Жизнь птиц зимой
методическая разработка (старшая группа)

Сыпченко Евгения Ивановна

Интегрированное занятие по познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_ptits_zimoy.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение          детский сад №7 «Радуга», с. Кулунда Кулундинского района

Алтайского края ул. Дружбы, 33  

ИНТЕГРИРОВАННОЕ    ЗАНЯТИЕ

Тема: «Жизнь птиц зимой»

Старшая группа

                         

     Воспитатель: Сыпченко Евгения Ивановна

 

 

                                                    2018 г.

 Цель: расширять и обогащать знания детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни.  

Задачи:

Образовательные:

-Раскрыть понятия «зимующие птицы», «перелетные птицы»;

-Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;

-Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи и снегири, вороны - народные приметы, связанные с повадками птиц.

Развивающие:

-Развивать мышление, наблюдательность, память;

-Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах.

-Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

-Развивать умение рисовать разными способами (с помощью кисточек, пальцев)

Воспитательные: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; изобразительная; двигательная.

Методы и приёмы: 

- Словесные (беседа; рассказ; вопросы)

- Наглядные (показ, рассматривание слайдов, рассказ, анализ рисунков)

- Практические (дидактические игра)

 Материал и оборудование:  Клубок, конверт с письмом, иллюстрации и слайды с изображением птиц (синица, воробей, снегирь, ворона, сорока);  картинки зимы; разрезные картинки птиц; семя подсолнуха, несоленое сало, зерна, ягоды рябины, крошки хлеба; ватман с нарисованными снегирями, кисти, гуашь красного и коричневого цветов.

Ход занятия:

Воспитатель:                                                                                             Собрались все дети в круг,                                                                                                            Я твой друг и ты мой друг.                                                                                                                      Крепко за руки возьмёмся,                                                                                                             И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:  Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение, каждый будет называть своё имя. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки и улыбаются друг другу).

А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Он превратился в птицу. Ребята, а кто знает, как эта птица называется? (Снегирь) Почему его так зовут? Ответы детей. Чем он отличается от других птиц? Смотрите, снегирь что-то держит в клюве. Это же письмо.  От кого оно? Это письмо от Лесной Феи.  Давайте прочитаем, что в нем.    

Читают письмо «Здравствуйте, ребята. Я Лесная Фея, очень вас прошу помочь снегирю, который к вам прилетел. У него случилась беда, снегирь потерял своих родных. Помогите ему, пожалуйста.

Воспитатель: Поможем снегирю? Чтобы найти его родных, нам нужно вспомнить, что мы знаем о птицах. Ребята, в народе говорят «Всякая птица свои песни поет».   Как вы понимаете эту пословицу?

  (Ответы детей). Да, птицы бывают разные и отличаются они и своими песнями и по размеру, и по цвету. В разное время года разные птицы живут рядом с нами. Что вы об этом знаете? Когда наступает осень, птицам  становится холодно и голодно, они и улетают на юг. Давайте вспомним, какие птицы улетают. (Слайды: скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, журавли). Какие это птицы?  (Ответы детей)

  Эти птицы называются перелетными, потому что осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются. Но есть птицы, которые прилетают к нам с Севера на зимовку, потому что там зима гораздо холоднее, чем у нас. (Слайды: дрозды, синицы, снегири, чечетки, клесты). Они тоже называются перелетными.

 А те птицы, которые живут у нас круглый год, как называются (зимующие). Давайте отгадаем загадки и узнаем названия этих птиц.  

      (Показ слайдов)

Загадки:

Серый маленький комочек

Чик-чирик замерз он очень!

Солнце выгляни скорей

Кто тепла ждет? (Воробей)

                            Болтлива птичка, спору нет,

                            Расскажет новость и секрет!

                            Красива с виду, белобока,

                            Кто? – Длиннохвостая … (Сорока)

 

Кар-кар-кар кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она друзья, знакома,

Как зовут ее? (Ворона)

     

    Перламутром отливает,

 Шея вся огнём играет,

                     Сизый цвет ей так к лицу,

                   Как же птицу ту зовут? (Голубь)

 

Воспитатель: К каким птицам относится наш снегирь?  (Ответы детей). 

Давайте поиграем в игру на внимание. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте, если вы со мной не согласны, топайте ногами.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

         Дети топают.

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: Мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

           Дети топают.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, куницы.

           Дети топают.

Воспитатель: Прилетели птицы:

                        Голуби, синицы,

                        Галки и стрижи,

                        Чибисы, чижи,

                        Аисты, кукушки,

                        Даже совы - сплюшки,

                        Лебеди, скворцы.

                        Все вы молодцы!

(Слайд.  Звучит музыка А. К Лядова «Былины о птицах»)  Ребята, еще в далекие времена, когда жили наши  прабабушки и прадедушки, люди с большим уважением и любовью относились к птицам. Они складывали про них песни, загадки, пословицы, наблюдали за их поведением. Композитор Анатолий Константинович Лядов вдохновился народным творчеством и написал произведение «Былины о птицах», которое вы сейчас прослушали. Вам понравилось?  В чем значение птиц для человека?  (Птицы летом спасают наши поля, сады и огороды от насекомых и вредителей, они радуют нас своей красотой и пением).

Воспитатель: А зимой мы, люди должны помогать нашим пернатым друзьям.   Хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен. Им много не надо. Кто даст зернышек, кто - сальца, кто - ягод, кто - хлебных крошек. А сколько их можно спасти от голодной смерти!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.  (Показ слайдов)

Дети: Кормушки.

Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушки?

Дети: Люди.

Воспитатель: Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.

Посмотрите на таблицу, вспомните, чем можно порадовать птичек зимой?

(Таблица, птицы - корм)

Сегодня я принесла вам корм, которым можно порадовать птиц зимой.

(Дети рассматривают на блюдце виды корма для птиц: семена подсолнечника, сало, крошки хлеба) 

Давайте немного отдохнем  Физминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. ( Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)                                                     И взлететь они хотят. (Машут руками)

Воспитатель: Молодцы, ребята.  А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери и расскажи про птичку».

Для этого вы поделимся на пять подгрупп, каждой из подгрупп я дам конверт с частями картинки, вы должны сложить из частей цельную картинку и рассказать, кто или что на ней изображено.

Первая подгруппа детей складывает картинку с изображением.

Дети: Это птица синица. (Показ слайда) Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.

Воспитатель: Как много и интересно вы мне рассказали, а я недавно прочитала в книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.

Вторая подгруппа детей собирает изображение воробья.

Дети: Это птица воробей.  (Показ слайда)

Воспитатель: А, что про него вы можете рассказать?

Дети: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик- чик-чирик».

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.

Третья подгруппа детей складывает картинку с изображение сороки.

Воспитатель: Посмотрим, какую птицу собрали они.

Дети: Это сорока. (Показ слайда) У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Воспитатель: Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Поверье гласит - сорока под  (крышу) лезет - к вьюге.

Воспитатель: Посмотрим, кого же собрала у нас четвертая подгруппа.

Дети: Это ворона. (Показ слайда) По окраске различают две группы ворон: серую и черную. У серой вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое.

Воспитатель: Черная ворона-вся черная с металлическим синим и пурпурным блеском. Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных городов, что особенно свойственно серой вороне. В народе говорят, если зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

Пятая подгруппа собирает изображение снегиря.

Дети: Это птица снегирь.  (Показ слайда)                                                Воспитатель: Расскажите, чем эта птица отличается от других?                  Дети: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.

Воспитатель: И про снегиря вы много знаете. И я поделюсь с вами интересными фактами.   У снегирей самцов грудка красная, а у самочек серая. Птицы летают чаще всего стайками. Они почти не боятся человека, поэтому зимой часто приближаются к его жилью.  С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы. Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.

Воспитатель: Что-то у меня руки замерзли

Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку)   

 Воспитатель: Давайте вспомним, чем питаются снегири зимой? (Ответы детей) Конечно же, семенами различных трав, кустарников и ягодами рябины, но едят они не саму ягоду, а достают из нее только зернышки. Поэтому вокруг рябины обычно можно наблюдать разбросанные ягоды, это в гости наведались снегири.

Ребята, посмотрите, кого я здесь нашла (ватман с изображением снегирей), это же родные нашего снегиря, вот он обрадуется. Давайте его тоже посадим на веточку. А чего же не хватает на картине?  Поможем семейству снегирей, накормим их. Давайте дорисуем на дереве веточки с рябиной.                  (Показ слайдов)

Коллективная работа: Дети рисуют веточки с помощью кисточки, а ягоды с помощью пальчика под музыку (голоса птиц).

Воспитатель: Посмотрите, теперь снегирям хватит ягод, чтобы полакомиться. И они говорят нам большое спасибо, и будут радовать нас своей яркой окраской. Если вы будете внимательны, то еще сможете увидеть наших снегирей на прогулке в парке или во дворе. Если вы хоть раз увидите снегирей, то никогда не забудете их красоту. Лесная Фея в благодарность вам передала вот такие картинки со снегирем, чтобы вы помнили о птицах и продолжали им помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жизнь птиц зимой!»

Программное содержание: Формировать познавательный  интерес, расширять знания и представления о зимующих птицахЗакреплять умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему и картинк...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами продуктивной деятельности "Жизнь птиц зимой"

Развивать познавательный интерес удетей любовь к родной природе, вспомнить название зимующих птиц; учить добрате,заботливому отношению к птицам....

Конспект занятия " Жизнь птиц зимой"

Конспект занятия " Жизнь птиц зимой"...

конспект РОД в подготовительной группе "Жизнь птиц зимой"

закрепить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, строении клюва. Уточнить, чем можно подкармливать птиц зимой....

Жизнь птиц зимой

средняя группа...

НОД "Жизнь птиц зимой"

Нопосредственно образовательная деятельность " Жизнь птиц зимой"...

Презентация НОД "Жизнь птиц зимой"

Презентация к занятию "Жизнь птиц зимой"...