Тренинг для педагогов "Азбука общения"
материал

Андреева Галина Ильинична

       Человек сегодня испытывает огромное влияние информационного поля. Человеку трудно выделить в этом большом поле что-то важное и нужное для себя, для тех людей, которые рядом с ним. А как нелегко ребенку быть услышанным мамой и папой, воспитателем – как важно и ему и взрослым уметь слушать и слышать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening-azbuka_obshcheniya.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)

                                                                                                                       

Тренинг для педагогов

«Азбука общения»

 

Составитель:

педагог-психолог

Андреева Г.И.

2020г.

«Настоящий диалог возможен только между людьми,

которые проявляют подлинный интерес к тем, кто их окружает»

Иозеф Раттнер

       

       Цель: повышение психологической компетентности педагогов в сфере межличностного общения.

       Задачи:

- Познакомить участников с понятиями активного слушания, их признаками и приемами. На практике освоить навыки активного слушания.

- Помочь осознать участникам тренинга ошибки и барьеры в межличностном общении.

       Ожидаемые результаты: повышение коммуникативной компетентности педагогов, эффективности общения за счет освоения навыков активного слушания.

       Целевая аудитория: педагоги

       Время проведения: 1-1,5 часа.

       Занятие строится по единой структуре:

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Основное содержание занятия.

4. Рефлексия занятия.

5. Прощание.

       Форма проведения: тренинг

       Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет педагогам не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою педагогическую позицию, сравнить ее с позицией других педагогов. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для педагогов, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать – отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе педагог-ребенок. В то же время он позволяет тем педагогам, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

       Формы работы и принципы: 

       Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, диалог, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение. Работа организуется в таких формах, как индивидуальная и работа всей группы. Все это позволяет реализовать принципы тренинга:

- Принцип максимальной активности, предполагающий максимальный уровень включенности каждого участника группы. Принцип активности опирается на идею о том, что человек усваивает 10 % того, что слышит; 50 % того, что видит; 70 % того, что проговаривает; 90 % того, что делает сам. Упражнения и задания сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем членам группы.

- Принцип максимальной достоверности информации, который обеспечивается тем, что средством извлечения знаний является собственная деятельность участников, предметом обсуждения являются наглядные факты – примеры из реальной жизни.

- Принцип активной исследовательской позиции каждого предполагает, что каждое упражнение и задание – повод для анализа действий и переживаний участников.

       Таким образом в основе принципов тренинга лежит активный исследовательский характер поведения участников.

       Программное обеспечение: магнитофон (воспроизведение инструментальной музыки для релаксации).

       Оборудование: памятка «Приемы активного слушания» (Приложение 1.); анкета «Умеете ли Вы слушать?» (Приложение 2); магнитофон; стулья (по количеству участников); бумага для записей; ручки.

       Организация пространства: до начала семинара, пока участники собираются, тихо играет спокойная музыка позволяющих, отвлечься от проблем и настроиться, рассаживаются в произвольном порядке в круг.

Ход занятия (тренинга)

1. Знакомство. Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Педагог-психолог. Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада встречи с вами. Улыбнитесь! Как вы думаете, как лучше обращаться друг к другу – на «ты» или на «Вы»? По имени или по отчеству? Назовите свое имя и любое прилагательное на первую букву имени, которое вас характеризует. (Участники представляются друг другу).

2. Разминка. Цель: снятие напряжения, создание комфортной обстановки, сплочение группы.

 Упражнение 1. «Те, кто…» (3-5 минут)

Педагог-психолог. Уважаемые, педагоги, предлагаю присесть на стулья, образуя круг (педагог-психолог произносит фразы). Примерный перечень фраз:

1. Помашите руками те, кто умеет ездить на велосипеде.

2. Мяукните те, кто любит слушать музыку.

3. Прокукарекайте те, у кого есть сыночки и дочки.

4. Пожмите соседу справа руку те, кто хоть иногда делает зарядку.

5. Прочирикайте те, кто умеет танцевать, петь, рисовать, рассказывать сказки.

6. Встаньте те, кто считает себя хорошей хозяйкой.

7. А теперь улыбнитесь и похлопайте те, у кого хорошее настроение.

3. Основная часть (до 40 минут).

Педагог-психолог. Сегодня тема нашей встречи «Азбука общения и умение слушать». Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга. Для этого придется вспомнить игру из с детства «Испорченный телефон».

Игра ««Испорченный телефон». Цель: развитие слухового восприятия текста.

Педагог-психолог. Уважаемые, коллеги. Мне нужны четыре участника. Кто хочет? Инструкция: Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в аудиторию. Попрошу выйти участников из аудитории. (Участники выходят). Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего. Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.

Задание для аудитории: попробуйте отметить ошибки искажения смысла, появляющиеся у каждого из передающих сообщение.

Текст передачи. Упражнение «Испорченный телефон» Цель: актуализация навыков слушания.

       «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Ленина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил.

       Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой.

       Папа Веры Коркиной, который  пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов.

       На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

Педагог-психолог. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).

Вопрос для педагогов: какие ошибки были допущены при передаче сообщения? (потеря и/или искажение информации). Обсуждение: в чем причины возникновения ошибок? Участники пытаются ответить на следующие вопросы:

- Какое впечатление произвело это упражнение?

– Что мешало слушать более внимательно?

– Какие моменты запомнились лучше и почему?

 – Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (Большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).

Рекомендации. Обратить внимание на установление обратной связи с собеседником. Мы часто боимся о чём-нибудь переспросить своего партнёра по общению, боимся, что наш партнёр может подумать, будто мы не очень внимательно слушаем его. Но в действительности именно наши просьбы повторить сказанное убеждают наших собеседников, что мы стараемся правильно понять всё, что они говорят нам. Это предотвращает ситуации «испорченного телефона».

       В результате обсуждения приходим к выводу, что умение слушать можно и нужно тренировать потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу. Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.

       Активное слушание - это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. (Ведущий раздает участникам памятки «Правила и приемы активного слушания» (приложение 1))

Знакомство с техниками и приемами активного слушания

Педагог-психолог: слушать и слышать - различные понятия. Слышать - различать, воспринимать что-то слухом. Слушать - направлять слух на что-то (по словарю Ожегова). Слушание может быть активное (рефлексивное) и пассивное (безмолвное). Безмолвное слушание - минимум ответных реакций, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели, получаемого от другого сообщения.

Приёмы активного слушания: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование, проговаривание подтекстов (участники тренинга получают Памятку «Активное слушание» - Приложение 2). Активное слушание создаёт отношение теплоты и доверительности, помогает воспитывать самоконтроль и ответственность.

Как говорил И. Лафатер: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать и перестать говорить, когда нечего больше сказать».

Упражнение «Мудрый слушатель». Цель: развитие навыков активного слушания.

Педагог-психолог зачитывает высказывание всей группе. Участники отвечают, используя техники активного слушания. Возмущенно:

а) «Я вчера ходила в магазин, мне там два раза пробили сметану и два раза пробили хлеб, и я переплатила 60 рублей!».

б) «Сколько можно, мой ребенок второй раз в этом учебном году теряет у вас в школе сменку!»

 в) «Мама, со мной никто не играет!» Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений.

– Что первое пришло в голову, как захотелось сказать ребенку?

– Почему? – Отличалось ли это от того, как вы обычно слушаете?

4. Рефлексия. Упражнение «Подарок с комплиментом». Время проведения                      (10 минут)

Цель: положительное завершение тренинга, закрепление позитивного отношения к партнёру по общению.

Инструкция. Участники образуют два круга, внутренний и внешний, равные по количеству. Участники внутреннего круга стоят лицом к лицу к участникам внешнего круга, образуя пару. Пары обмениваются комплиментами и дарят друг другу «подарки». По сигналу ведущего (хлопок) внешний круг делает шаг по часовой стрелке и проделывает тоже самое со следующим участником.

 Рекомендация: при большом количестве участников возможно деление на два двойных круга.

Педагог-психолог: Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы общение каждого стало эффективным и приятным? Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

РЕФЛЕКСИЯ + АНКЕТА обратной связи.

Педагог-психолог: Наш тренинг подошел к завершению. Уважаемые участники, прошу Вас заполнить анкету Обратной связи и поделиться тем, что нового и полезного вы сегодня узнали? Что чувствовали? Подведение итогов.

Педагог-психолог. В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение невозможно. Я постаралась сегодня сделать вас «активными слушателями» и это вам поможет в формировании доверительных отношений с ребенком. А для того, чтобы вы и дальше использовали эти правила я дарю вам памятки «Правила и приемы активного слушания» (приложение 1). Спасибо за общение, за сотрудничество. Мне было приятно работать с вами.

       Спасибо всем за участие! Вы активно работали и заслужили аплодисменты!

Литература:

  1. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. С.49-59, 83-87.
  2. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд.. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 113-121, 337-344.

                                                                                                                      Приложение 1.                                                                        

Памятка «Правила и приемы активного слушания»

Правила активного слушания

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5.Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Приемы активного слушания

1. Кивание (но не в режиме китайского болванчика).

2. Использование междометий «да», «ага», «угу» и прочее.

3. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).

4. Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее».

5. Повторение фразы. Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказал», «тебе кажется».

                                                                                                                      Приложение 2.

Анкета «Умеете ли вы слушать?

Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

 2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы? 3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

 4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

 9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы?  

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте количество ответов «нет».

Обработка и интерпретация результатов. 

Подсчитайте количество ответов «нет».

10–12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его. Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача – обратить Ваше внимание на 12 признаков «плохих слушателей». Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.

Анкета обратной связи

       Уважаемые, педагоги, поделитесь тем, что нового и полезного вы сегодня узнали? Что чувствовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

Психолого-педагогический тренинг: Развиваем талант общения!

Цель тренинга: совершенствование  коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков  умения правильно ставить вопро...

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...

Тренинг: "Мир позитивного общения"

Тенинг позволяет создать дружескую отмосферу между учащимися, снятие эмоционального напряжения....

Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга...