«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Каштанова Светлана Викторовна

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2017._sveta.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха»

Педагогический проект

 

                       на тему

«Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)


Воспитатель

Каштанова

  Светлана

 Викторовна

                 

                                                            Чкаловск            

                                                2018

Проект  « Ловкие пальчики »  (развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности дошкольников)

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

«Рука - это своего рода внешний мозг»                                                                

Кант.                                                                                                                        

Актуальность

 Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития .Чем выше его двигательная активность ,тем он лучше развивается .С самого раннего возраста ,развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание .Известно, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются  не только память и внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , пластиковые  крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем  возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств  для  получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы активизируем мозговую деятельность, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности )

Тип: Практико-ориентировочный, долгосрочный, развивающий, групповой.

Количество воспитанников: 19

Форма представления: слайдовая презентация

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  • Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.(Лепка по авторской методике Е.А.Янушко с детьми 2-3 лет; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.)
  • Формирование   практических умений и навыков продуктивной деятельности.
  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • обеспечивать эмоциональное благополучие.
  • Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
  • Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
  • Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
  • Развивать творчество   участников проекта.
  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к сотрудничеству.

Исполнители проекта: Дети, Воспитатель, Родители

Сроки: Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы

Этапы реализации проекта :

I Подготовительный этап :

  • изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой -Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую  программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» Изобразительная деятельность в детском саду для детей раннего возраста ;лепку по авторской методике Е. А. Янушко с детьми 2-3 лет.
  • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

II Основной этап: (создание  развивающей предметно-пространственной  среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста:

  • Работа с детьми по всем образовательным областям:
  • в процессе ООД (продуктивной деятельности);
  • индивидуальной работе;
  • на прогулке;
  • утренней гимнастике;
  • самообслуживание;
  • использование нетрадиционных приемов
  • Сотрудничество с родителями .

III Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. 

Организация работы по проекту:

мероприятие 

цель

сроки

-Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

Сентябрь

-Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Сентябрь

-Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

Сентябрь

-Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Сентябрь

-Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

3 неделя сентября

-Экспериментальная деятельности. Познание свойств: предметов быта и бросового материала ( прищепки, пластиковые крышки, бумага); природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука).

Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

В течение всего срока обучения

-Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники изобразительной  деятельности -лепка по авторской методике Е. А .Янушко с детьми 2-3 лет ; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст  ) «Солнышко», «Ёжик», «Красивая тарелочка», и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству .

В течение всего срока обучения

-Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.

В течение всего срока обучения

-Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

В течение всего срока обучения

-Сотрудничество с  родителями  в  течение реализации проекта.

В течение года

Перечень основных мероприятий

                                                                                                                                                            1     1 Социально-коммуникативное развитие

- коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

2 Познавательное развитие

                                                                                                       

-Экспериментальная деятельность. Познание свойств: предметов быта и бросового материала (прищепки, пластиковые крышки, бумага);

 природного материала (жёлуди ,каштаны, фасоль, крупа, мука).

-Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

3 Речевое развитие

- заучивание потешек, сопровождающих пальчиковые игры

«Апельсин», «Машина», «Капуста», «Дом» и т. д.

4 Художественно- эстетическое развитие

-выполнение продуктивной деятельности «Вот ёжик- ни головы, ни  ножек», «Солнышко», «Цветы», «Наряжаем ёлку», «Красивая тарелочка» и т. д.                          

5  Физическое развитие

-укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник(пальчиковой гимнастики).

6  Развивающая предметно- пространственная среда

- пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика, пирамидки, молнии, застёжки и т. д.)

 7 Сотрудничество с родителями

-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение творческих заданий.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .

Предполагаемые результаты реализации проекта:

 

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами продуктивной  деятельности.

Умение создавать художественный образ своего изделия.

Овладение  нетрадиционными техниками  изобразительной деятельности .  Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни. Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности.