Главные вкладки

    Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
    проект (средняя группа)

    Якимова Лола Иззатилловна

    Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл material_na_konkurs.docx45.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Номинация: «Моя методическая идея»

    Якимова Лола Иззатилловна,

    Воспитатель МАДОУ д/с №149 города Тюмени

    «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

    В сентябре 2019 года мы организовали набор ребят дошкольного возраста в группу №2 «Солнышко», и я сразу заметила гиперактивных детей, имеющих нарушения в поведении: они испытывали трудности в получении того или иного социального опыта, вступали в конфликты со сверстниками, капризничали, проявляли агрессию, упрямство, не способны были сконцентрироваться на поставленной образовательной задаче, удержать внимание и довести начатое дело до конца, не взаимодействовали друг с другом и не уступали в игровых действиях, часто испытывали возбуждение.

    Поэтому я стала искать такие средства и технологии, которые бы позволили мне скорректировать эти трудности у ребят, вовлечь их в совместную игровую деятельность, добиться детской заинтересованности и внимания. Так в нашей группе появилась песочная терапия [1], предоставившая детям возможность для самовыражения, развития творческих способностей и научившая выражению своих чувств, эмоций, переживаний без крика и кулаков.

    Еще философ Карл Густав Юнг [2], в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. И на мой взгляд, песок – это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он, например, плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая рисунок из песка, ребенок раскрывается, и я получаю возможность увидеть внутренний мир малыша – в ходе песочной терапии она обязательно «высыплется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

    Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает ребенка позитивными эмоциями.

    Также я считаю, что хороша песочная терапия тем, что при создании детьми тех или иных композиций на песке не требуются художественные навыки, как, например, в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии ребята раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

    Песочная терапия для детей эффективна, т.к.

    • увеличивается стремление ребенка познавать то, что его окружает, пробовать делать что-то самостоятельно;
    • развивается «ручной интеллект» и тактильная восприимчивость;
    • активно совершенствуются абсолютно все функции, помогающие ребенку познавать окружающий мир (такие, как восприятие, внимание, память, мышление и др.);
    • развивается способность к предметно - игровой деятельности, что позволяет ребенку стать более общительным;
    • конструктивно перерабатываются беспокоящие тревоги;
    • с помощью песка ребенок может «закопать» все, что его беспокоит. Особенно такое умиротворяющее действие полезно для детей с особыми образовательными потребностями.

    Песок позволяет:

    • снять напряжение, успокаивает и расслабляет;
    • развивает мелкую моторику;
    • укрепляет навыки коммуникации;
    • устраняет агрессию, замкнутость.

    В своей работе использую следующие формы организации детей:

    1. Индивидуальная – в основном в вечернее время или утром, с одним воспитанником, когда он рассержен, агрессивен, возбужден или замкнут.

    2. В парах–в конфликтных ситуациях, когда дети ссорятся и не могут договориться.

    3. Групповая – со всеми детьми, для решения поставленных образовательных задач.

    Так же эти формы использую в рамках индивидуального образовательного маршрута с детьми с особыми образовательными потребностями.

    В теплое время года для игры с песком мы использовали стационарную песочницу на игровой площадке. А затем из песочницы песок «перешел» в группу.

    Я предоставляю ребятам полное право выбора при игре с песком, поэтому в нашей группе в свободном доступе организована отдельная зона, где стоят контейнеры с песком и бросовый материал: камешки марблс, ракушки, макароны, миниатюрные фигурки животных. Для соблюдения правил безопасности, на видном месте размещены правила игры с песком в картинках, которые дети уже знают и соблюдают.

    А еще мы с детьми освоили рисование цветным песком по трафаретам (это необычное искусство создания картин с помощью цветного песка).

    Диагностика развития творческих способностей дошкольников

    При определении уровня развития творческих способностей и его особенностей у детей дошкольного возраста был использован тест «Незаконченный рисунок» П. Торренса [3].

    Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

    Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

    Входная диагностика проводилась мной с ребятами в феврале 2020 года, в ней участвовало 24 ребенка.

    Сводные показатели, полученные в ходе проведения методики «Незаконченный рисунок» (входная диагностика) представлены в Таблице 1.

    Таблица 1. «Сводные показатели, полученные в ходе проведения методики

    «Незаконченный рисунок» (входная диагностика)

    Уровень

    Количество детей, чел.

    Количество        %

    Высокий

    12

    50

    Средний

    9

    38

    Низкий

    3

    12

            Исходя из данных, представленных в Таблице 1, я выявила три уровня способности построения целостного образа у дошкольников:

    Высокий уровень – ребенок угадывает по 1 - 2 рисунку. Таких детей оказалось 12 (50%).

    Средний уровень - угадывают изображение на третьем рисунке. Данный уровень получили 9 дошкольников (38%). Низкий уровень – объект угадывается по четвертому рисунку, что означает, что ребенок не выполнил задание. Таких детей оказалось 3 (12%).

    Целью следующего этапа исследования явился анализ результативности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами песочной терапии. Для повторной оценки уровня развития творческих способностей у детей обследуемой группы были использованы та же методика, что и на входной диагностике, но с использованием песка.

    Итоговая диагностика проводилась в сентябре 2020 года, в ней также участвовало 24 ребенка.

    Результаты, полученные в ходе повторного проведения методики, представлены в таблице 2.

    Таблица 2. «Сводные показатели теста «Незаконченный рисунок» (итоговый контроль)»

    Уровень

    Количество детей, чел.

    Количество %

    Высокий

    20

    83

    Средний

    4

    17

    Низкий

    0

    0

    Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о том, что показатели уровня развития творческих способностей у детей в целом изменились: 20 детей (83%) имеют высокий уровень. 4 дошкольника (17%) показали средний уровень, в свою очередь, с низким уровнем детей не оказалось.

    Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о положительной динамике развития творческих способностей детей группы №2 «Солнышко» средствами песочной терапии. Организованная работа действительно была эффективной, поскольку способствовала повышению интереса, помогала развитию творчества, любознательности, умению видеть красоту в окружающем мире.

    Диагностика развития коммуникативных навыков дошкольников

    Для оценки эффективности развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами песочной терапии при организации диагностики, я использовала метод педагогического наблюдения за свободной игровой деятельностью детей [4]:

    • Наблюдала за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности;
    • Наблюдала за умением договариваться между собой, распределять игровое оборудование, выполнять последовательность действий при взаимодействии с песком;
    • Наблюдала за умением ребят работать в парах и приходить к общему результату работы;
    • Беседовала с детьми.

    В процессе наблюдения я обращала внимание на характер общения детей друг с другом, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли, умение договариваться между собой и уступать, учитывала приоритетность выбора детей друг друга в коллективе сверстников, а также умение работать в парах.

    Опыт работы с детьми группы №2 «Солнышко» показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты развития:

    • Страх и напряжение у детей исчезли. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций: злость, гнев, обида, агрессия.
    • Увеличилось общее количество детей, способных к концентрации;
    • Увеличился показатель внимательности, усидчивости; ребята стали слышать образовательную задачу, повысилась способность выполнить необходимые действия для получения результата работы;
    • Дети научились выражать свои эмоции в безобидной форме, снизилась конфликтность между детьми; сформировалась доброжелательная атмосфера взаимодействия в детском коллективе.

    В дальнейшей работе с детьми, мне хотелось бы использовать световой стол с подсветкой для рисования песком, что позволило бы значительно расширить ресурсы песочной терапии, а также при нормализации эпидемиологической обстановки организовать детско – родительские мастер – классы в рамках «Клуба выходного дня» «Мы рисуем и играем, и усталости не знаем!»

    Список литературы:

    1. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
    2.  Штейнхард Ленор Юнгианская песочная психотерапия (2001).pdf
    3. Елена ТУНИК, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г. Санкт-Петербург. ПСИХОДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Креативные тесты.
    4. Михайлова-Свирская, Лидия Васильевна. Методика ведения педагогических наблюдений [Текст] / Лидия Свирская. - Санкт-Петербург : Образовательные проекты ; Москва : Линка пресс, 2010. - 143 с. : ил., табл.; 20 см.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

     Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

    Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

    Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными  навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...

    «Лего-конструирование как средство развития творческих способностей и исследовательских навыков детей среднего дошкольного возраста».

    Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучен...

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...

    Песочная терапия, как средство развития творческих способностей у дошкольников

    В данной статье раскрывается сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогических исследованиях, возможности песочной терапии в развитии творческих способностей у дошкольни...

    Методическая разработка " Развитие творческих способностей,умений и навыков детей дошкольного возраста в театрализованно- игровой деятельности".

    Из опыта работы, рекомендации воспитателю по организации театрализованной деятельности в детском саду: приёмы,методы огранизации деятельности....