"Трудовое воспитание ребенка с раннего возраста"
консультация

Дзюба Наталия Геннадьевна

Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.

Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание ребенка с раннего возраста.

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Дзюба Н.Г. 2020 г.

«Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».

(А. С. Макаренко)

Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.

Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все

представления о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя

реализовывать в различных видах труда и творчества.

Образовательный процесс будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития;

- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- принципа развивающего образования (системности и последовательности);

- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Виды труда в ДОУ:

Самообслуживание - это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.

Труд в природе - уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике участка.

Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Компоненты трудовой деятельности:

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.

Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.

В младших группах  начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу особенностей своего возраста, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата.

Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывают материал для занятий, поливают растения. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Задачи и содержание работы по самообслуживанию:

1. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.

3. Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно – полезный труд: задачи и содержание работы:

1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, пояснять зачем он выполняет те или иные действия.

4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия.

Содержание труда.

Сентябрь

1 неделя - самообслуживание - Игра «Мы пришли умыться»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Беседа «Всему свое место»

3 неделя – труд в природе - Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды

4 неделя – совместный труд со взрослыми - Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы)

Октябрь

1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Закатаем рукава»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Игра «Убери мусор в корзину»

3 неделя – труд в природе - Полив комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми - Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию); Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)

Ноябрь

1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Выверни колготки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Упражнение «Расставим стулья»

3 неделя – труд в природе - Опрыскивание растений водой

4 неделя – совместный труд со взрослыми - Целевое посещение кабинета старшей медсестры, наблюдение за работой старшей медсестры; Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)

Декабрь

1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Застегни пуговицы»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Упражнение «Разложи карандаши»

3 неделя – труд в природе - Помыть листья фикуса

4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Январь

2 неделя - самообслуживание - Упражнение «Все мы делаем по порядку»

3 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Протереть от пыли полки для игрушек

4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы); Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Февраль

1 неделя - самообслуживание - Игра «Одежкин домик»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Протереть игрушки

3 неделя – труд в природе - Рыхление комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в стирке кукольного белья; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Март

1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Намылим руки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Раскладывание книг в книжном уголке

3 неделя – труд в природе - Посадка крупных семян овощей

4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в ремонте книг и дидактических игр; Целевое посещение столовой, наблюдение за работой повара

Апрель

1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Убрать строительный материал после игры

3 неделя – труд в природе - Полив комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию; Целевое посещение прачки, наблюдение за работой работника по стирке белья

Май

1 неделя - самообслуживание - Игра «Мы заправим наши майки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Переодеть кукол в кукольном уголке

3 неделя – труд в природе - Помыть листья растений

4 неделя – совместный труд с взрослыми - Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках; Наблюдение за работой дворника.

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание у детей раннего возраста

ЗАДАЧИ по формированию трудового воспитания в раннем возрасте:*ОБЕСПЕЧИТЬ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ;*ОБЕСПЕЧИТЬ ОСВОЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОМ ТРУДЕ;*ФОРМИРОВАТ...

Организация трудового воспитания в группе раннего возраста

Презентация "Организация трудового воспитания в группе раннего возраста"....

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте»

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте» Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте"

Консультация для родителей в первой младшей группе Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте»

возрасте»   Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном возрасте.  Одним из важнейших средств формирования нрав...