формы организации деятельности воспитанников
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Никитина Марина Николаевна

формы организации деятельности воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формы 28.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Организованные формы обучения в ДОУ»

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка.

Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта человечества.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Формы различаются по:

– количественному составу обучающихся;

– характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

– способам деятельности (методам и приемам);

– месту проведения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения: 

фронтальные;

групповые;

 индивидуальные.

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов.

Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п.

При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной формой обучения в дошкольном учреждении. Отметим их неэкономичность по времени. Кроме того они требуют от ребенка больших нервных затрат, создают для него эмоциональный дискомфорт. Оставшись один на один с педагогом, ребенок испытывает робость, на него «давит авторитет» знающего и умного взрослого. Но в некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы. Прежде всего это относится к детям с недостатками в развитии, часто болеющим, имеющим проблемы с поведением (неусидчивый, повышенная возбудимость, импульсивность поведения и др.). Занимаясь с такими детьми индивидуально, педагог помогает им усвоить необходимые знания и умения, развивает способность управлять своими психическими процессами. В индивидуальных занятиях нуждаются также дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности(к рисованию, пению, математике), и дети с доминирующим познавательным интересом (к миру техники, к животным).

2. Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае, несовпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Технология проведения групповых занятий может быть разной. Иногда на занятии присутствуют сразу все подгруппы. В этих случаях педагог должен продумать, как разместить детей. Каждая подгруппа должна сидеть компактно. Тематика занятия может быть общей для всех (лепка по сказке «Колобок», изготовление по окончании лепки макета). Завершается занятие своеобразной выставкой работ. Подгруппы могут получить варианты одного задания (каждой подгруппе выдается конверт с заданием по конструированию из бумаги). Иногда занятия проводятся с каждой подгруппой поочередно.

3. Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержанием может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства и т. п. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непрерывная непосредственная образовательная деятельность (ННОД). ННОД организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.

При проведении НОД выделяется три основные части.

1 - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

2 - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

3 - анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности:

Гигиенические требования:

· непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

· воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятиях.

· предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования:

· точное определение образовательных задач ННОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

· творческое использование при проведении ННОД всех дидактических принципов в единстве;

· определять оптимальное содержание ННОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

· выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ННОД;

· обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ННОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

· ·использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

· систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования

· иметь в наличие продуманный план проведения ННОД;

· четко определить цель и дидактические задачи ННОД;

· грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

· поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.

· не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.

· ННОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;

· ННОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);

· организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

 Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при

использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные

формы обучения: 

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации

программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской,

коммуникативной, музыкально-художественной деятельности. Виды игр: сюжетная

игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и

режиссерская), дидактическая игра. :

По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические, квест и т.

По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные,

контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие,

интеллектуальные, подвижные, диагностические;

По характеру игровой методики - игры с правилами, устанавливаемыми по ходу

игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в

зависимости от еѐ хода;

По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и тд;

По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные,

сюжетно-ролевые, творческие, режиссерские, игры-путешествия и т. д.

Прогулка, которая состоит из:

  - наблюдений за природой, окружающей жизнью;

  - подвижных игр;

  - труда в природе и на участке;

   - самостоятельной игровой деятельности;

·  экскурсии;

·  игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

Дежурство детей по столовой, на занятиях

·Труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

·  развлечения, праздники;

·  экспериментирование; 

Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным окружением.

Проектная деятельность;

 Проект — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. 

Чтение художественной литературы;

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей

·  беседы;

·  показ кукольного театра;

·  вечера-досуги; 

Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. 

Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно .

Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др. 

Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. 

Беседы, загадки, рассказывание, разговор. 

Слушание музыки, исполнение и творчество.

Разнообразию содержания дополнительного образования соответствует разнообразие организационных форм, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии их творческих способностей.

В образовательном процессе используются различные формы организации деятельности детей. К ним относятся и традиционные, принятые в системе общего, среднего образования (лекция, семинары, дискуссия, учебная игра, конференция), и такие, которые в школе считаются внеурочными формами. В дополнительном образовании эти формы несут так же учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательных программ. К этим формам относятся: экскурсии, экспедиция, турпоход, презентация, защита проекта, «тематический стол», день добрых сюрпризов (упражнения в умении оказывать знаки внимания, делать добрые дела), выпускной ринг (отчёт выпускников детских объединений с анализом прошлого, планированием будущего) и чаепитие.

Кроме того, в дополнительном образовании детей часто используются:

  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
  • занятия-соревнования: конкурсы турниры, викторины и т.д.;
  • занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;
  • занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.;
  • занятия – фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.
  • занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, учёный совет, парламент и др.

ФОРМЫ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ   ФОРМЫ   РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

–  родительские собрания;

–  дни открытых дверей;

– "школы   молодей матери", "бабушек", "отцов";

– семейные клубы;                                            

– проведение встреч за круглым столом;

– открытые просмотры;

–  консультации специалистов;

– организация праздничных вечеров, огоньков с чаепитием в группе;

– практические занятия с родителями: педагогические тренинги,

семинары-практикумы, мастер-классы для родителей «Умелые руки»;

– проведение семейных встреч ко Дню Матери, Дню пожилых людей;

– организация интеллектуальных турниров отцов, конкурсов «Папа, мама, я – дружная семья»;

– творческие лаборатории;

– педагогические кружки;

– викторины;

– устные  журналы на темы воспитания;

– вечера вопросов и ответов;

– диспуты;

– благотворительные вечера;

– обмен опытом;

– совместные семейные праздники, творческие вечера,  развлечения, концерты и др;

– конкурсы;

– родительские гостиные;

– соревнования, КВН;

–творческие мастерские;

–клубы по интересам.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ    ФОРМЫ   РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

– индивидуальные консультации, беседы;

– посещение семьи;

– анкетирование;

– помощь родителей в изготовлении атрибутов;

–  помощь при проведении экскурсий и культпоходов;

– мини-собрания на дому;

– телефон (почта) доверия;

– участие родителей в управлении дошкольным учреждением (родительские комитеты, попечительские советы);

– индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

–  распорядок дня;

– учебный план группы;

– визитная карточка группы: информирование родителей о предоставляемых образовательных услугах, технологиях и методиках белорусских и зарубежных авторов;

–организация выставок детских рисунков, поделок;

– оформления  выставок семейного мастерства «Умелая семья – уютный дом»;

– выставка литературы для родителей;

– библиотека для родителей;

– информационные листы: информирование родителей о мероприятиях с детьми в дошкольном учреждении;

– информация об образовательном процессе: рубрики «Чем мы сегодня занимались», «Что надо дети узнают в следующем учебном году»;

– семейные газеты;

–. рубрика «Благодарим Вас»;

– информация, актуальная в данный момент (по повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей);

  – ящик идей и предложений;

– меню;   

–  доска объявлений;

– изготовления информационных буклетов;

– оформление фотоальбомов;

–тематические выставки;

– вручение дипломов «Самой активной семье», грамот, благодарственных писем, в том числе по месту работы родителей, открыток-благодарностей от детей;

– создание сайтов учреждений образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Формы реализации образовательной программыИгра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, ком...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является испол...

методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

конспект занятия по лепке на тему "Зайчонок"...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью с...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

laquo;Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – комму...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

Методы, формы организации деятельности воспитанников детского сада, средства....

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства...