Главные вкладки

    Публикация на тему "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
    учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)


    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

    Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

    Цель самообразования: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

    Задачи:

    1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

     2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

     3. Улучшить общую двигательную активность;

     4. Содействовать нормализации речевой функции;

     5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

     6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

    7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

    Актуальность темы:

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

             Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

             И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

     Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

    умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Основные направления работы с детьми на занятиях.

    - Пальчиковая гимнастика  

    - Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

    - Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

    -Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

    - Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

    - Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

    Формы работы:

    -совместная деятельность воспитателя с детьми

    -индивидуальная работа с детьми

    -свободная самостоятельная деятельность самих детей.

                        Личный план по самообразованию

     Сроки

                           Форма работы

    Практические выходы

          С детьми

    С родителями

    С педагогами

    Сентябрь

    Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

    (Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»)

    Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

    Изучение литературы по данной теме.

    Октябрь

    -Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

    ( Д/и «Чудесный мешочек»)

    -Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

    (Пальчиковая гимнастика «Капуста»)

    - Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

    (Перекладывание из одной емкости в другую)

    -Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». (Д/и «Сухой бассейн»)

    -Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

    ( Д/и Прищепки»)

    Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

    Оформление сборника консультаций для родителей на тему:

    «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

    Ноябрь

    -Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. («Пальчиковая гимнастика «Семья»)

    -Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

    (Подвижная игра «Зарядка»)

    - Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

    (Упражнение «Пуговицы»)

    - Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

    (Самомассаж «Ручки греем»)

    - Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

    (Игра «Художник»)

    Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

    Доклад на тему: «Пальчиковые игры для малышей»

    Открытый просмотр

    на  тему

    «Пальчиковые игры для малышей»

    Декабрь

    -Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

    (Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»)

    - Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

    (Конструирование «Башенка»)

    - Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

    (Д/и «Рисуем на крупе»)

    - Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

    (Настольная игра «Мозаика»)

    - Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

    (Подвижная игра «Лохматый пес»)

    Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

    Оформление папки-передвижки на тему

    «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

    Январь

    - Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

    (Игра «Веселые упражнения с карандашом»)

    - Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

    (Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».)

    - Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

    (Игра «Лепим снежки»)

    - Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

    (Графическое упражнение «Проведи дорожку»)

    Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

    Написать конспект

    на тему:

    « Колобок» по развитию мелкой моторики.

    Февраль

    -Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. (Д/и «Массажный мячик»)

    - Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

    (Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»)

    - Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. (Самомассаж «Добываем огонь»

    - Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

    (Конструирование из палочек «Лесенка»)

    - Упражнять в закреплении навыков раздевания. (Д/и «Уложим куклу спать»)

    Создание картотеки потешек для работы с детьми.

    Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды

    деятельности»

    Март

    - Развивать умения детей рисовать пальчиками.

    (Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»)

    - Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

    (Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»)

    - Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

    (Конструирование «Машина»)

    - Развивать умения имитировать скатывание колобков.

    (Самомассаж «Стряпаем»)

    - Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

    (Застегивание и расстегивание пуговиц)

    Фотовыставка работ «Наши с мамой руки»

    Выставка работ.

    Тема

    «Наши с мамой руки»

    Апрель

    - Развивать умения правильно держать карандаш.

    (Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»)

    - Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

    (Конструирование «Дорожка»)

    - Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

    (Игра «Спрячь в ладошке»)

    - Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

    (Упражнение «Обведи шаблон»)

    - Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

    (Упражнение «Фонарики»)

    Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

    Мастер-класса для педагогов.

    Проведение мастер-класса для педагогов

    на тему «Рисуем без кисточки»

    Май

    - Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. (Игра «Собери бусы»)

    - Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. (Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»)

    - Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

    (Игра «Дарики - комарики»)

    - Развивать умения подражать движениям взрослого.

    (Игра «Где же, где же наши ручки?»)

    -Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. (Складывание в бутылочку)

    Консультация для педагогов, проведение семинара: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

    Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

    Отчет.

    1. Открытый просмотр на  тему «Пальчиковые игры для малышей»
    2. Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
    3. Проведение мастер-классов для педагогов на тему «Рисуем без кисточки»
    4. Оформление папки-передвижки на тему

    «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

    1. Выставка работ. Тема «Наши с мамой руки»
    2. Оформление сборника консультаций для родителей на тему:

    «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

    1. Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды деятельности»

    Изучение методической литературы:

    1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

     2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

     3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

     4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

     5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

    Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

    «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)

    Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы....

    Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

    Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

    Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Материалы дистанционное обучения на Апрель месяц 2020 года....

    Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №195», 2 корпус...

    Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

    Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...