Консультация для педагогов. "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в ходе организации игровой деятельности"
консультация (младшая группа)

Соколовская Ксения Александровна

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»  В.А. Сухомлинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в ходе организации игровой деятельности

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе работы дошкольной организации.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Уровень развития детей раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой развития мелкой моторики у детей раннего возраста являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться успешного развития. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, с его помощью складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.  Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого  раннего возраста. Считаю эту тему актуальной, поэтому и взяла её для углубленного изучения.

Целью моей работы является развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Для решения данной цели поставила перед собой следующие задачи:

- совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики;

- развивать мелкую моторику у детей раннего возраста посредством дидактических игр;

- развивать тактильную чувствительность рук детей;

- формировать координацию движений.

Для достижения поставленной цели  выбрала следующие формы работы: совместная работа с детьми, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.

Предполагаемый результат:

- созданы условия: усовершенствованна развивающая предметно–пространственная среда группы, создан комплекс дидактических игр;

- у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.

- В своей работе использую следующие принципы:

- принципы последовательности и систематичности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип наглядности;

- принцип связи с жизненным опытом.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. В работе использую словесный, игровой, практический методы.

Моя работа заключается в целенаправленной и систематической деятельности по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, которая способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития воспитанников. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

Для этого в группе была создана необходимая развивающая предметно - пространственная среда соответствующая федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования способствующая развитию мелкой моторики, приобретены игры и пособия, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

Виды дидактических игр, которые использую в своей работе с детьми:

- Многофункциональный дидактический куб «Развивай-ка». В нём я собрала множество дидактических пособий для развития мелкой моторики:  

1 сторона: игры на тренировку пальцев «Одень мальчика и девочку», «Постираем одежду у кукол», «Развешаем сушить».

2 сторона: игры шнуровки «Веселая улитка», «Божья коровка», «Укрась черепашке панцирь» направленные на развитие умений шнуровать и застегивать.

3 сторона: игры на расширение знаний об окружающем мире и развитие тактильных ощущений  «Подбери лучики для солнышка», «Помоги капелькам».

4 сторона: «Собери пирамидку», «Собираем урожай» направленные на тренировку пальцев, знаний размера и цвета.

Дидактический куб сшит из плащевки, которая легко снимается и обрабатывается.

- Кейс -бокс «Развивающие игровые домики» на различные тематики:  «Сказка «Репка»», «Сказка «Теремок»», «Дом», «Ферма» застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний.

- игры на складывание предметов: «Накорми поросёнка», «Угости зайца», «Накорми Ёжика».

Все дидактические игры изготовлены своими руками при участии родителей, как индивидуально, так и в ходе  мастер-классов. Создавая в группе среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада мы смогли добиться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует приобретению хорошей подвижности, гибкости пальцев рук, исчезновению скованности движений, формированию интеллектуальных способностей,  а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Список литературы

1. Лямина Г.М. «Развитие речи ребенка раннего возраста» М.: Айрис Пресс, 2005.

2. Зворыгина Е. В. Кроха: Я играю. М.: Просвещение, 2007 Зворыгина Е. В. Кроха: Я играю. М.: Просвещение, 2007

3. Григорьева Г.Г. , Кочетова Н.П. , Груба Г.В. «Играем с малышами, игры и упражнения для детей раннего возраста». – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

Соколовская К. А,

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад,

городской округ Красноуфимск

MADOU CRR-detskijj sadC:\Users\Сергей\Desktop\mtYQqSpLOBs.jpgC:\Users\Сергей\Desktop\WdECRsII4Ck.jpgC:\Users\Сергей\Desktop\6kcFDM_p2hs.jpg

C:\Users\Сергей\Desktop\qpsvfqQ1TEg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация дл родителей : «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьёй в играх, упражнениях».

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – с раннего возраста и до 9 лет, когда кора...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Консультация для родителей    «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Большую роль придавала развитию мелкой моторики великий итальянский педагог Мария Монтессори. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих моторику, ребенок учится следить за ...

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Мелка моторика – это то, что можно и нужно развивать у ребенка с раннего возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной м...