Работа учителя-дефектолога по выявлению и устранению предпоссылок дизграфии в старшем дошкольном возрасте у детей с ОВЗ
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Профилактика дизграфии у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и устранение предпосылок дизграфии в старшем дошкольном возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психологического здоровья.

В наше время для общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Причины этого уходят в дошкольный возраст.

Для профилактики дизграфий необходимо вести коррекционно-развивающую работу по таким направлениям как;

1)Развитие слухового восприятия

2)Формирование зрительно-пространственных представлений

3)Обогащать словарный запас

4)Развивать графо-моторные навыки.

Игры и упражнения для развития слухового восприятия.

1) Методика 10 слов.

Я читаю 10 слов: лес, ночь, река, опушка, метель, медведь, шаги, иней, овраг, пригорок.

Потом придумываю рассказ.

Однажды ночью, когда мела метель по пригоркам и опушкам, лес покрылся инеем, а река замёрзла. Медведь спал в берлоге, которая находилась в овраге и вдруг услышал чьи-то шаги.

Затем повторяю ещё раз эти слова,  и дети называют их.

2) Образная память.

Каждой картинке придумываю слово. Затем я называю слово, а дети - то, что было нарисовано на эту картинку.

3) Крокирование слов, словосочетаний.

а) праздник, дружба, школа, болезнь

б) лиса мышкует, белка прыгает, заяц петляет, куница лазает

4)Игра «на что похоже, чем отличается»

Например: круглая как тарелка, но не бьётся.

5)Найди и исправь ошибки.

Прошло лето. Наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились почки.

6)Слова-зацепы: корова, лось, лес, берёза, стол, чашка, сливы, платье, кукла, бабушка. Зацепить одно слово за другое по любому признаку.

7)Деление слов на подгруппы.

Например, называю слова: тарелка, заяц, береза, лиса, нож, сосна, медведь, блюдце, ель, волк, чашка. Спрашиваю: «На какие подгруппы можно эти слова разделить, Сколько слов в каждой подгруппе?»

8)Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, относящееся к осени.

9)Логические задачи

10)Игра «часть-целое»

Панцирь-черепаха

Хобот-слон

Стержень-ручка

11)Игра "да-нет"

Слон - маленькое животное?

12)Угадай.

Какой напиток можно получить от четвероногого травоядного домашнего

животного (молоко).

13)Когда это бывает?

-загораются звёзды

-собирают урожай

14)Присядь на один раз меньше (больше), чем я хлопну в ладоши.

   2. Развитие зрительно-пространственных представлений.

а). Д/игра «хоккей»

б) Д/игра «бусы»

в) Раскрась  кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.

г) Запиши ответы:

-нарисуй 8 кругов

-внизу треугольников на один меньше, чем кругов

-квадратов на один больше, чем треугольников

д) Рисование по большим клеткам

е) Дорисуй вторую половину фигуры

ж) От поставленной точки подняться на две клетки верх, поставить точку. От поставленной точки отступить на 4 клетки вправо и т.д.

з) Рисование  по большим клеткам

и) Нарисуй на листе: справа круг слева квадрат

-слева зелёный овал, справа красный треугольник

-слева 2 синих прямоугольника справа 1 красный овал

3. Обогащение словарного запаса.

а) Игра с Почемучкой.    

Почему заяц меняет цвет своей шубки, а лиса и волк нет.

б) Если бы да кабы

Что было бы, если бы медведь зимой не спал?

в) Прилет Лунатика

Он спрашивал, что такое стул

г) составление загадок-описаний по любой лексической теме с помощью таблицы – опоры.

д) Способ трансформации

Преврати троллейбус в автобус/ зайца  в лису

е) Когда мы так говорим

Медведь на ухо наступил

ж) Подбор фразеологизмов – синонимов

бок о бок – плечом к плечу

в двух шагах – рукой подать

противоположных по значению

не покладая рук – сложа рукава

на край света – рукой подать

з) Продолжи фразу

Белку ловить – ножки отбить

и) Часть – целое

Я называю часть животного, или слово, которое к нему относится, а дети - целый предмет

Затем из этих 2 слов составляют предложение.

Берлога

Колючки

Важно сформулировать у детей интерес к знаниям, желание учиться и выполнять задания. Этому способствует внимательное, доброжелательное отношение взрослого к ребенку, готовность прийти на помощь, поощрение малейших успехов, спокойный тон речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Сценарий совместного праздника для детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста «Весёлое путешествие в Африку»

Предлагаю вашему вниманию сценарии праздника, который способствуют эмоциональному, умственному и социальному развитию детей. Праздник построен в форме путешествия – игры. Особое внимание в ходе ...

Перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 2012-2013 уч году старший дошкольный возраст

отражает работу с детьми и родителями по региональному компоненту в старшей группе...

Система коррекционно – развивающей работы педагога – психолога с детьми с тяжёлыми наруше-ниями речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Рассматривается система коррекционно - развивающей работы педагога - психолога с детьси с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей....