«Формирование сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр».
проект (младшая группа)

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представление о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sensornogo_razvitiya_detey_.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Цель: использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

  1. Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
  2. Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
  3. Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
  4. Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение, мышление;
  5. Развивать мелкую моторику рук;
  6. Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Актуальность проблемы:

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. «Ранний возраст «золотая пора» сенсорного воспитания» - Шелованов Н. М.

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представление о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 

Сенсорное воспитание - является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром. Развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание. Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. 

Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе мы делаем акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.

     Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня сенсорного развития ребенка. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

I  этап - Начальный.

На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:

  • Изучение литературы по данной теме;
  • Подобран дидактический материал, адекватно возрасту детей;
  • Составлена картотека дидактических игр по сенсорике;
  • Изготовление дидактических игр своими руками.

Список литературы:

  1. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка». М.: Просвещение, 1988. – 144 с.  
  2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
  3. Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.     Метод. Пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2014, - 128 с.
  4. Янушко Я. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Москва. Издательство «Мозайко – Синтез». 2009, - 33 с.

Дидактические игры:

Дидактические игры на развитие тактильных  ощущений: «Чудесный мешочек», «Тяжелый-легкий», «Платочек для куклы», и т. д.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Подбери фигуру», «Большой и маленький», «Узнай фигуру», «Найди такой же» и т.д.;

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «Собери башенку», и т.д.;

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета предмет?», «Собери бусы», «Найди такой же», «Разложи фигуры по цвету», «Сложи пирамидку», «Мозаика», «Стаканчики» и т.д.

Дидактические игры для развития слуха: барабан, колокольчики, металлофон, и т.д.


II этап - Работа с родителями.

Большое внимание в своей деятельности я уделяю сотрудничеству с родителями. Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей раннего  возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка. С родителями проводились индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации «Дидактическая игра в жизни вашего ребенка», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», родительское собрание «Учим детей играть». Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игра в жизни вашего ребенка»).

   Изготовленные мною и родителями дидактические игры позволяют разнообразить методические приёмы, возможности и подходы в работе с детьми.

В группе были проведены:

  • Консультации
  • Беседы
  • Родительское собрание

      III этап - Работа с детьми

Наиболее эффективными приёмами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее:

  • наглядный (рассматривание, сравнение предметов);
  • привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом);
  • показ и объяснение;
  • эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;
  • тактильное воздействие (поглаживание);
  • поощрение (похвала, сюрприз).

Для развития сенсорики у детей  в группе создана соответствующая развивающая среда. Оформлен сенсорный уголок, в котором представлены различные дидактические игры и пособия: «Сенсорный куб», «Разложи фигуры по местам», «Бусы»,  «Чудесный мешочек», «Пирамидки», «Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, логический куб, лабиринт, цветные стаканчики. При подборе дидактического материала обращаем внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.    

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игртема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»АктуальностьНа этапе раннего детства озн...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...