Публикация на тему "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Цель самообразования: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 3. Улучшить общую двигательную активность;

 4. Содействовать нормализации речевой функции;

 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Актуальность темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика  

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

                    Личный план по самообразованию

 Сроки

                       Форма работы

Практические выходы

      С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

(Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»)

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Изучение литературы по данной теме.

Октябрь

-Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

( Д/и «Чудесный мешочек»)

-Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

(Пальчиковая гимнастика «Капуста»)

- Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

(Перекладывание из одной емкости в другую)

-Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». (Д/и «Сухой бассейн»)

-Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

( Д/и Прищепки»)

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Оформление сборника консультаций для родителей на тему:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

-Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. («Пальчиковая гимнастика «Семья»)

-Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

(Подвижная игра «Зарядка»)

- Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

(Упражнение «Пуговицы»)

- Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

(Самомассаж «Ручки греем»)

- Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

(Игра «Художник»)

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Доклад на тему: «Пальчиковые игры для малышей»

Открытый просмотр

на  тему

«Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

-Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

(Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»)

- Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Башенка»)

- Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

(Д/и «Рисуем на крупе»)

- Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

(Настольная игра «Мозаика»)

- Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

(Подвижная игра «Лохматый пес»)

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Оформление папки-передвижки на тему

«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

- Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

(Игра «Веселые упражнения с карандашом»)

- Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

(Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».)

- Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

(Игра «Лепим снежки»)

- Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

(Графическое упражнение «Проведи дорожку»)

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Написать конспект

на тему:

« Колобок» по развитию мелкой моторики.

Февраль

-Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. (Д/и «Массажный мячик»)

- Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

(Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»)

- Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. (Самомассаж «Добываем огонь»

- Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

(Конструирование из палочек «Лесенка»)

- Упражнять в закреплении навыков раздевания. (Д/и «Уложим куклу спать»)

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды

деятельности»

Март

- Развивать умения детей рисовать пальчиками.

(Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»)

- Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

(Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»)

- Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Машина»)

- Развивать умения имитировать скатывание колобков.

(Самомассаж «Стряпаем»)

- Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

(Застегивание и расстегивание пуговиц)

Фотовыставка работ «Наши с мамой руки»

Выставка работ.

Тема

«Наши с мамой руки»

Апрель

- Развивать умения правильно держать карандаш.

(Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»)

- Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Дорожка»)

- Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

(Игра «Спрячь в ладошке»)

- Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

(Упражнение «Обведи шаблон»)

- Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

(Упражнение «Фонарики»)

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

Мастер-класса для педагогов.

Проведение мастер-класса для педагогов

на тему «Рисуем без кисточки»

Май

- Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. (Игра «Собери бусы»)

- Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. (Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»)

- Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

(Игра «Дарики - комарики»)

- Развивать умения подражать движениям взрослого.

(Игра «Где же, где же наши ручки?»)

-Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. (Складывание в бутылочку)

Консультация для педагогов, проведение семинара: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Отчет.

  1. Открытый просмотр на  тему «Пальчиковые игры для малышей»
  2. Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
  3. Проведение мастер-классов для педагогов на тему «Рисуем без кисточки»
  4. Оформление папки-передвижки на тему

«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

  1. Выставка работ. Тема «Наши с мамой руки»
  2. Оформление сборника консультаций для родителей на тему:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

  1. Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды деятельности»

Изучение методической литературы:

1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

 2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

 3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

 5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы....

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Материалы дистанционное обучения на Апрель месяц 2020 года....

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №195», 2 корпус...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...