.»

Воображение и игра тесно взаимосвязаны.

В игре ребёнок бывает сильнее и добрее, проявляет больше фантазии и воображения. Он придумывает во что играть и что использовать для игры, что сказать и что сделать. Именно дети, отличающиеся богатством фантазии и выдумки, охотнее принимаются в игру, чаще бывают организаторами игр.

Развитие воображения – необходимое условие овладения дошкольником полноценной игрой.

Анализ исследований педагогов, психологов ( С.Л.Новоселева, Н.Ф.Комарова, Е.Е.Комарова) показал, что для развития воображения детей необходима специально – организованная предметно – игровая среда.

Так в центре строительства представлены:

  • разнообразные конструкторы
  • строительные наборы
  • бросовый материал
  • мелкие игрушки для обыгрывания построек
  • дидактические игры : «Почини игрушку», «Сделай, как я», «»Путешествие по городу».                                       Центр игры содержит:
  • мебель, коляски, наборы посуды, овощей, фруктов…
  • наборы «парикмахер», «доктор»…
  • наборы для ряженья

Такие игры с куклой

«Уложить куклу спать», «Купание Кати», «Оденем куклу на прогулку», «День Рождения» являются эффективными в обучении самостоятельным творческим играм.

В центре искусства дети фантазируют, выполняют поделки, используя затеи их для разыгрывания несложных сюжетов.

В центре манипуляции представлены дидактической игры с учётом развития познавательных процессов:

«Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Составь картинку», «Логический поезд»…

А такой материал, как счётные палочки, геометрические фигуры, схемы способствуют развитию инициативы, творчества, самостоятельности и воображения.

Проводимые игры и задания требуют от нас, взрослых грамотного подбора тактики взаимодействия с детьми:

  • в игре встать в позицию «играющего партнёра»
  • не давать оценок «хорошо – плохо», «правильно – неправильно»
  • создание проблемных ситуаций: к нам должны приехать артисты, но автобус сломался…..перевоплощение в игровой персонаж.
  • иногда принимать  на себя роль «незнающего» взрослого, предоставляя инициативу ребёнку
  • перевоплощение в игровой персонаж.

Данные приёмы особенно помогут в работе с детьми, имеющими низкий уровень развития воображения.

Литература:

1.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М.1967г.

2. Венгер Л.А., О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста», М.1989г.

3.Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника», М.1986г.

4. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Чего на свете не бывает», М.1994г.

5. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей», Ярославль 1997г.

6. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль 1999г.

7. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей», М.1976г.

8. Удальцова Е.И. «Дидактическая игра в воспитании и обучении дошкольника», М. 1976г.

9. Усова А.П. «Обучение в детском саду», М. 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития воображение детей

Дидактическая игра, как средство развития воображение детейОгромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид  деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые ша...

Дидактическая игра, как средство развития воображение детей

Огромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые шаги творческой деятельности....

Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников...

Дидактическая игра, как средство развития воображение детей

Дидактическая игра, как средство развития воображение детейОгромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид  деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые ша...

Дидактическая игра, как средство развития воображение детей план-конспект занятия (средняя группа)

Дидактическая игра, как средство развития воображение детейОгромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид  деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые ша...

Дидактическая игра как средство обогащения словаря младших дошкольников по теме "Семья"

В презентации раскрывается значение дидактических игр в  обогащении словаря младших дошкольников по теме "Семья".  Рассказано о  видах  дидактических игр, которые способс...