Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования дидактического материала.
материал

Альджанова Жанна Климентьевна

     Одной из главных задач развития дошкольников, считаю повышение познавательной активности. В результате проводимой мной работы, дети получают информацию, необходимую для развития познавательных процессов, навыков и умений. Происходит зарождение познавательной сферы, обогащается жизненный опыт. Развивая познавательную сферу дошкольников, я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы у каждого ребёнка формировался элементарный образ мира, чтобы отношение к миру было познавательным, бережным и созидательным.

     В работе учитываю разные варианты сочетания технологий воспитания и обучения с технологиями общения с детьми, с одной стороны, и применения разных форм организованной или самостоятельной образовательной деятельности воспитанников – с другой.

   На данный момент работаю над проблемой: развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования дидактического материала.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

    Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

    Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.

    Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Особая роль математики объясняется тем, что результатами обучения  являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelno.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  познавательно-исследовательской деятельности посредством использования дидактического материала.

Из опыта работы Альджановой Жанны Клименьтьевны,

воспитателя МБДОУ д/с № 1 г.Вязьмы Смоленской области

        Одной из главных задач развития дошкольников, считаю повышение познавательной активности. В результате проводимой мной работы, дети получают информацию, необходимую для развития познавательных процессов, навыков и умений. Происходит зарождение познавательной сферы, обогащается жизненный опыт. Развивая познавательную сферу дошкольников, я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы у каждого ребёнка формировался элементарный образ мира, чтобы отношение к миру было познавательным, бережным и созидательным.

     В работе учитываю разные варианты сочетания технологий воспитания и обучения с технологиями общения с детьми, с одной стороны, и применения разных форм организованной или самостоятельной образовательной деятельности воспитанников – с другой.

   На данный момент работаю над проблемой: развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования дидактического материала.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

    Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

    Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.

    Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Особая роль математики объясняется тем, что результатами обучения  являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы выявить роль занимательных задач в развитии интереса у дошкольников к математике. Работа по данной теме была разделена на три этапа:

1 этап – начальный (констатирующий)

2 этап – основной (формирующий)

3 этап – заключительный (контрольный)

Первый этап предполагает обнаружение проблемы, выявление уровня сформированности игрового занимательного интереса.

На основном этапе была проведена обширная работа, которая была направлена на создание и проведение дидактических игр, развлечений.

Контрольный этап показал успешность игровой деятельности для решения поставленной проблемы.

   Для  достижения желаемого результата были созданы:

-перспективное планирование занятий и развлечений;

 -цикл консультаций с родителями;

 -праздники, досуги, развлечения;

 -составление перечня дидактических игр для формирования элементарных математических  

  представлений.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? » - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Начиная работу с детьми, я провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был низким 24%. Первые шаги показали, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

1. В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический  центр «Почемучки», где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

2. Затем мною была разработана система организованной образовательной деятельности, в процессе которых решались основные задачи:

  • Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
  • Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
  • Обучение решению арифметических задач, действий над числами;
  • Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
  • Развитие логического мышления;
  • Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
  • Формирование основных логических операций.

Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:

  • Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
  • Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
  • Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в 3-х направлениях:

1. Работа с воспитателями.

На педагогических советах я выступала с консультациями на темы:

• «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;

• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;

• «Как научить детей играть в математические игры»;

• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».

В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

2. Работа с родителями.

В группе  проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

Темы консультаций:

• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».

• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»

• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»

• «Учим детей логически мыслить»

Родители видели чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома, принимали свое активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».

3. Работа с детьми проводилась по этапам:

- На 1-м этапе  старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях  использовала не только занимательный материал, сделанный мною, но и игры, изготовленные нашей промышленностью, а также использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д.

- На 2-м этапе мною был разработан цикл организованной образовательной деятельности по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.

        Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.

Результативность опыта

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики и информатики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. По результатам последнего диагностирования детей их уровень знаний вырос на 60% по сравнению с диагностированием на начало года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала"

Позновательно-исследовательская деятельность развивается с помощью занимательного игрового материала....

Мастер-класс для педагогов "Использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в разных направлениях образовательной деятельности с детьми"

Опыт работы по использованию дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в разных направлениях образовательной деятельности с детьми....

Тема самообразования: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста.И, по мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забав...

Самообразование "Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала "Дары Фрёбеля"

Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала "Дары Фрёбеля"...

Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...