Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
статья (младшая группа)

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2024.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Воспитатель:

Борисова Н.В.

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Ученые (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина и др.) подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Свою работу по развитию мелкой моторики рук, я начала с детьми раннего возраста (2-3 лет). Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развитияМелкая моторика развита плохо.

Период работы над темой: 2021-2022 учебный год.

Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

ЦельРазвитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Улучшить общую двигательную активность;

- Содействовать нормализации речевой функции.

- Подготовить и принять участие в педсовете;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, свечкой, крупой и т. д.

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором.

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дорисовка (по принципу симметрии)

• лабиринты

• дидактические игры

• шнуровка, игры с прищепками и с липучками

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

Прогнозируемый результат:

1. Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.

2. Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.

3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Этапы реализации :

1 ЭТАП информационно-аналитический

-Изучение научной и учебно-методической литературы,

-Проведение первичного диагностического исследования.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

- Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий,

-Отчет творческой группы на тему «Дидактические игры своими руками (на липучках, с прищепками) как средство познавательной активности у детей».

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Сентябрь

Подбор и изучение необходимой литературы, разработка перспективного плана работы на сентябрь — май.

Составление списка литературы, составление перспективного плана работы на сентябрь – май.

Октябрь

Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми.

Совершенствовать координацию движения пальцев рук.

Составление картотеки пальчиковых игр.

Ноябрь

Лепка с использованием природных материалов. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.

Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук с помощью лепки.

Декабрь

Использование нетрадиционных техник рисования — пальчиковое рисования. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.

Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук с помощью пальчикового рисования.

Январь

Игровая деятельность с использованием пальчикового театра. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры

Чтение детям русских народных сказок, учить внимательно слушать, запоминать интонацию воспроизводить слова и фразы из текста.

Февраль

Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.

Март

Конструирование — работа с конструктором ЛЕГО и аналогами. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.

Познакомить детей с основными видами построек, которые можно выполнить с помощью конструктора. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Игровая деятельность с использование конструктора ЛЕГО и аналогов.

Апрель

Использование дидактических игр, игр с мелкими предметами, мозаики, пазлов. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры. Конструирование с помощью конструктора.

Игровая деятельность с использованием мозаики, пазлов.

Май

Проведение диагностики.

Работа с детьми:

С детьми была проведена следующая работа: пальчиковые игры, физкультминутки, занятия по биоэнергопластике (соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий). Рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии, лабиринты, работа по клеточкам, дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор) пазлы, мозаика.

Индивидуальная работа с детьми:

Массаж кистей рук, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д., нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.

Предполагаемый результат:

У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Самореализация :

1. Изучила литературу по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

2. Внедрила в работу с детьми дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики дошкольников

3. Подготовила выступление на педсовет: Отчет творческой группы, отчет по теме самообразования.

Работа с научной и учебно-методической литературой:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2010.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 2013.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2009.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики». – М. : Эксмо, 2012.

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М. : Эксмо, 2011.

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М. : Эксмо, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

Программа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности...

Планирование работы в соответствии с темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2....

Программа по самообразованию " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Программа по самообразованию " Развтите мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....

план самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности»

     В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный ...