Психосоматика. Выявление и устранение психологических проблем заболеваний. Тренинг
материал

 Тренинг для педагогов. Психосоматические прявления, которые возникают под действием психических факторов. Как распознать психосоматику. Как работать с психосоматикой и выводить симптомы на уровень осознавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihosomatika_trening.docx194.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Психосоматика. Выявление и устранение психологических проблем заболеваний.

тренинг.

Цели: рассмотреть психологические причины болезней и познакомиться с приемами их устранения.

  1. Знакомство. Передать по кругу сердечко и рассказать о своих интересах.

2.  введение

Очень часто подростки и взрослые жалуются на частые головные боли и (или) боли в грудной клетке; у них появляется ощущение, что сердце то бьется слишком часто, то замирает на несколько секунд; они часто вздыхают, потеют, плохо спят; они утомляются, у них часто появляются боли, чувство тяжести, дискомфорт в животе; у них отрыжка или проблемы со стулом, частые мочеиспускания и т. п.

Вы правильно сделали, если проконсультировались у опытного кардиолога (пульмонолога, гастроэнтеролога, нефролога). Но в подавляющем большинстве случаев данный осмотр высококвалифицированного специалиста, проведенные им первые обследования, к счастью, не выявляют никакой органической патологии. Вроде бы можно успокоиться, но жалобы-то никуда не делись. Что же это такое? Вы сами или ваш ребенок — не симулянты: все эти симптомы вполне реальны, они мешают нормальной жизни, нормальной работе, учебе!

Речь идет о так называемом психосоматическом расстройстве или психовегетативной дисфункции.

Значение слова «психосоматика» вытекает из слов, которые в него входят (душа и тело) и всех проявлений подобной взаимосвязи, т.е. всевозможные психосоматические расстройства и заболевания.

Психосоматические заболевания делятся на:

конверсионные реакции - общее название для тех ситуаций, когда у человека возникают болезненные симптомы, для которых нет никаких объективных оснований (самые тяжелые формы – конверсионные параличи или парезы, психогенная слепота или глухота, самые частые - психогенные боли в животе или головная боль). Это сложный феномен, который на поверхностный взгляд может показаться просто симуляцией тех или иных заболеваний.

функциональные синдромы - проявляется как функциональные нарушения каких либо отдельных органов или целых систем организма т.е. идет нарушение функций того или иного органа, но нет никаких его органических поражений (сами ткани и структура этого органа не повреждены)

Пример: боли в желудке и ухудшение пищеварения, но при этом сам желудок здоров. Характерна неопределенная картина протекания заболевания.  И такие жалобы, как неясные болевые ощущения, затрудненность дыхания, нарушение сердечного ритма, озноб, головокружение. В отличии от конверсионного синдрома не имеют яркой и четкой выраженности.

психосоматозы -  «полноправные болезни», которые сопровождаются всеми характеристиками патологических нарушений в органах или системах. Но возникают они и развиваются, как ответная реакция организма на какие-либо сложные внутренние конфликты, стрессы, тяжелые психологические переживания и сопровождаются  функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.

К психосоматозам относятся: гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония, сердечнососудистые, сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, заболевания желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, сахарный диабет, болезни кожи: псориаз, нейродермит, экзема, аллергические расстройства, заболевания щитовидной железы, органов дыхания, мочеполовой системы, бесплодие, многое виды рака  и другие.

Эмоциональные реакции, выражающиеся в форме тоски, тревоги, гнева, ненависти, злости, страха являются связующим звеном между психологической и соматической сферами.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психического, ни из физиологических свойств человека. Только взаимодействие между психической и соматической подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, которое ведет к выздоровлению.

  1. Психологические причины:
  • Несоответствие возможностей человеческой психики темпу жизни; информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки (политической, экономической, ценностной);
  • Внутренние конфликты; (женщина 17 лет не могла забеременеть, один ребенок уже был, с одной стороны хотела ребенка, с другой боялась ответственности, изменения образа жизни, что не сможет обеспечить семью. Хочу - боюсь.)
  • Межличностные конфликты; (часто с кем-то поругались, начала болеть голова).
  • Невыраженные эмоции (страхи, обиды, злость)
  • Неудовлетворенные потребности; (предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих; (Женщине очень было выгодно болеть, потому что, только тогда ее муж становился ласковым и внимательным.)
  • Негативные влияния других людей.
  • Жизненные сценарии.
  • «Дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы; (у женщины болела дочь, потому что она не хотела работать, ей выгодно было сидеть с ребенком на больничном)
  • «Дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации; (бывает, что мы по-другому начинаем воспринимать сложную ситуацию).
  • Предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения; (организм нам сигналит, пора бросать курить, но мы его не понимаем, начинаем болеть)
  • «Убирает» необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами.

Эти причины выливаются в симптомы, а симптомы в болезни:

Боль в горле - оделся не по погоде, поел мороженое, промочил ноги.

На самом деле, человек заболел, потому что ослаб иммунитет (защита организма от инфекционных заболеваний). Иммунитет ослаб, в результате какого-то стресса (ответная реакция организма на перенапряжение, невыраженные эмоциональные состояния, негативные мысли, информационные нагрузки, внутренние конфликты, межличностные конфликты) вот мы и пришли к психологической части, которая и является причиной заболевания.

Уберечься от стресса невозможно. Стресс даже иногда бывает полезным, он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса жизнь была бы скучной и неинтересной, однообразной. Но сильные или длительные стрессы влияют на здоровье и являются причиной психосоматических заболеваний.

А сейчас проверим, насколько вы стрессоустойчивы. Стресс вызывает следующие симптомы. Прочитайте их и посчитайте баллы.

Тест «Симптомы стресса». Тесты помогают людям глубже познать себя, выявить психологические проблемы, направить на дальнейшую работу над собой.

Тест на стрессоустойчивость

I.Физические симптомы: За каждый ответ «да» ставится 2 балла

1. Боли в разных частях тела. (Спина, желудок, боль неопределенного характера, особенно головные боли).

2. Повышение или понижение артериального давления.

3. Нарушение процесса пищеварения.

4. Напряжение в мышцах.

5. Дрожь или судороги в конечностях.

6. Появление высыпаний аллергического характера.

7. Увеличение или потеря веса.

8. Повышенная потливость.

9. Нарушения сна, аппетита.

10. Нарушение сексуальной активности.

II. Эмоциональные симптомы: За каждый ответ «да» ставится 1.5 балла.

1. Раздражительность с приступами гнева.

2. Равнодушие.

3. Ощущение постоянной тоски, депрессия.

4. Повышенная тревожность.

5. Чувство одиночества.

6. Чувство вины.

7. Недовольство собой.

III. Поведенческие симптомы: За каждый ответ «да» ставится 1 балл.

1. Увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы.

2. Потеря внимания к своему внешнему виду.

3. Нарушения сна или аппетита.

4. Резкое увеличение выкуренных сигарет и употребления алкоголя.

5. Увеличения конфликтных ситуаций на работе или в семье.

6. Трудоголизм.

7. Суетливость. Ощущение хронической нехватки времени.

IV. Интеллектуальные симптомы: За каждый ответ «да» ставится 1 балл

1. Проблемы необходимости сосредоточенности.

2. Ухудшение памяти.

3. Постоянное возвращение к одной и той же проблеме и бесполезным мыслям.

4. Трудности в принятии решении.

5. Преобладание негативных мыслей.

Количество баллов за ответы:

От 0-5 – отсутствие стресса.

От 6-12 – умеренный стресс.

От 13-24 – достаточно высокое напряжение.

От 25-40 – соответствует фазе истощения организма.

Требуется помощь специалиста.

Профилактика стрессов и психосоматических заболеваний.

  1. Полноценный сон
  2. Физические упражнения
  3. Свежий воздух
  4. Фитотерапия
  5. Психотерапия.

На данном этапе нас больше интересует психотерапия.

  1. Колесо жизни.

 Многие не осознают свои проблемы, а осознание - это тоже один из путей выздоровления. Проблемы были поделены на сферы жизни. Отметьте по секторам в процентах каждую сферу жизни. Посмотрите, какая из сфер у вас является проблемной? Какие ощущения возникли, когда выполняли задание? После этого задания многие начинают понимать, что у них все хорошо, и они сами накручивают себе проблемы и портят настроение.

Приложение1

  1. Прокрутка ситуации.

Вспомнить неприятную ситуацию сначала медленно, затем 5 раз быстро. Если эмоции остались, прокрутить в обратную сторону (с конца на начало, медленно 1 раз, 5 раз быстро). В случае, если эмоции еще беспокоят, то придумать свой конец и, прокручивая сначала, вставить свой конец).

  1. Сложите свои проблемы в ящик.

Представить большой ящик или сундук и мысленно положить в него свои проблемы. Закройте ящик.

  1. Работа с причиной.

Очень частая причина заболевания – невыраженные эмоциональные состояния. Поэтому начнем с нее. Можно идти от причины, состояния, ситуации – к болезни, а можно наоборот. Сначала первый путь - от причины состояния к болезни.

А. Назовите эмоции, которые вы знаете.

А теперь поиграем, расслабимся. Я называю приятную эмоцию - вы хлопаете в ладоши, неприятную – топаете ногами. Это игра с психотерапевтическим эффектом, отреагирование эмоций.

Чем больше в вашем арсенале разнообразных состояний - тем лучше.

Приложение 3

Б. Выберите неприятную эмоцию, которую чаще всего испытываете, которая вам мешает, мучает вас и от которой вы бы хотели избавиться. У каждого это будет своя эмоция.

Давайте попробуем поисследовать ее. Где в теле находится? Как выглядит эмоция? Форма (квадрат, треугольник, круг, без формы, в виде какого-то образа) Цвет, запах, какой звук издает, какова на вкус? Войдите в эмоцию, побудьте там, понаблюдайте, какие будут приходить образы, может это образы из прошлого, просто понаблюдайте за ними. Ушла, хорошо, не ушла, тоже хорошо. Вернитесь в помещение. Снова посмотрите на эмоцию. Она как-то изменилась? Снова предлагаю в нее войти. Понаблюдать, можно ее усилить и усиливая отпускать.

Таким образом, можно поработать как с эмоцией, так и с проблемой, с болью.

А теперь пойдем обратным путем от болезни – к проблеме. Хорошо расписаны причины у Луизы Хей, В. Жикаренцева. Какие мысли, какие заболевания вызывают и позитивная мысль, к которой надо прийти. Но для каждого человека все равно индивидуально.

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:

  1. определение потребностей, которые удовлетворены благодаря болезни;
  2. поиск путей удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).

5. «Создай свой симптом, болезнь»

Подумайте об симптоме, болезни, которая больше всего вас мучает, вам неприятна и от которой вы не можете избавится. Где в теле находится? Как выглядит симптом?  Его форма (квадрат, треугольник, круг, без формы, в виде какого-то образа) цвет, запах, какой звук издает, какова на вкус? Возьмите пластилин и слепите из него свой симптом. Пока лепите, понаблюдайте, какие будут приходить образы, может это образы из прошлого, просто понаблюдайте за ними. Станьте своим симптомом. Я буду задавать Вам вопросы, а вы про себя постарайтесь, ответь на них из роли симптома (болезни).

Вернитесь в помещение. Проговорите «Я больше не симптом (название) Я (свое имя).  Снова посмотрите на симптом. Он как-то изменился? Как?  Если да – трансформируйте его, слепите то, как ваш «симптом» выглядит сейчас.

Для того чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей болезни оказалась успешной, рекомендуют предварительно вспомнить особенности того жизненного периода, который вы переживали непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего, он был весьма трудным, и для того, чтобы преодолеть эти трудности, вам чего-то не хватало — либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо еще чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» как-то преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?

Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на следующие вопросы относительно вашей болезни, как бы «разворачивающие» психические аспекты этого вашего заболевания в плоскость «смысл и потребности»:

Что болезнь значит для вас?

Что означает для вас избавиться от болезни?

Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?

Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?

Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?

Чего болезнь помогает вам избежать?

Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?

Какие чувства помогает вам выразить болезнь?

Каким вы были до того, как появилась болезнь?

Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?

Как все изменилось после того, как появилась болезнь?

Что произойдет, когда не будет болезни?

После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?

У кого еще когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?

Можно использовать приложение 2 и отметить по 10 бальной шкале,  где 1 самая маленькая интенсивность проявления, а 10 – самая высокая

Жизнь любого человека состоит из определенных циклов, возникающих с завидной периодичностью. Внутри каждого цикла мы решаем определенные классы проблем, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешаются, и мы не обучаемся тому, чему должны были обучиться, возникает петля, и одни и те же проблемы будут снова и снова возникать в вашей жизни, не давая вам двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев болезнь — это именно следствие такой вот петли, незавершенного цикла или неосвоенных навыков.

Важно чтобы вы разобрались с тем, чему вы научились там и тогда (или чему вы должны были научиться), и определили, в чем заключалась (или должна была заключаться) ценность опыта, который, по-видимому, до сих пор так и остается не освоенным вами.

6.Рефлексия. С чем уходите, чему научились?

литература:

Н.Ю. ДМИТРИЕВА «Детская психосоматика. Почему болеют наши дети?»

С.А. КУЛАКОВ «Основы психосоматики»

МАРК САНДОМИРСКИЙ «Психосоматика и телесная психотерапия»

Приложение 1

hello_html_m68d7af02.jpg

Приложение 2

Преимущества Возникновения Сохранение болезни

1.Уход от неприятной ситуации или решения сложной проблемы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Получение заботы, любви

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Обретение энергии, необходимой для решения проблем, условий для
переориентации или пересмотра понимания ситуации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Получение возможностей и стимулов для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Исчезновение необходимости соответствовать высочайшим требованиям и стандартам, которые предъявляю я сам или окружающие

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приложение 3

Предлагаем Вам перечень прилагательных, описывающих эмоциональные состояния:

любящий злобный оскорбленный

чувствительный раздражительный избитый

принимающий надоедливый подавленный

дружелюбный антагонистический расстроенный

заботливый циничный опозоренный

сочувствующий вызывающий отвергнутый

участливый несогласный помыкаемый

близкий по духу возмущенный обиженный

содействующий гневный отброшенный

деликатный яростный зачумленный

миролюбивый брюзжащий обойденный

мирный ворчливый принесенный в жертву

беззаботный сварливый довольный

ненавидящий удрученный обновленный

враждебный депрессивный расслабленный

сердитый одинокий освобожденный

негодующий несчастный успокоенный

раздраженный отчаявшийся покорный

беспокойный подавленный вознагражденный

отрешенный унылый безопасный

ноющий несмелый удовлетворенный

провоцирующий угнетенный спокойный

бунтующий обеспокоенный негодный

обидчивый с упавшим сердцем связанный

рассерженный мрачный обманутый

тревожный безнадежный обделенный

испуганный покинутый подавленный

обеспокоенный болезненный сломленный

измученный печальный отвергнутый

предчувствующий огорченный беззащитный

пугливый привлекательный разочарованный

обезумевший очаровательный одинокий

устрашенный довольный покинутый

нервный принимающий недружелюбный

потрясенный приятный раненый

неопределенный радующий запуганный

непростой оживленный отринутый

дерганый непонятный надеющийся

счастливый виноватый дерзающий

искрящийся ошарашенный осмеливающийся

бодрый пристыженный освобожденный

ликующий извиняющийся оптимистичный

веселый защитительный принимаемый

радостный примиряющий ценимый

праздничный сожалеющий одобряемый

смеющийся раскаивающийся удовлетворяющий

жизнелюбивый опьяненный обласканный

изумительный скучающий усталый

торжествующий несмелый изможденный

осчастливленный жаждущий истощенный

трепещущий твердый ленивый

удивленный ужасающийся перегруженный

изумленный нетерпимый заваленный

пораженный пессимистический медлительный

одурманенный гордый уверенный

смешавшийся неугомонный самонадеянный

сконфуженный добродетельный смелый

потрясенный шокированный спокойный

дезориентированный незаинтересованный дерзающий

взволнованный ошеломленный позитивный

возбужденный растерянный








Для успешного лечения психосоматических расстройств психолог поможет вам:

1. Понять причину заболевания.

2. Понять, какие невысказанные чувства стоят за заболеванием,

проанализировав ситуации, в которых Вам становится плохо.

3. Поможет Вам выразить эти чувства.

4. Понять Вам свое поведение.

5. Поможет найти Вам эффективные способы поведения.

6. Избавиться от недуга.

7. Построить наилучшие для Вас представления о мире.

8. Развить те черты и способности, которые Вы желаете иметь.

9. Помочь найти новые, мысли, чувства, цели для дальнейшей

жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя-дефектолога по выявлению и устранению предпоссылок дизграфии в старшем дошкольном возрасте у детей с ОВЗ

Профилактика дизграфии у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...

Доклад "КУКЛОТЕРАПИЯ, КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ"

В докладе говориться о значении кукол в решении психологических проблем. Как использовать кукол в повседневной работе воспитателя,в период адаптации, для предотвращения детских страхов, лучшей с...

Сказки для коррекции психологических проблем у детей

В мире много сказок, грустных и смешных. Но каждая сказка может стать настоящим другом и доктором для ребёнка.Часто ли вы задавались себе вопросом, как эти придуманные истории могут подсознательно вли...

ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Непослушание, странные действия, игнорирование замечаний, крики и истерики – признаки агрессивного поведения ребенка. Педагоги-психологи выявляют два типа агрессии:- физическая агрессия;- вербал...

Ранняя профилактика, выявления и устранения речевых нарушений

УДК 376.3А. В. Красникова(воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)РАННЯЯ ПРОФИЛА...