Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Соколова Анна Петровна

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Необходимо, чтобы дошкольник получил наиболее полное и правильное представление об окружающем его мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

        Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. 

Вольтер

Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Необходимо, чтобы дошкольник получил наиболее полное и правильное представление об окружающем его мире. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры.

Особое место занимает художественная литература как средство развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В развитии дошкольника чрезвычайно важную роль играют такие направления искусства, как театр.

Большие резервы в деле приобщения детей дошкольного возраста к миру духовной красоты скрыты в детской театрально- игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективным участием, развитием творческой инициативы, разнообразными воспитательными и образовательными возможностями.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости – это путь через игру, фантазирование, творчество.

В дошкольный период игра является основным видом деятельности и оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, а театрализованная деятельность является источником развития чувств, приобщает его к духовным ценностям, что в свою очередь снимает негативные реакции по отношению к сверстникам, помогает проявлять уверенность в своих возможностях. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.

Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (темы доброты, смелости, дружбы и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, стремиться превносить в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне, решая важные образовательные задачи:

  • активизировать творческие проявления детей;
  • развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового, способность понимать собеседника, умение передавать эмоциональное состояние; коммуникативные способности, творческое мышление, фантазию;
  • упражнять детей в умении согласовывать слова и действия;
  • учить адекватно, передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость);
  • уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены), закрепить трудовые навыки и т. д.

Используя театрализованную деятельность в системе образования детей в ДОО, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач различных образовательных областей.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка ,каждое произведение для детей  имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы и т.д.)

Театрализованная игра -важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения. Сказки дадут ребенку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей дошкольного возраста. поможет выработать у детей трудолюбие, отзывчивость, милосердие, доброжелательность, доброту и любовь к ближним.

Любовь к сказке, интерес к ней возникают в раннем детстве и сопровождают человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов у детей дошкольного возраста написано достаточно много.

По мнению К. Д. Ушинского, «...народные сказки способствуют усвоению тех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании».

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Особым же вниманием сказка пользуется в коммуникативной деятельности.

Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию ее эмоциональности, образности.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать и оценивать поступки героев, то в дальнейшем он сможет перенести эту модель в реальную жизнь, исправить определенную жизненную ситуацию.

Сюжет сказки - благодатная почва для развития когнитивных процессов, воображения, творческой фантазии ребенка. Сказочный сюжет создает проблемную ситуацию, которую ребенок с удовольствием разрешает, так как хочет помочь любимому герою. Использование сказочного сюжета позволяет органично включать в занятие задания по формированию мимики, мелкой моторики, элементы психогимнастики и релаксации, дыхательные и голосовые упражнения. Сказка является неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, позволяет познакомить их с бытом и культурой русского народа.

Богатый лексический материал сказок, усвоенные в них грамматические конструкции можно вводить в связную речь.

Очень велико значение театрализованной игры для развития психологического развития ребенка.

Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное.

Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

Список  литературы:

  1. Антипина  А.Е.  Театрализованная  деятельность  в  детском  саду.  М.:  Издательство  АРКТИ,2003. 
  2. Алексеевская Н. «Домашний театр», 2000 год, Москва.
  3. Чистякова М. «Психогимнастика», 1990 год.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
  5. Григорьева, Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. - М. : Сфера, 2012.
  6. Театр кукол и игрушек в детском саду : кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет / сост. О. П. Власенко. Волгоград : Учитель, 2009.
  7. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. — М.: Прометей; Книголюб, 2001.  (Развивающие сказки для детей)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...

Проект по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»

ВведениеВ современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувст...

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность – как средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы

Театрализованная  деятельность – как  средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы....