Рабочая образовательная программа для детей старшей группы (5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Ащева Марина Владимировна

 Городской округ Красногорск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17

                                                                        

 

Рабочая образовательная программа

для детей старшей группы (5-6 лет)

(по реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

 / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,)

на 2016 - 2017 учебный год

            Разработала Ащева М.В.

                                                                         

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.  

Рабочая  программа  предназначена  для  детей  5-6  лет  (старшая  группа)  и  рассчитана  на  36  недель,  что  соответствует  комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 

Рабочая  программа  является  «открытой»  и  предусматривает  вариативность,  интеграцию,  изменения  и  дополнения  по  мере  профессиональной необходимости.

 Содержание

 1.  Пояснительная записка.                                                                                                                                           3

2.  Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.                                      14

3.  Перспективное планирование по образовательным областям                                                                                    29

4.  Пример региональной модели перспективного планирования                                                                                 161

5.   Работа с родителями.                                                                                                                                            181

6.  Система мониторинга                                                                                                                                             184

7.  Результаты освоения программы                                                                                                                             191

8.  Учебно-методическое сопровождение                                                                                                                      210

  1. Список литературы                                                                                                                                                217

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  формирование  основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие  психических  и  физических  качеств  в  соответствии  с возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  подготовка  к  жизни  в  современном  обществе,  к  обучению  в  школе,  обеспечение безопасности  жизнедеятельности  дошкольника.  Эти  цели  реализуются  в  процессе  разнообразных  видов  детской  деятельности:  игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи:

1. Способствовать природному процессу  умственного и физического развития детей через организацию  игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,  трудовой,  двигательной,  чтению  художественной  литературы,  музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3.  Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями. 

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

•  создание  в  группах  атмосферы  гуманного  и  доброжелательного  отношения  ко  всем  воспитанникам,  что  позволяет  растить  их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•  максимальное  использование  разнообразных  видов  детской  деятельности,  их  интеграция  в  целях  повышения  эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•  вариативность  использования  образовательного  материала,  позволяющая  развивать  творчество  в  соответствии  с  интересами  и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

•  соблюдение  в  работе  детского  сада  и  начальной  школы  преемственности,  исключающей  умственные  и  физические  перегрузки  в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

      В  Программе  на  первый  план  выдвигается  развивающая  функция  образования,  обеспечивающая  становление  личности  ребенка  и ориентирующая  педагога  на  его  индивидуальные  особенности,  что  соответствует  современным  научным  концепциям  дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку  и  направлена  на  его  всестороннее  развитие,  формирование  духовных  и  общечеловеческих  ценностей,  а  также  способностей  и компетенций. 

В  Программе  отсутствуют  жесткая  регламентация  знаний  детей  и  предметный  центризм  в  обучении, комплексно решаются задачи  по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннему воспитанию, обогащению развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. 

В  Программе  комплексно  представлены  все  основные  содержательные  линии  воспитания  и  образования  ребенка  от  рождения  до школы. Программа в полном объеме реализуется в старшей группе.    

Срок реализации Программы – 1 год (2016 -2017 учебный год) 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  РАЗРАБОТАНА В СООТВЕТСТВИИ СО СЛЕДУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ:

1.  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2.  «Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных организациях».  Санитарно-эпидемиологические  правила  и  нормативы  СанПиН  2.4.1.3049-13,  утвержденные  постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).

3.  Приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17.10.2013  №1155  "Об  утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

4.  Приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  13.08.2013г.  №1014"Об  утверждении  Порядка организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  основным  общеобразовательным  программам  -  образовательным программам дошкольного образования".

Локальные акты

- Устав  МДОУ«Детский сад №17»

 

6.  Лицензией (№ на право осуществления образовательной деятельности, )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_obrazovatelnaya_programma.docx69.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        

 

Рабочая образовательная программа 

для детей старшей группы (5-6 лет)

(по реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

 / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,)

на 2016 - 2017 учебный год

        Разработала Ащева М.В. 

                              

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.  

Рабочая  программа  предназначена  для  детей  5-6  лет  (старшая  группа)  и  рассчитана  на  36  недель,  что  соответствует  комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 

Рабочая  программа  является  «открытой»  и  предусматривает  вариативность,  интеграцию,  изменения  и  дополнения  по  мере  профессиональной необходимости.

 Содержание

 1.  Пояснительная записка.                                                                                                                                           3

2.  Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.                                      14

3.  Перспективное планирование по образовательным областям                                                                                    29

4.  Пример региональной модели перспективного планирования                                                                                 161

5.   Работа с родителями.                                                                                                                                            181

6.  Система мониторинга                                                                                                                                             184

7.  Результаты освоения программы                                                                                                                             191

8.  Учебно-методическое сопровождение                                                                                                                      210

  1. Список литературы                                                                                                                                                217

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  формирование  основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие  психических  и  физических  качеств  в  соответствии  с возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  подготовка  к  жизни  в  современном  обществе,  к  обучению  в  школе,  обеспечение безопасности  жизнедеятельности  дошкольника.  Эти  цели  реализуются  в  процессе  разнообразных  видов  детской  деятельности:  игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи:

1. Способствовать природному процессу  умственного и физического развития детей через организацию  игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,  трудовой,  двигательной,  чтению  художественной  литературы,  музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3.  Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями. 

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

•  создание  в  группах  атмосферы  гуманного  и  доброжелательного  отношения  ко  всем  воспитанникам,  что  позволяет  растить  их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•  максимальное  использование  разнообразных  видов  детской  деятельности,  их  интеграция  в  целях  повышения  эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•  вариативность  использования  образовательного  материала,  позволяющая  развивать  творчество  в  соответствии  с  интересами  и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

•  соблюдение  в  работе  детского  сада  и  начальной  школы  преемственности,  исключающей  умственные  и  физические  перегрузки  в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

      В  Программе  на  первый  план  выдвигается  развивающая  функция  образования,  обеспечивающая  становление  личности  ребенка  и ориентирующая  педагога  на  его  индивидуальные  особенности,  что  соответствует  современным  научным  концепциям  дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку  и  направлена  на  его  всестороннее  развитие,  формирование  духовных  и  общечеловеческих  ценностей,  а  также  способностей  и компетенций. 

В  Программе  отсутствуют  жесткая  регламентация  знаний  детей  и  предметный  центризм  в  обучении, комплексно решаются задачи  по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннему воспитанию, обогащению развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. 

В  Программе  комплексно  представлены  все  основные  содержательные  линии  воспитания  и  образования  ребенка  от  рождения  до школы. Программа в полном объеме реализуется в старшей группе.    

Срок реализации Программы – 1 год (2016 -2017 учебный год) 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  РАЗРАБОТАНА В СООТВЕТСТВИИ СО СЛЕДУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ:

1.  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2.  «Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных организациях».  Санитарно-эпидемиологические  правила  и  нормативы  СанПиН  2.4.1.3049-13,  утвержденные  постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).

3.  Приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17.10.2013  №1155  "Об  утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

4.  Приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  13.08.2013г.  №1014"Об  утверждении  Порядка организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  основным  общеобразовательным  программам  -  образовательным программам дошкольного образования".

Локальные акты

- Устав  МДОУ«Детский сад №17»

6.  Лицензией (№ на право осуществления образовательной деятельности, )


Общие сведения об учреждении

Наименование дошкольного образовательного учреждения:детский сад № 17 

Полный адрес дошкольного образовательного учреждения:

Московская область, Красногорский р-н,д.Путилково.

населенный пункт: деревня Путилково

улица :Путилковское шоссе

Заведующий дошкольного образовательного учреждения:

Косова Марина Вячеславовна.

Направления деятельности ДОУ:

  • Познавательно-речевое, социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое развитие детей;
  • Подготовка к обучению в школе (развитие произвольной сферы, обучение грамоте, развитие логического мышления);
  • Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

Комплектование старшей  группы № 4 на 1.09.2016 г.

№гр

возраст детей

Кол-во

мальчики

девочки

наполняемость по нормам

фактическая наполняемость

Старшая гр. №4

5-6 лет

24

11

13

21

21

 

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений,  а не в ответ на  требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям.  Без  контроля  со  стороны  взрослого,  не  отвлекаясь,  может  выполнять  трудовые  обязанности,  доводить  до  конца  малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции,  делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.

Режим дня в дошкольного образовательного учреждения

Цикличность  процессов  жизнедеятельности  обуславливают  необходимость  выполнение  режима,  представляющего  собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования  и  сна.  Режим  дня  в  детском  саду  организуется  с  учётом  физической  и  умственной  работоспособности,  а  также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня. 

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  время приёма пищи;

  укладывание на дневной сон;

  общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. 

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы  и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Организация режима пребывания детей в старшей группе

. Режим дня составлен с расчетом на 10-часовое пребывание ребенка в детском саду.

Холодный период

№  п\п

Наименование деятельности

Время

1

Прием детей, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика,  самостоятельная деятельность

7.30 -8.30

2

 Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.55

3

Самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям

8.55-9.00

4

НОД

9.00-9.25; 9.35-10.00; 10.10-10.35

5

Подготовка к прогулке, прогулка

10.35-12.25

6

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.25-12.40

7

Обед

12.40-13.10

8

Дневной сон

13.10-15.00

9

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность

15.00-15.25

10

Полдник

15.25-15.40

11

Самостоятельная деятельность Занятия, кружки, развлечения

15.40-16.15

12

Подготовка к прогулке, прогулка

16.15-17.30

13

Уход домой

17.30

Теплый период  (вся деятельность максимально проводится на воздухе)

№ п\п

Наименование деятельности

Время

1

Прием детей, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика,  самостоятельная деятельность

7.30 -8.30

2

 Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.55

3

Самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям

8.55-9.00

4

Занятия

9.00-9.25; 9.35-10.00

5

Подготовка к прогулке, прогулка

10.00-12.25

6

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.25-12.45

7

Обед

12.40-13.10

8

Дневной сон

13.10-15.10

9

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность

15.10-15.25

10

Полдник

15.25-15.50

11

Подготовка к прогулке, прогулка

15.50 -17.30

Перечень основных занятий на неделю  (при работе по пятидневной неделе)

Виды организованной деятельности

Периодичность

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование целостной картины мира, ознакомление с природой

1

  2

Речевое развитие

Развитие речи.

Обучение грамоте

1

1

Художественно-эстетическое  развитие

Рисование

 Лепка

Аппликация

Музыка

2

0,5

  0,5

2

Физическое развитие

Физическая культура

3

Общее количество

13

 Расписание  занятий  непосредственно – образовательной  деятельности  в старшей  группе №4

ПОНЕДЕЛЬНИК

  1. Речевое развитие. Развитие речи.
  2. Прогулка
  3. Физическое развитие. Физкультура

9:00 - 9:25

9.40-11.10

11.20-11.45

ВТОРНИК

Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие. Математика

Художественно-эстетическое развитие. Рисование

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.35

 

 

СРЕДА

Физическое развитие. Физкультура

Речевое развитие. Развитие речи + Подготовка к обучению грамоте

9.00-9.25

9.35-10.00

ЧЕТВЕРГ

Художественно - эстетическое развитие.

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская и проектная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.35

ПЯТНИЦА

Познавательное развитие. ФЦКМ

Художественно-эстетическое развитие Лепка/Аппликации

Физическое развитие. Физкультура на воздухе.

9.00-9.25

9.35-10.00

11.00-11.25

Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 6 лет планирую не более 13 занятий в неделю продолжительностью не более 25 мин. (СанПиН  2.4.1.3049-13). 

2. КОМПЛЕКСНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей: 

• Физическое развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

Образовательная  область  «Физическое  развитие»  включает  в  себя  направления:  здоровье  и  физическая  культура,  по  содержанию  – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области. На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, расширяются представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам; быть заботливыми и внимательными друг к другу). В старшей группе проводятся 3 физкультурных занятия в неделю продолжительностью 30 минут. Одно из них организуется на прогулке.

Образовательная  область  «Социально  –  коммуникативное  развитие»  имеет  направления  коммуникация,  труд,  безопасность.  В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и « Речевое» развитие.

Трудовое  воспитание  является  важнейшей  составной  частью  дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Организация трудовой деятельности осуществляется:

– через  формирование культурно-гигиенических навыков;

– самообслуживание;

– общественно полезный труд;

– труд в природе;

– уважение к труду взрослых.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый —готовятся к движению, на зеленый —двигаются).

Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра».

Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС.

Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».

Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).

Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке.

Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать).

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные  возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже –15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например: зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек – пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2–3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.

Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности*

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.  Содержание образовательной области „Познавательное развитие" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»*.

.Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми  постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

Закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогать анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закреплять умение заменять одни детали другими.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Формирование элементарных математических представлений

Количество

Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 ш основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Развивать умение считать предметы на ошупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, - часть меньше целого.

Величина

Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая  — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте ) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Форма

Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д.

Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: « Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади —мишка, а впереди — машина».

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени

Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что былораньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).

Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. пД

Расширять представления детей о профессиях.

Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформления группового и садовского помещения, организацию развивающей среды продолжить знакомство с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

Продолжать знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

Ознакомление с природой

Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Продолжать знакомить с комнатными растениями,

Закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Познакомить с птицами (ласточка, скворец).

Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон).

Лето. Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Рассказать о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).'

Образовательная  область  «Речевое  развитие»,  предусматривает  развитие  детской  речи  в  большой  интеграции  с  познанием, коммуникацией, художественными направлениями.

Содержание образовательной области „Речевое развитие" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забегал — выбежал — перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развивать умение поддерживать беседу

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, продумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

 „Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Образовательная  область  «Художественно  –  эстетическое  развитие»  состоит  из  направлений  –  музыка,  изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями  и их направлениями.

«Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

Предметное рисованиеПродолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т
п).

Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью)и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисованиеПодводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений  Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей!?»и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).

Декоративное рисованиеПродолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Лепка

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Закреплять привычку тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимо-новской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Содержание образовательной области «Музыка»  направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

•  развитие музыкально художественной деятельности;

•  приобщение к музыкальному искусству.

Продолжительность занятия составляет 25 минут. При организации занятий необходимо учитывать следующее:

•  Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

•  Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

• Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

•  Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских

музыкальных инструментах; творческой активности детей. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни. Музыкальные занятия состоят из трех частей:

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и

танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих

художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка,

учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными

инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от

совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю

по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный

подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Содержание  рабочей  программы  завершают  «Целевые  ориентиры  возможных  достижений  детей»,  что  соответствует  требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования  и науки РФ).

Рабочая  программа  составлена  с  учётом  интеграции,  содержание  детской  деятельности  распределено  по  месяцам  и  неделям  и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.  

Рабочая  программа  предназначена  для  детей  5-6  лет  (старшая  группа)  и  рассчитана  на  36  недель,  что  соответствует  комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

3. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование элементарных математических представлений. Развитие позновательно – исследовательской  и конструктивно-модельной деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой акктивности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира 1.

Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей, в формировании приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

«В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования»2.

На шестом году жизни уровень умственного развития ребенка характеризуется значительным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребенка активно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщенные и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.

Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.

В старшей группе проводится одно занятие в неделю (примерно 36 занятий в год) продолжительностью от 20 до 25 минут. Целесообразно организовывать их в первой половине недели, сочетая с физкультурными или музыкальными занятиями.

 К концу года ребенок может:

  •  Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).
  •  Считать (отсчитывать) в пределах 10.
  •  Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
  •  Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  •  Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз.
  •  Размещать предметы различной величины (до 7–10) в порядке возрастания, убывания их длины (ширины, высоты), толщины; понимать относительность признака величины предметов.
  • Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.
  • Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон).
  •  Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
  •  Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.
  •  Называть текущий день недели.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа воспитателя старшей группы

Рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

Рабочая образовательная программа в старшей группе на 2016-2017 учебный год

1.Целевой раздел    1.1 Пояснительная записка.-       Нормативная база-       Цели программы-...

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей старшая группа

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на примере основной общеобразовательной программы «Радуга», под редакцией Т.Н. Дороновой (для детей 2-7 лет).Программа направлена н...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Воспитателя (старшая группы, 5-6 лет)

Пояснительная записка Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 « Радуга» (далее – Программа) составлена в соответств...

Рабочая программа образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности №2 «Звёздочки» на 2021-2022 учебный год

Программа разработана для старшей группы компенсирующей направленности(логопедическая группа)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей старшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.

 Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологическ...