Куклотерапия как метод разрешения психологических проблем
консультация (старшая группа)

Шмарова Татьяна Владимировна

     Куклотерапия — форма психокоррекции, которую можно использовать для детей любого возраста. Взаимодействие с куклами позволяет ребёнку лучше понимать собственное место в этом мире, легче выражать свои эмоции в словах. Детям не всегда бывает просто рассказать о том, что их тревожит и волнует, о том, чего они боятся напрямую. Этот метод признан во всём мире, как один из самых эффективных методов психологической помощи детям, который позволяет улучшить их социальную адаптацию, разрешать внутренние и внешние конфликты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куклотерапия как метод разрешения психологических проблем

Шмарова Татьяна Владимировна, воспитатель, МБОУ гимназия УВК №1 структурное подразделение-детский сад

     В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке ребята лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.

     Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры.  Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Куклотерапия». Основной особенностью воспитательно-образовательного процесса детей в нашем ДОУ считаю инновационную деятельность нацеленную на создание благоприятных психолого - педагогических условий утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил дошкольников; а если необходимо коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития и психопрофилактическую работу, изучение семьи каждого ребенка.

     Тактические цели:

1. Создать доброжелательную, благоприятную, уютную образовательную среду вокруг ребенка.

2. Сформировать основы культуры здоровья через - сохранение и укрепление психического здоровья детей.

3. Организовать мир действия и деятельности, который дает возможность войти в мир ребенка, чтобы облегчить ребенку выражения чувств.

    Задачи:

1. Развитие познавательной сферы ребенка.

2.Развитие эмоционально-волевой сферы.

3.Формирование коммуникативных навыков.

4.Обогащение представления об окружающем мире.

5.Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

6.Активизация и развитие речи.

7.Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

     Куклотерапия — форма психокоррекции, которую можно использовать для детей любого возраста. Взаимодействие с куклами позволяет ребёнку лучше понимать собственное место в этом мире, легче выражать свои эмоции в словах. Детям не всегда бывает просто рассказать о том, что их тревожит и волнует, о том, чего они боятся напрямую. Куда проще бывает перенести свои страхи, обиды, тревоги и другие сильные деструктивные эмоции на что-то неодушевлённое — на лист бумаги (при рисовании), на фигурку (при лепке), на кукол, разыгрывая спектакль в специальном кукольном театре.

     Этот метод признан во всём мире, как один из самых эффективных методов психологической помощи детям, который позволяет улучшить их социальную адаптацию, разрешать внутренние и внешние конфликты. Малыш может с помощью кукол при помощи взрослых, знакомых с основами методики, разыграть любую ситуацию, которая, так или иначе, его волнует, травмирует.

Разные специалисты относят метод к разным областям психологических разделов знаний: к психодраме, игротерапии.

Что такое куклотерапия

что такое куклотерапия  Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества. Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между взрослым и ребенком. Она рождает у ребенка чувство безопасности. Именно через нее ребенок получает возможность выразить свои эмоции.

     У славянских племен кукла являлась не только игрушкой, но и оберегом. Мать самостоятельно изготавливала младенцу куколку, играя с которой малыш получал свой первый опыт предметного манипулирования. В древние времена женщины шили кукол из натуральных тканей, наполняя их горохом и целебными травами. Считалось, что аромат целебных трав благотворно влияет на психику, а возможность теребить горошинки под тканью развивает тонкую моторику пальцев.

     Чуть позже родители стали использовать куклу для формирования нужных моделей поведения у детей. Если ребенок плохо кушал, они предлагали ему покормить куклу. После проигрывания такого сюжета у малыша просыпался аппетит. Если ребенок отказывается ложиться спать, мама обращала его внимание на то, что куколка уже спит, после чего упрямец тут же спокойно укладывался в постель. ). В определённом возрасте все дети свято верят, что куклы — живые, просто они тщательно скрывают это от взрослых. На этом основаны лучшие сказки всех времён и народов: ожившие Буратино, Щелкунчик и другие персонажи.

     Первой эту крепкую связь детей и игрушек предложила использовать в лечебных и диагностических целях дочь известного психоаналитика Зигмунда Фрейда Анна. Но её труды стали лишь основой для основной массы исследований, которые провели (и окончательно сформировали методику) советские учёные Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Их работа стала основой метода куклотерапии. И относиться к методу нужно не просто как к модному развлечению, а именно как к подтверждённой крепкой научной базой методике работы с детьми и подростками.

     Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.

     коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком;

     релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка;

     педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;

     коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием;

     развивающей направленной на развитие памяти, внимания, моторики, речи.

     По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии.

     Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода.

     Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.

     Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии.

    Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.

     Плоские — фигурки, вырезанные из картона, пластика, бумаги. Полезны для развивающих и обучающих занятий, поскольку в большинстве случаев сделать их предлагается самому ребёнку.

     Теневые — любые фигурки, в том числе и плоские, предназначенные для театра теней. Хороши для детей самого разного возраста.

     Ростовые — это куклы в человеческий рост, представляющие собой костюм для человека. Очень полезно не только в качестве забавного аниматора на детский день рождения, но и для психокоррекции самых разных состояний, не подходят маленьким детям — они их в большинстве случаев боятся.

     На первый взгляд, кукла не может решить серьёзных проблем, но это только на первый взгляд. Взаимодействие ребёнка с куклой, которую он отождествляет с чем-то важным для себя, а часто — именно с самим собой, помогает диагностировать многие проблемы детского возраста, включая психологические и даже психиатрические проблемы. Куклотерапию используем на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.).

     На занятиях и в индивидуальной работе используем перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо.

    При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание используем куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

     Для малышей показывам простые спектакли, например, «История одного зайчика», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – зайчик, с которой что-то происходит и он, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают его. Он может быть капризулькой, и малыши обучают его хорошим манерам и кормить кашей.

    Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает.

     Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваем сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Малыши очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр доставляет много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

     Куклотерапия полезна так же для адаптации ребёнка к новым условиям: началось посещение садика, семья переехала на новое место жительства, мама и папа разводятся и т.д. Упражнения в сопровождении родителей и детей помогут наладить контакт первых со вторыми, если он нарушен. Непослушные дети, невротики и истеричные малыши с помощью кукольного театра получают возможность взглянуть на своё поведение со стороны, что является эффективной формой коррекции поведения. Куклы могут «рассказать» и «объяснить» то, к чему дети не прислушиваются, если им говорят об этом в быту: о необходимости мыть руки, чистить зубы, убирать постель и т. д. В исполнении кукол даже простые истины становятся более понятными и доходчивыми.

    Традиционными упражнениями куклотерапии являются: беседа ребенка с куклой; рассказ ребенка о жизни куклы; сочинение детьми историй и сюжетов с участием сказочных персонажей; диалог двух кукол; организация спектакля; обсуждение спектакля.

      Таким образом, наилучший результат в куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.

Вывод: Детский сад светлый, просторный, удобный, современный дом-дворец для детей, где каждый ребенок понят, принят. Но все же главное это воспитатель который несет в себе сформировавшиеся на высшем уровне личностные и профессиональные качества. Воспитатель способный создать оптимальную комфортную педагогическую среду и тогда за наше будущее можно не переживать. Оно, без сомнения будет светлым!

     Игровой процесс — наиболее естественный для детей, он доставляет им удовольствие. Но играть в куклы — это не только забава, но и лечение. Главными компонентами, определяющими успешность психокоррекции с помощью самодельных кукол, являются: интерес ребенка к предлагаемому виду деятельности; использование куклы в качестве посредника между клиентом и психологом; соответствие метода возрастным особенностям клиентов.

Эти особенности метода объясняют тот факт, что куклотерапия завоевала сердца многих специалистов, работающих с детьми. Важно быть гибкими, не навязывать ребёнку игру, если он в данный момент не настроен

Список используемой литературы.
1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб.- 9-191.- СПб,2010
2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. "Планета чудес". Развивающая Сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2010. - 224с.
3. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г. - 218с.
4. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ- 2008- №5-С.100-107-с.2008      
5. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал)- 2014. - №12-с.54-56. - с. 2014
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...

Доклад "КУКЛОТЕРАПИЯ, КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ"

В докладе говориться о значении кукол в решении психологических проблем. Как использовать кукол в повседневной работе воспитателя,в период адаптации, для предотвращения детских страхов, лучшей с...

Куклотерапия— как метод психологической коррекции детских страхов.

Метод куклотерапии эффективен в дошкольном возрасте. В процессе неё можно решить различные задачи, в том числе вести работу по профилактике и коррекции страхов и тревожности у детей....

Куклотерапия как метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям.

Куклотерапия - метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживан...

Куклотерапия как метод разрешения психологических проблем

Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества. Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между взрослым и ребенком. Она рождает у ребенка чувств...

Куклотерапия как метод разрешения психологических проблем

Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. ...