Смехотерапия - эффективный метод воспитания детей
материал

Гончарова Ирина Александровна

Семинар-практикум для воспитателей об использовании методов смехотерапии в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_smehoterapiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смехотерапия

        Добрый день, уважаемые коллеги!

        Вы часто смеетесь? А Вы знаете, что дети к шести годам  улыбаются и смеются около трёхсот раз в день! И делают это беззаботно и весело. А повзрослев, мы поднимаем уголки губ, чтобы искренне посмеяться или улыбнуться всего пятнадцать раз в день!

А когда мы смеемся от души, в нашем организме происходят удивительные вещи.

  • Дыхание становится ритмичным. Вдох продолжительный и глубокий, а выдох короткий и настолько интенсивный, что легкие полностью избавляются от воздуха, выталкивая наружу накопленные в легких вредные вещества. Это очень полезно для людей, страдающих бронхиальной астмой.
  • Артериальное давление падает, нормализуется сердцебиение, улучшается циркуляция крови, снимаются спазмы сосудов. Именно поэтому регулярный добрый смех полезен сердечникам и людям, перенесшим инсульт.
  • Снижается выброс «гормонов стресса», проходят плохое настроение и усталость, укрепляется нервная система. Кроме того, смех – мощный анальгетик. Он спасает от мигрени и болей в «критические дни», а еще лечит аллергию кожи.
  •  Мозговое кровообращение усиливается. Этому способствует особенная мимика лицевых мышц. Веселый человек быстрее думает, более внимателен, принимает адекватные решения, мыслит творчески и очень работоспособен.
  •  Железы внутренней секреции работают активнее. Несколько минут смеха – и улучшается обмен веществ, организм омолаживается!
    Иммунная система укрепляется. У тех, кто много смеется, активнее вырабатываются защитные антитела, которые дают отпор инфекциям.

         Укрепляются мышцы грудной клетки и брюшного пресса, уходит большой живот, даже не подчиняющийся обычным упражнениям, так как тренируются самые глубоколежащие мышцы.
Исследования зарубежных ученых, проведенные с помощью новейших методов, включая созданные на компьютерах «модели смеха», показали, что при смехе от мышц лица идут особые импульсы, которые благотворно влияют на нервную систему и работу мозга, снимая напряжение. Даже когда вам невесело, и вы выдавливаете из себя фальшивую улыбку, механизм срабатывает, и на душе становится намного легче.  Кроме того, смех – это настоящая дыхательная гимнастика. Смеясь, мы дышим глубже и чаще, газообмен ускоряется, а кровь насыщается кислородом. Ну и, конечно смех и юмор – прекрасные душевные целители, которые позволяют хотя бы на время забыть о наших проблемах и невзгодах.

         Смех -- это врождённая реакция, свойственная не только человеку, но и высшим животным -- обезьяне, например. Новорожденный младенец очень рано начинает улыбаться. Его улыбка и смех -- показатели чисто физического комфорта, удовлетворения его первичных стремлений и потребностей, прежде всего голода.  У очень молодых людей смех служит выражением здоровья, жизненных сил. Смех без причины, вопреки пословице, -- это самый завидный смех.

         Существует наука о смехе, которая называется гелонтология (смехотерапия),она направлена на возвращение природного, естественного смеха, который снимает напряжение в теле; оно размягчается, и постепенно освобождается от зажимов и напряжений.

А теперь давайте подумаем, как знания о смехотерапии могут помочь в нашей работе и где их можно применить?

Воспитание детей – сложный процесс, что и говорить о воспитании современных детей: иногда агрессивных, тревожных, гиперактивных, а также детей с  ограниченными возможностями здоровья.

Нам всем требуется много душевных сил и неисчерпаемой энергии, чтобы не пасть духом и преодолеть вместе с ребенком все трудности.

        У каждого человека свой  личностный потенциал Но раскрывается он, к сожалению, не у каждого ребенка. Иногда  детям с ООП гармонично развиваться мешают определенные личностные особенности, такие как: страх, высокая неуверенность в себе, тревожность, агрессивность, а также дисгармоничные отношения в семье. И дети начинают «включать» защитные механизмы вместо того чтобы  развиваться в полной мере: выражать протест, отказываться от деятельности, не слушать взрослых, вести себя недисциплинированно. И родители часто «опускают руки» и становятся пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Они , часто не признают проблем ребенка в эмоционально-личностной сфере .

         А какой самый  быстрый путь расположить человека к себе? Все очень просто - это рассмешить его! З.Фрейд считал, что смех - это лучшая форма психологической защиты. Нельзя одновременно злиться и смеяться. Поэтому в работе с детьми можно применить некоторые упражнения из смехотерапии.

Чтобы чему-то научить кого-то, надо это уметь самому, поэтому сейчас мы будем учиться смеяться.

         Эта методика не совсем стандартная и на первый взгляд может показаться абсурдной. Практика использования методов смехотерапии в детском саду показывает ее эффективность, у детей снижается тревожность, агрессивность появляется  чувство безопасности, принятие себя и окружающих.

Сначала необходимо научиться различать фазы смеха для того чтобы получать от него большее удовольствие: их всего шесть.

  • 1.Слегка улыбнитесь. Едва-едва, лишь губами, не вовлекая в движение глаза, брови, щеки, просто поднимите вверх уголки рта.  Сделайте это несколько раз.
  • 2.Слегка прищурьтесь. Это придаст вашей улыбке оттенок искренности, искорку в глазах, но брови оставьте неподвижными. Прищурьтесь. Расслабьтесь. И проделайте это несколько раз.
  • 3.Поднимите брови. Когда брови поднимутся, зафиксируйте это положение, а затем расслабьтесь. А теперь все три упражнения нужно сделать вместе – улыбнитесь, прищурьтесь, поднимите брови и расслабьтесь.
  • 4.Улыбнитесь, обнажая нижние зубы. Сделайте это несколько раз, а затем повторить все четыре упражнения: Улыбнитесь. Прищурьтесь. Поднимите брови. Обнажите зубы.
  • 5.Смех живота. Положите руку на живот, вдохните и выдохните диафрагмой. Если вы делаете все правильно, то при вдохе живот будет надуваться, а при выдохе – опадать. Втяните воздух, надувая живот. А теперь сделайте резкий выдох, издав на высокой ноте звук "Ха! Ха! Ха!"  Очень быстро повторите двенадцать раз. Итак, вдох-выдох. Ха! Ха! Ха!, а теперь все пять упражнений подряд.
  • 6.Раскачивание. Понаблюдайте за своими друзьям, когда они от души смеются, или посмотрите вокруг себя на концерте талантливого юмориста. Когда люди хохочут по-настоящему, то они раскачиваются из стороны в стороны. Почему? Потому что смех расслабляет основные группы мышц. Сделайте несколько произвольных раскачиваний, а затем все шесть упражнений повторите вместе, дружно. Следите за тем, чтобы группа не начала от смеха биться в истерике. Но и это можно прекратить, если громко выкрикнуть: "Тихо!". Если и это не помогает, зазвените в звонок или включите музыку. Смех – дело хрупкое!
  • 6,5.Непроизвольно. Обычно тому вокалу, который мы называем смехом, предшествует напряжение мышц, расположенное вне лица. Так, например, напрягается анальный сфинктер. Будете смеяться, понаблюдайте за тем, что у вас происходит сзади, гм… некоторое сокращение. Один священник настаивал на том, что подобное мышечное сокращение свидетельствует о величии Господа как инженера. "В конце концов, – говорил он, – если бы именно эта мышца не сокращалась, то никто бы не смеялся".
  • 7.Слезы. Вспомните, как когда-то вы смеялись до слез. Это приятное ощущение, которое дарит нам наше тело, когда мы смеемся от души.
  •               После того, как вы прочувствовали фазы смеха в медленном темпе, можно переходить к упражнениям в группе. Вот некоторые из них:
  •  «Настрой» Необходимо встать ровно, можно в круг, если вас несколько человек, закрыть глаза, полностью расслабиться. Подумайте о чем-то хорошем, что способно вызвать у Вас улыбку. О теплом солнышке, которое согревает ваше лицо, о событии, которое может заставить Вас улыбнуться. Как только это чувство родится внутри - улыбнитесь ему. Улыбайтесь все шире, почувствуйте, как радость наполняет Вас. Улыбаемся все шире, начинаем смеяться голосом. Возможно, сначала тихо, потом все громче и громче, пока не станете хохотать. Когда насмеетесь — расслабьтесь. Повторите это упражнение три раза.
  • «Делимся смехом» Становимся в круг, ладошки складываем вместе, как будто хотим набрать воды, подносим к губам, и смеемся в ладошки, как будто мы «кладем» смех в ладошки, потом передаем смех рядом стоящему, как бы выливаем в его ладоши, и так по кругу. Импровизируйте, каждый раз смех может быть разным. Не забывайте, что с каждым разом смеха накапливается все больше, соответственно он уже не может поместиться в ладошках.
  • «Застежка-молния» Представьте себе, что ваш рот особенный, он закрывается на застежку-молнию. Итак, встаем ровно, «берем за уголочек молнии», в вашем случае необходимо приложить два пальца к уголочку губ, как бы «расстегивая» молнию и начать громко смеяться, а потом резко «закрыть» молнию. Можно усложнить, пусть другой участник, будем тем человеком, который открывает вашу молнию, таким образом, будет еще веселей.
  • «Гудящий смех» Смейтесь с закрытым ртом и при этом гудите.
  • «Молчаливый смех» Широко раскройте рот и смейтесь, не произнося при этом ни звука. Смотрите в глаза других людей и делайте забавные жесты.
    «Смех от сердца к сердцу» Сядьте рядом со своим партнером возьмитесь за руки и смейтесь. При желании можно и обняться.

       Можно детям предложить самим придумать, кто как смеется

  • «Смех льва» Смейтесь, высунув язык, широко раскрыв глаза и вытянув пальцы так, как будто это когти.

Смотрим на картинки и придумываем сами

  • Упражнения  могут меняться при каждой встрече, но заканчиваться они должны так:
  • «Я самый счастливый»  Все встают в круг, взявшись за руки, и хором говорят: «Я самый счастливый в мире!», завершая фразу громким смехом. Теперь можно смеяться без всяких внутренних барьеров.

Направление смехотерапии предполагает проведение «смешных занятий.

«Звук заблудился»

Цель: развивать слуховое внимание, воображение, учить анализировать нелогичные ситуации, развивать чувство юмора.

Педагог читает предложения, а ребёнок определяет, какой звук в слове назван неправильно.

Папа красил крысу дома,

Чтобы дом наш был как новый.

Открывает Рома кот,

Он глотать не устаёт.

У медведя большие ногти.

У Наташи маленькие когти.

В поле растёт рак.

В реке плавает мак.

Поёт песни кашка.

В тарелке лежит Машка.

«Отгадай загадки –путаницы».

Цель: развивать слуховое внимание, учить рифмовать слова, развивать чувство юмора.

Педагог читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Быстрее всех от страха

Несётся …черепаха (заяц)

Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый…слон (медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…муравей свинья)

Клубком свернулся — ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий…конь (ёж)

«Исправь ошибку»

Цель: развивать слуховое внимание, учить детей грамматически правильно строить предложения, развивать чувство юмора.

Педагог читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

I вариант.

Мальчик ловит рыбу. Рыба ловит мальчика. Снеговик лепит детей. Дети лепят снеговика. Девочка держит зонтик. Зонтик держит девочку. Жук сидел на цветке. Цветок сидел на жуке. Стол стоит на вазе. Ваза стоит на столе. Заяц сидел под кустом. Куст сидел под зайцем. Птица летела над рекой. Река летела над птицей.

II вариант.

Маска любит надевать Машу. Ёлка пляшет возле Снегурочки. Ёлка зажглась на лампочках. Дети нарядили игрушки ёлкой. Дед Мороз принёс мешок в подарках.

 «Что полезно, а что вредно?»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, развитие чувства юмора.

Педагог читает предложения, а ребёнок начинает рассуждать о том, что полезно делать, а что вредно.

Зарядкой заниматься. Купаться и плескаться. Подушкой кидаться. С другом драться. Кричать и обзываться. Помыть пол. Накрыть на стол. Телевизор смотреть. Кота кормить. Собаку дразнить. В луже купаться. На дерево забраться. В песочнице играть. Ягоды собирать.

«Путаница»

Цель: научить дошкольников различать смысловые оттенки слов – глаголов, развивать чувство юмора.

Педагог читает предложения, а ребёнок рассуждает о том, как сказать правильно.

 Мама стирает сына в ванной. Девочка кладёт цветы в вазу. Я ставлю карандаш на стол. Тётя Маша жарит суп. Стакан сидит на столе. Мальчик дышит ушами. Собака замяукала на прохожего.

«Нелепицы»

Цель: развитие слухового внимания, воображения, умения различать нелогичные ситуации, развитие чувства юмора.

Педагог читает предложения, а ребёнок внимательно слушает и находит ошибку.

 

На ветке дерева сидели птицы:

Галки, голуби, синицы,

Грачи, комары, воробьи-

Ты птицу лишнюю отыщи!

Дочки маме помогали:

Стирали, шили, мыли,

Играли, ты скорее отыщи

Чем же лишним помогли.

В лесу деревьев растёт много.

Вот кедр, берёза, ель, ольха.

А вот у самой, у дороги

Клён, малина и сосна.

Дай скорее нам ответ

Растёт лишнее дерево или нет?

 

В этом доме шум, веселье

Ведь у Пети День рождения!

Все пришли к нему друзья-

Без друзей никак нельзя.

Тут Серёжа и Антоша,

И Егор, и Шарик тоже.

И Марина, и Ирина,

И Андрей, и Алексей.

Петя смотрит с удивленьем

Кто пришёл без приглашения?

Игра «Что я ем?

Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, чувства юмора.

Дети стоят в кругу. В центре круга – педагог: «Сейчас я буду перечислять продукты. Будьте внимательны, если названный предмет- это продукт, вы говорите «да» и хлопайте в ладоши. Если этот предмет не продукт, вы говорите «нет» и приседаете».

 

Я ем…пирожок,

Я ем. утюжок,

Я ем… творожок.

Я ем… батон,

Я ем… картон.

Я ем… стакан.

Я ем… банан.

Я ем… карман.

Я ем… кошку.

Я ем… окрошку.

Я ем… мух.

Я ем… пух.

Игра «Волк и заяц»

Дети стоят в кругу. Один ребёнок держит маленький мяч. Маленький мяч — это заяц. На противоположной стороне круга другой ребёнок держит большой мяч. Большой мяч – это волк. По сигналу дети начинают передавать мячи по кругу. «Волк» должен догнать «зайца»

        Детство — это самая счастливая пора в жизни человека. Мы, взрослые, должны сделать так, чтобы дети меньше плакали и больше смеялись от счастья, потому что с ними рядом любящие и верящие в них взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей.

Статья для родителей на тему:  Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей....

Система использования нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, как эффективный метод подготовки детей к школе (презентация).

Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий на различных этапах логопедического занятия, как средство подготовки детей к школе....

Консультация для родителей "Эффективный родитель.Ненасильственные методы воспитания детей"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей»В практике детско-родительских отношений на сегодняшнийдень имеются следующие важные противоречия:...