Главные вкладки

    «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
    проект по развитию речи (младшая группа) на тему

    Каштанова Светлана Викторовна

    Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt2017._sveta.docx29.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха»

    Педагогический проект

     

                           на тему

    «Ловкие пальчики»

    (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)


    Воспитатель

    Каштанова

      Светлана

     Викторовна

                     

                                                                Чкаловск            

                                                    2018

    Проект  « Ловкие пальчики »  (развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности дошкольников)

    «Истоки способностей и дарований

    детей – на кончиках их пальцев.

    Чем больше уверенности в движениях

    детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

    с орудием труда, сложнее движения,

    ярче творческая стихия детского разума.

    А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

    В.А. Сухомлинский                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

    «Рука - это своего рода внешний мозг»                                                                

    Кант.                                                                                                                        

    Актуальность

     Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития .Чем выше его двигательная активность ,тем он лучше развивается .С самого раннего возраста ,развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание .Известно, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

    Наряду с развитием мелкой моторики развиваются  не только память и внимание, а также словарный запас малыша.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

    Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

    Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , пластиковые  крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем  возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств  для  получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

    На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

    Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы активизируем мозговую деятельность, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

    Совместная деятельность ребёнка и взрослого проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

    Паспорт проекта

    Наименование проекта: «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности )

    Тип: Практико-ориентировочный, долгосрочный, развивающий, групповой.

    Количество воспитанников: 19

    Форма представления: слайдовая презентация

    Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.

    Задачи:

    • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
    • Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
    • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.(Лепка по авторской методике Е.А.Янушко с детьми 2-3 лет; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.)
    • Формирование   практических умений и навыков продуктивной деятельности.
    • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
    • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
    • Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
    • обеспечивать эмоциональное благополучие.
    • Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
    • Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
    • Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
    • Развивать творчество   участников проекта.
    • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к сотрудничеству.

    Исполнители проекта: Дети, Воспитатель, Родители

    Сроки: Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы

    Этапы реализации проекта :

    I Подготовительный этап :

    • изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой -Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую  программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» Изобразительная деятельность в детском саду для детей раннего возраста ;лепку по авторской методике Е. А. Янушко с детьми 2-3 лет.
    • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

    II Основной этап: (создание  развивающей предметно-пространственной  среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .

    Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста:

    • Работа с детьми по всем образовательным областям:
    • в процессе ООД (продуктивной деятельности);
    • индивидуальной работе;
    • на прогулке;
    • утренней гимнастике;
    • самообслуживание;
    • использование нетрадиционных приемов
    • Сотрудничество с родителями .

    III Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. 

    Организация работы по проекту:

    мероприятие 

    цель

    сроки

    -Изучение литературы по теме.

    Получить необходимые знания и умения.

    Сентябрь

    -Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

    Сентябрь

    -Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

    Разработать практические мероприятия на период проекта.

    Сентябрь

    -Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

    Сентябрь

    -Анкетирование родителей.

    Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

    3 неделя сентября

    -Экспериментальная деятельности. Познание свойств: предметов быта и бросового материала ( прищепки, пластиковые крышки, бумага); природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука).

    Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

    В течение всего срока обучения

    -Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники изобразительной  деятельности -лепка по авторской методике Е. А .Янушко с детьми 2-3 лет ; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст  ) «Солнышко», «Ёжик», «Красивая тарелочка», и т. д.

    Приобщение к изобразительному искусству .

    В течение всего срока обучения

    -Изучение пальчиковых игр

    Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.

    В течение всего срока обучения

    -Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

    В течение всего срока обучения

    -Сотрудничество с  родителями  в  течение реализации проекта.

    В течение года

    Перечень основных мероприятий

                                                                                                                                                                1     1 Социально-коммуникативное развитие

    - коллективное творчество,

    приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

    2 Познавательное развитие

                                                                                                           

    -Экспериментальная деятельность. Познание свойств: предметов быта и бросового материала (прищепки, пластиковые крышки, бумага);

     природного материала (жёлуди ,каштаны, фасоль, крупа, мука).

    -Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

    3 Речевое развитие

    - заучивание потешек, сопровождающих пальчиковые игры

    «Апельсин», «Машина», «Капуста», «Дом» и т. д.

    4 Художественно- эстетическое развитие

    -выполнение продуктивной деятельности «Вот ёжик- ни головы, ни  ножек», «Солнышко», «Цветы», «Наряжаем ёлку», «Красивая тарелочка» и т. д.                          

    5  Физическое развитие

    -укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник(пальчиковой гимнастики).

    6  Развивающая предметно- пространственная среда

    - пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика, пирамидки, молнии, застёжки и т. д.)

     7 Сотрудничество с родителями

    -Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

    -Выполнение творческих заданий.

    -Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .

    Предполагаемые результаты реализации проекта:

     

    Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

    Овладение разными видами продуктивной  деятельности.

    Умение создавать художественный образ своего изделия.

    Овладение  нетрадиционными техниками  изобразительной деятельности .  Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни. Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

    Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

    Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

    Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития рук и общей моторики, общая неготовность...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Леонтьева Е.С., воспитательГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского районаСанкт-Петербурга Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности  &laq...

    «Развитие сенсо – моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

    Содержание: · Введение · Теоретические основы o Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей o Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики o Про...