Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
методическая разработка (младшая группа)

Реутских Галина Владимировна

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:

  1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  2. Содействовать нормализации речевой функции;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с «Чайка» п. Мотыгино

Отчет по самообразованию тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Автор:

воспитатель группы

раннего возраста

Реутских Г.В

        

2019 год

Пояснительная записка

     Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

     Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

      И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:

  1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  2. Содействовать нормализации речевой функции;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика  

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание).

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Список литературы:

  1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
  2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
  3.  Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  4.  Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности...

Планирование работы в соответствии с темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2....

Программа по самообразованию " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Программа по самообразованию " Развтите мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....

план самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Программа по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» в 2022-2023 учебном году

Программапо самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. И...