Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»
методическая разработка (младшая группа)

Селиванова Наталья Михайловна

Консультация для педагогов

 

 «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое

Консультация для педагогов

 «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»

Подготовила воспитатель :

Селиванова Н.М.

2020

Самое лучшее открытие — то,

которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон.

Детское экспериментирование – ведущий метод в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Процесс познания – творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Развитие познавательного интереса - один из важных вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, на сколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит его обучение в школе.

Дети в раннем возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок взаимодействует.

Чтобы стимулировать развитие познавательных способностей в этом возрасте, необходимо дать ребёнку полную свободу действий в познании окружающего мира, достаточно места и времени. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности ребёнка.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Цель эксперимента - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр – экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка—развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Экспериментирование детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к экспериментированию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Приобщение детей экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

Одно из важных направлений работы педагога — развитие познавательного интереса ребенка, которое в раннем возрасте проходит преимущественно в процессе детского экспериментирования.

В свободной исследовательской деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия.

Задача воспитателя — поддержать познавательную активность детей, побудить к самостоятельному экспериментированию. Эффективным способом стимуляции самостоятельной исследовательской активности является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов, обладающих рядом свойств.

Во-первых, они должны быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей может быть не связанной с решением практической задачи, иметь «бескорыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать на вкус), в других — может быть направлена на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку, чтобы достать спрятанную игрушку). Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка. Чем более сложной и загадочной будет игрушка, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. Вместе с тем необходим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слишком прост или сложен, интерес к нему может быстро угаснуть.  Оптимален уровень сложности, требующий определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта. Такими предметами являются специальные развивающие игрушки (музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с секретом»: положить ее в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дискет) или в футляр для очков.

Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).

Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Они не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.

Дети с удовольствием будут переливать воду из одной посудинки в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики. Взрослые могут помочь детям разнообразить игры с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри.

Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из него «пирожки», фигурки, раскатывать колбаски, делать крендельки и др. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, гармошки, шарманки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, способности их дифференцировать, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять — удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Не следует ругать ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался.

Обязательно нужно отвечать на все его вопросы, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать о том, что он делает, что у него получилось.

Если ребенок не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, воспитатель стимулирует его познавательную активность вопросами, подсказками, предложениями. Например: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Он утонет или будет плавать? А губка?»

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе метода экспериментирования, направленного на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Восторг и море положительных эмоций – вот что дарит экспериментирование для детей, ведь экспериментирование – это действенный метод ознакомления детей с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год

Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...

консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"

              Процесс формирования выразительности речи выступает перед  дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

   «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ   РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов. "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в ходе организации игровой деятельности"

laquo;Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»  В.А. Сухомлинс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

     На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.       Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущег...