Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через проектную деятельность»
методическая разработка (младшая группа)

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы805.79 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

 «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через

проектную деятельность»

Разработчик: воспитатель

                                                 первой квалификационной категории

Щербакова Анастасия Валерьевна

Озёрск, 2020

Содержание

стр.

1. Актуальность опыта работы                                                                      3

2. Теоретические аспекты проектной деятельности как средства             4

развития мелкой моторики у детей раннего возраста

3. Практическая составляющая опыта                                                          7

4. Список литературы                                                                                     15

5. Приложения                                                                                                16

Актуальность

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно, и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена цель: разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

       

Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.

Подготовить дидактический материал.

Разучить с детьми пальчиковые игры.

Формировать навыки предметной деятельности детей.

Формировать навыки самообслуживания.

Привлекать родителей к совместной деятельности.

1. Теоретические аспекты изучения развития мелкой моторики

рук у детей раннего возраста                              

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку – белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Мелкую моторику рук развивают:

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,

- насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д

Ранний возраст (1-3 года) характеризуется особой восприимчивостью и представляет собой наиболее сензитивный период для развития психических свойств и процессов ребенка.

2. Практическая составляющая опыта  

С целью определения динамики развития мелкой моторики нами были проведены контрольно-педагогические испытания по диагностике мелкой моторики Блиновой Л.Н.

1. «Сложи мозаику».

Перед ребенком выкладывается сложенная мозаика, состоящая из двух пазлов (ребенок запоминает картинку). Затем педагог разбирает мозаику.

Задание: сложить мозаику (соединить два пазла). Все задание состоит из 3 мозаик.

2. «Разложи».

Выставляются 3 стаканчика и 3 трубочки для питья.

Задание: необходимо расставить трубочки в стаканы - в каждый по одной.

3. «Застегни пуговку».

Понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре). Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли.

Задание: застегнуть пуговицы. Сначала покажите ребенку, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую - в маленькую».

4. «Шнуровка».

Понадобится картон в виде ботинка, в котором прорезаны 6 отверстий (как на ботинках) и шнурок.

Задание: необходимо зашнуровать «ботинок».

5. «Золушка».

Перед ребенком выставляется тарелка с зерном (на пример, рисом), в котором «зарыты» 10 горошин фасоли.

Задание: отыскать и выложить на стол горошины. Можно искать как одной, так и обеими руками.

6. «Бусины-горошины».

Понадобится пластиковая бутылка (0,5 литра) и мелкие предметы (бусины разного диаметра, горох, зерно злаков, фасоль, камешки, спички).

Задание: поместить в горлышко пластиковой бутылки мелкие предметы.

7. «Лови шарик»

Понадобятся желобок и шарик.

Задание: педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!».

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка с взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, слежение за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования. Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Оценка действий ребенка: понимание задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) с взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Игра повторяется 3 раза

8. «Конструирование из палочек»

Понадобятся счётные палочки одного цвета, нарисованные на бумаге фигуры (треугольник, квадрат, ромб)

Задание: необходимо счётные палочки положить на линии фигур.

Результаты выполнения каждого задания оценивались с помощью количественных показателей.

Оценка результатов:

5 баллов - навык сформирован (задание полностью выполнено);

4 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с нежеланием продолжать до конца;

2 балла - нарушена плавность движений, задание выполняется с множеством неточностей, незавершенностей;

1 балл - задание не выполнено.

Это позволило провести сравнение уровней мелкой моторики у детей.

Таким образом, предложенная методика позволяет определить уровень сформированности мелкой моторики у детей раннего возраста.

В результате диагностики нами было выявлено, что 68,8% детей группы имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 31,2% - средний.

Определили для себя, что в повышении уровня развития мелкой моторики у детей группы мне поможет проект «Давайте поиграем». Технология проектирования, на мой взгляд, является очень удобной и применимой при организации совместной работы воспитателя, детей и родителей. Формирование детско-родительского сотрудничества в процессе работы очевидно. Причем ценность этого сотрудничества очень высока, поэтому метод проектов можно считать находкой для достижения сплоченности.

Цель проекта: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

- совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду для развития мелкой моторики;

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

- развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием;

- развивать речь и коммуникативные навыки;

- подготовить материал для взаимодействия с родителями;

- привлечь родителей к активному участию по данной проблеме.

Этапы и сроки реализации проекта

Этап Подготовительный Сентябрь

  • Знакомство с темой проекта;
  •  Изучение литературы;
  • Определение цели, задачи;
  • Создание условий для эффективного использования игр;
  • Подбор дидактического материала и игр;

2 этап Основной Октябрь-май

  •  Оформление уголка для родителей;
  •  Изготовление родителями сенсорных игр своими руками
  •  Проведение дидактических игр и занятий;
  •  Игры детей с мягкими модулями;
  •  Исследовательская деятельность детей.

3 этап Заключительный Июнь

  •  Выставка дидактических игр и игрушек;
  •  Развлечение «Мы всё можем».

Работа над проектом по развитию мелкой моторики рук проводилась с воспитанниками первой младшей группы в течение всего учебного года: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры, песенки, заклички, потешки.

Детям очень нравятся пальчиковые игры, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. (Приложение №4)

В группе создана развивающая предметно – пространственная среда таким образом, что она определяет направленность их деятельности и в тоже время решает поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Поэтому у нас в группе достаточно место для двигательной активности детей, но в тоже время созданы игровые центры. Дидактический стол с наполнителем – это важная составляющая предметно-пространственной среды группы раннего возраст. Оборудованием дидактического стола являются игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры на развитие психических процессов, игры на сенсорное развитие и т. д. Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики, колючие, мягкие, прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.), игрушки из «киндер-сюрпризов», сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для массажа кистей; грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа; крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, мозаика, конструкторы.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы использовали разные методы и приемы работы: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, лепка из пластилина с использованием природного материала, рисование ладошкой, пальцем, шнуровка, игры с мелкими предметами, мозаика.

Физкультминутки, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей, проговаривания стихов. Речь делается более громкой, чёткой, эмоциональной, развивается слуховое восприятие, что позволяет регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память.

Игры с фасолью, грецкими орехами. Фасоль и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счётом, массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков, карандашей: «Потрогай шишки», «Шишки для Мишки», «Этот мячик не простой», «Дровишки». Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Для развития мелкой моторики мы использовали природный материал (семена, крупы, ракушки и т. д.) «Покормим цыпленка», «Выложи цветочек», Остатки запасов», «Украсим аквариум»; нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками: «Солнышко», «Снег идет», «Дорожка для котенка». Изготовили макеты «Хозяйственный двор», «Правила дорожного движения»: детям предлагались задания: «Искупай уточек в пруду», «Доведи теленка до лужка», «Едем на автобусе до дома», «На машине на дачу»

Игры с бусинками: «Собери бусы», «Бусы для мамы», помогают скоординировать движения обеих рук, способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».

Игры - шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивает усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.

Игры с прищепками, пуговицами: «Собери бусы», «Волшебные пуговицы», «Ловкие ручки» и другие способствуют развитию координации, согласованию движений, развитию мелких и точных движений рук.

Игры с сыпучими материалами, бумагой, водой, «Сомни и разгладь», «Собери воду с помощью губки», развивают мелкую моторику, пространственное воображение.

Игры со счетными палочками «Сложи фигуру», развивает мелкую моторику, а самостоятельно придумывая фигуры, тем самым развивает воображение.

Некоторые игры и пособия были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

Для наиболее лучшего результата мы привлекали родителей к работе по данной теме: была изготовлена наглядная информация; организованна выставка дидактических пособий и игр способствующие развитию мелкой моторики; консультации для родителей «Развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»; проводились беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»; родители приняли активное участие в изготовление дидактического материала в группе для детей.

С целью определения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего нами был проведен повторная диагностика, и были получены следующие результаты: высокий уровень – 12,5%, средний уровень – 62,5%, низкий уровень – 25%. Проведенная диагностика, показала положительную динамику в развитии мелкой моторики рук детей благодаря применению наработанного материала на практике.

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, мы добились определенных результатов. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания. Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Результаты, полученные в ходе проекта, помогли решить и ряд других задач:

- Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.

- Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

- Сумела заинтересовать и убедить родителей в пользе развития мелкой моторики рук у детей;

-Уменьшилась скованность движений;

-Улучшилась согласованность действий обеих рук;

- Разучены с детьми новые пальчиковые игры;

- Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей,

как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в

пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение,

желание доводить начатое до конца.

Проектная деятельность дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста.

Вывод

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста, принесла положительные результаты, и способствовала:

- развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;

- развитию способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- повышению познавательной активности детей;

- развитию речи и коммуникативных навыков;

- обогащению родительского опыта в развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук, познавательной активности и развития речи детей.

Литература

 Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1998.

Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.

Година Г. Н., Пилюгина Е. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1987.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Смирнова. Е. О., Холмогорова В. М. «Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет М: Мозайка-Синтез,2008г

Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Шмелева. Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи. У детей 2-4 лет- М : Издательство «Ювента»,2008г

Янушенко. Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.

Картотека игр на развитие моторики рук у детей раннего возраста (1 — 3 года).

*Игра «Крутись карандаш».

Цели: сделать массаж ладоней ребёнка.

Материалы: карандаши с ребристой поверхностью.

Ход игры. Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперёд — назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. («Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперёд — назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой».)

Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой, потом другой.

* «Не боюсь колючек».

Цели: сделать массаж ладоней ребёнка.

Материалы: бигуди-липучки небольшого диаметра.

Ход игры. Раздайте малышам бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание детей на то, что бигуди на ощупь колючие: «Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их. А теперь повторяйте за мной: «Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!»

Предложите малышам покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони детей были прямыми и напряжёнными.

*«Непослушные шарики».

Цели: сделать массаж ладоней ребёнка; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Материалы: небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.)

Ход игры. Раздайте малышам шарики и предложите покатать их ладонью по столу (вперёд-назад, в стороны, по кругу). Объясните детям, что во время игры шарики не должны выкатываться из-под ладоней: «Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками — покатаем их по столу. Только шарики непослушные — хотят убежать. Не отпускайте их!»

Затем попросите малышей покатать шарики между ладонями.

Когда дети научатся катать шарики, можно предложить им крупу, бусины, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.

*«Спрячь в ладошке».

Цели: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры. Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячте их так, чтобы никто их не увидел и не нашёл — зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

*«Осенние листья».

Цели: развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Материалы: листы бумаги.

Ход игры. Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки.

Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки (можно использовать веник).

По окончании игры попросите малышей помочь вам убрать листочки.

* “Котёнок”.

Цели: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.

Материалы: маленькие резиновые игрушки-пищалки: котята (по количеству детей).

Ход игры. Раздайте малышам игрушки и предложите сжать их в кулачке. В это время читайте двустишие:

Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Игру повторите несколько раз.

Подобные игры можно проводить с самыми разнообразными игрушками- пищалками.

* “Ветерок”.

Цели: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).

Ход игры. Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать её в ладони, выпуская из отверстия воздух: “Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе”.

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щёчкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите “сделать ветерок”.

Можно предложить детям сдуть со стола ватку, пёрышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.

* “Брызгалки”.

Цели: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера (они должны помещаться в ладонях малышей) или пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках (по количеству детей); большая ёмкость с водой.

Ход игры. Это упражнение можно провести летом на улице или дома во время купания.

Раздайте детям резиновые груши или пластиковые пузырьки, наполненные водой, и предложите поиграть: “Летом на улице жарко и душно. Давайте сделаем дождик! Вот как брызги полетели!” Предварительно продемонстрируйте малышам, как сжать грушу, чтобы получить брызги.

Затем предложите детям самостоятельно наполнить груши водой. Для этого грушу необходимо сжать, выпустив воздух, затем опустить под воду и подождать, пока она наполнится водой.

*“Ямки”.

Цели: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материалы: тесто (пластилин), изюм (фасоль, горох, камушки), поднос, карандаш.

Ход игры. Предложите ребёнку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нём “ямки”, надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить изюминки.

При работе с пластилином ямки можно сделать незаточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.

* “Спрячь шарик”.

Цели: развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы: тесто или пластилин, пластмассовые или стеклянные шарики (желательно с гладкой поверхностью, чтобы тесто не прилипало к ним.

Ход игры. Перед началом занятия подготовьте мягкое тесто. Его можно подкрасить, добавив во время замешивания пищевую краску.

Раздайте детям по кусочку теста и предложите размять его.

Покажите малышам яркие шарики и попросите сначала спрятать их в тесто, а затем найти.

Повторите игру несколько раз.

При работе с пластилином можно попросить детей сначала облепить шарик слоем пластилина, а затем снять его.

* “Пирожки”.

Цели: развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы: кусочки теста (они должны помещаться в ладошках малышей), тарелка, куклы.

Ход игры. Возьмите кусочек теста и начните перекладывать его из одной руки в другую, имитируя движения, которые используются при лепке пирожков. Свои действия комментируйте песенкой:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову -

Пирожками угощу.

Положите пирожок на пластмассовую тарелку.

Раздайте детям кусочки теста и предложите слепить пирожки. При необходимости помогите детям, взяв ладошки малыша в свои и сделав пирожок вместе. Затем предложите ребятам угостить пирожками кукол.

На следующем занятии можно сделать пирожки с начинкой, вложив в тесто жёлудь, каштан или несколько фасолин. Можно приготовить большой пирог и украсить его маленькими кусочками теста.

* “Спрячь руки!”.

Цели: развивать хватательные движения, осязание.

Материалы: разные виды круп или песок, миска.

Ход игры. Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг.). Предложите ребёнку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.

Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.

Вместо крупы можно положить песок или муку.

* “Найди игрушку!”

Цели: развивать хватательные движения, осязание.

Материалы: разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.

Ход игры. Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг.). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти её.

Такую же игру можно проводить в песочнице.

* “Гора из песка”.

Цели: развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы: песок.

Ход игры. Занятие проводится на улице в песочнице.

Предложите детям сделать большую гору из песка. Покажите, как можно загребать песок при помощи прямых напряжённых ладоней рук (если песок сухой) или с помощью совка или лопаты (если песок мокрый): “Давайте сделаем горку из песка. Вот какая высокая получилась!” Затем укрепите на вершине горки цветочек или веточку: “А на самой вершине вырос цветочек (деревце). Давайте польём его из лейки!”

    Перспективный план упражнений по развитию мелкой

моторики  руки (пальчиковая гимнастика) для детей  2-3 лет.

месяц

№ недели

   Тема недели

Название пальчиковой игры

№ игры

сентябрь

1, 2

«Здравствуй детский сад»

«Дружные дети»

1

3. 4

«Игрушки»

«Игрушки»

2

              октябрь

1

«Осень»

«Осень»

3

2

«Овощи»

«Капуста»

4

3

«Фрукты»

«Апельсин»

5

4

«Что где растёт?»

«Капуста»

«Апельсин»

4, 5

              ноябрь

1

«Посуда»

«Помощники»

6

2

«Мебель»

«Чиним стул»

«Стол»

7

8

3

«Одежда»

«Стирка»

9

4

«Спать пора»

«Этот пальчик хочет спать»

10

    декабрь

 

1.2

«Домашние

животные»

«Домашние животные»

11

3

«Зимние забавы»

«Мы во двор пошли гулять»

12

4

«Ёлка в гостях у ребят»

«Новогодняя ёлочка»

13

    январь

2

«Зимние забавы»

«Мы во двор пошли гулять»

12

3

«Зима»

«Зима»

14

4

«Снег, снежок»

«Снежинки»

15

месяц

№ недели

   Тема недели

Название пальчиковой игры

№ игры

           февраль

1

«Дикие животные»

«Звери»

16

2

«Зимующие птицы»

«Птичка»

17

3

«Наши защитники»

«Солдаты»

18

4

«Маленькие исследователи»

?????

19

            март

1

«Женский день»

«Цветок»

20

2

«Миром правит добро»

«Доброе утро»

21

3

«Быть здоровым хотим»

«Мы топали»

22

4

«Весна шагает по планете»

«Весна»

23

        апрель

1

«Весна шагает по планете»

«Весна пришла красная»

24

2

«Птицы»

«Птички»

25

3

«Волшебница вода»

«Дождик, дождик, что ты льёшь?»

26

4

«Урожай на подоконнике»

?????

27

    май

1,2

«Мамы и детки»

«Довольные звери»

28

3

«Мир природы»

???????

29

4

«Транспорт»

«Транспорт»

30

Упражнения, способствующие снятию моторной напряжённости    мыщц рук и развивающие гибкость и подвижность пальцев.

  1. Руки лежат ладонями вниз, пальцы сдвигаются и раздвигаются

                        Посмотрите, моя лошадка:

                        Как весёлая гармошка,

                        Пальчики я раздвигаю,

                        А потом опять сдвигаю.

  1. Ладони расходятся, пальчики поочерёдно «нажимают» на кнопки.

                        Я ладошки раздвигаю,

                        Я на кнопки нажимаю.

                        Раз, два, три,

                        Раз, два, три,

                        Я играю, посмотри.

  1. Дети поочерёдно нажимают каждым пальцем на соот-ветствующий кружок (кружков несколько).

                        Раз-кружок, два кружок,

                        Раз-шажок, два-шажок.

                        Наши пальчики шагают,

                        На кружочки наступают.

  1. «Хождение» пальчиками по столу.

                       Раз, два, три, четыре, пять,

                       Ходят пальчики опять,

                       От мизинца до большого,

                       А потом к мизинцу снова.

                       Раз, два, три, четыре, пять-

                       Пальцы будут отдыхать.

                                                                                                                        

  1. Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица, кисть опущена (пальцы- «ветки»); пальцы правой руки собраны в щепотку- «снимают ягоды».

                           С веток ягоды снимаю

                           И в лукошко собираю.

                           Ягод полное лукошко.

                           Я попробую немножко,

                           Я поем ещё чуть-чуть,

                           Легче будет к дому путь.

  1. Левая рука поглаживает правую руку от кончиков пальцев к запястью. Затем так же правой рукой помассировать левую.

  1. Кисть рук лежат на краю стола. Ладонями ребёнок проводит по ребру так, чтобы всю ладонь последовательно промас-сировать.

  1. Кисти сжаты в кулаки. Кулачком правой руки несколько раз постучать по кулачку левой руки и наоборот.

  1. Прокатываем карандаша между ладонями.

  1. «До свидания!». Кисти рук  поочерёдно или вместе делают взмахи, соответствующие жесту прощания.

  1. «К нам, к нам!». Пальцами рук дети делают жесты, соответ-ствующие приглашению приблизиться.

  1. «Червячки шевелятся». Локти лежат на столе, в упоре. Де-лаются движения прямыми пальцами левой, правой руки, а за-тем обеих рук. Пальцы слегка отрываются от поверхности сто-ла и быстро опускаются.

  1. «Брызги воды». Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изобразить движения, имитирующие стряхивание воды с рук.

  1. «Дождик идёт». Подушечки пальцев или ноготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.

  1. «Игра на пианино». Кисти рук легко касаются края стола, пальцы производят движения, имитирующие удары по кла-вишам пианино.

  1. «Деревья шумят листочками». Руки подняты вверх, пальцы расслаблены. Производятся легкие повороты кистей рук и одновременно покачивание ими то влево, то право.

  1. «Закрутим кран с водой». Имитация соответствующего дей-ствия.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...

Тема: «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»

Тема:  «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №195», 2 корпус...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...