Доклад "КУКЛОТЕРАПИЯ, КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ"
материал (старшая группа) на тему

 В докладе говориться о значении кукол в решении психологических проблем. Как использовать кукол в повседневной работе воспитателя,в период адаптации, для предотвращения детских страхов, лучшей социализации ребенка. Работа актуальна, полезна в практической работе педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon здоровый образ жизни68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

КУКЛОТЕРАПИЯ, КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

Подготовила ЛомакинаО.В. воспитатель старшей группы компенсирующей направленности.МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейского района.

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень –«человек». Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.         

Скорее всего именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение  с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Безусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми.

Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.

Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).

 Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий

с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как

носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует

понимание мира, себя и других людей.

                Л.Войцехович

Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.

 В чем же помогает куклотерапия и какие виды кукол при этом используются?

1. Психодиагностика.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».

2. Умение управлять эмоциями.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Самовыражение.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол. 

4. Приобретение важных социальных навыков.

Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе  нравственный облик.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

 

5. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

7. Развитие грубой и мелкой моторики.

 Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов.

Используется тряпичная кукла.

9. Развитие речи.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье.

Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

12. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13. Восстановление опорно-двигательного аппарата.

Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

 Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2. Последующая терапевтическая работа с ней.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение,  способность к концентрации, усидчивость.

Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые  смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение  кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Рассмотрим коротко их.

Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно  в работе со страхами у детей.

Если ваш ребенок боится (Детские страхи и причины их возникновения)

Говоря о детских страхах и о том, как помочь ребенку избавиться от них, давайте вспомним, что означает слово страх?

Страх-боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия .(В. И. Даль «Толковый словарь русского языка»).

А что такое детские страхи - это повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых? Понять причины детских страхов – значит, помочь ребенку избавиться от них.

Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение. Некоторые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то заслуживают специального внимания. Обычно это говорит о каком-то неблагополучии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии конфликтных отношений в семье.

Какие страхи могут возникнуть у ребенка-дошкольника?

У детей богатое воображение, их нередко поражают разные ужасы – это боязнь сказочных персонажей, страхи возникающие в процессе засыпания, страх перед животными, страх падения с высоты, в глубину, страх огня и пожара, а также страх наказания со стороны родителей.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер.

От 5 до 7 лет – это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? А также формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Типичные страхи этого возраста – черти как нарушители социальных правил и устоев, а также как представители потустороннего мира. Таким страхам больше подвержены послушные дети.

Детские страхи нормальны. От того, как на них реагируют родители, зависит, исчезнут они или останутся надолго.

Факторы способствующие возникновению страхов.

- Наличие страхов у родителей, особенно у матери.

- Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками.

- Эмоциональное неприятие детей, чрезмерная принципиальность родителей.

- Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола.

- Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

- Конфликтные отношения между родителями.        

- Психические травмы типа испуга.

- Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

Влияние состава семьи на наличие страхов у детей.

У мальчиков из неполных (вследствие развода) семей страхов больше, чем при наличии полной семьи. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную по полу диаду общения, которая позволяет девочке более уверенно вести себя среди сверстников.

Влияние ссор родителей на страхи детей.

- Безусловно, они оказывают негативное влияние больше на девочек. При этом обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно у матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Это связано с общей эмоциональной чувствительностью матери и ребенка.

- Непроизвольная передача страхов ребенку матерью может происходить в процессе повседневного общения, когда оно выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды заставляет принимать лекарства, чрезмерно пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах ребенка).

- Часто причиной большого количества страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных опасений и тревог. В более выраженных случаях речь идет об отсутствии теплоты в отношениях, эмоциональном неприятии ребенка, особенно если он не желанный или его пол не соответствует ожиданиям родителей.

 - Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появление у них страхов.

- Подобным действием обладает и вседозволенность для ребенка противоположного пола, т. е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.

- Часто, не задумываясь, родители сами внушают детям страхи нереализованными угрозами типа: «Заберет тебя дядя в мешок».

- У старших дошкольников возникновению страхов способствуют оскорбления, унижающие достоинство и подрывающие веру в себя типа бестолочь.

- Страхи возникают в результате сильных испугов, представляющих угрозу для жизни – несчастный случай, операция, тяжелая болезнь.

- Источником страха могут служить сверстники и взрослые ,которым ребенок безотчетливо подражает.

- Жизнь людей наполнена разлуками. Особенно мучительны разлуки для детей. Они часто испытывают страх, когда впервые приходят в детский сад, и родители оставляют их там одних. И это нормально, это положительный признак. Это значит, что ребенок привязан к Вам. Наша задача смягчить его боль и помочь привыкнуть к новой обстановке, при этом лучшее средство ласка.

- Помните, заставлять ребенка есть насильно – вредно с психологической и медицинской точки зрения. Необходимо осознать причину отказа от приема пищи. Это может быть следствием имеющихся заболеваний, плохого самочувствия, неправильного питания, отсутствия режима или наличие всевозможных страхов.

Эти все страхи - возрастные, т.е. страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, и являются следствием их психического и личностного развития.

Есть и другая группа страхов – невротические, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности. Невротические страхи – это один из симптомов невроза как психогенного заболевания. Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками.

Чаще всего страхам подвержены чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтом, они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.

Лежащий в основе невроза страх смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем во взаимоотношениях с родителями, проблем которые не могут быть решены самими детьми. Поэтому прежде чем оказывать помощь этим детям, необходимо разобраться в их переживаниях. Непонимание ребенка, угрозы лишения родительской любви усиливают страх, делая его все более и более труднообратимым.

Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, -  неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.

Неприятные эмоции – гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают самого человека (его психику, здоровье), его взаимоотношения с другими людьми.

Как же победить страх?

- Наладить тесный контакт с ребенком. Он должен доверять родителям и верить в то, что его любят.

- Установить спокойные внутрисемейные отношения. Не допускать выяснение отношений в присутствии ребенка.

 Если страхи остаются, обязательно нужно обратиться к специалисту.

Как избавить ребенка от страхов?

Для этого не следует:

- запирать его одного в темной или тесной комнате;

- бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);

- строго наказывать и угрожать:»Плохо будешь себя вести, останешься ночевать в детском саду»;

- пугать его животными, различными страшилками;

- заставлять неподвижно стоять, лежать и т.д.;

- объявлять ребенку бойкот.

Если ребенок боится, нельзя:

- смеяться над ним и называть «трусишкой»;

- высмеивать ребенка, особенно при детях;

- наказывать за страх.

Помните, что перед сном нельзя:

- устраивать шумные игры;

-  смотреть страшные фильмы;

- читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников и т.д.).

Как же следует организовать процесс укладывания ребенка спать?

- Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

- Играть в спокойные, добрые игры.

- Слушать спокойную музыку.

- Можно посмотреть добрые мультфильмы.

- Хороши совместные вечерни прогулки на природу. Природа оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка.

Однако, если страхи зашли слишком далеко и при этом появились другие проблемы психологического характера, помочь сможет только специалист.

Все же в большинстве случаев при поддержке взрослых ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Наша с Вами задача сделать так, чтобы ребенку было уютно в этом мире.

        

Источники: А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»,
Л.Г.Гребенщикова «Основы куклотерапии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 г. Ейска МО Ейский район.

КУКЛОТЕРАПИЯ, КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

Подготовила: Ломакина О.В.

воспитатель старшей группы компенсирующей направленности.

2015г.