Главные вкладки

    Проект по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»
    проект по развитию речи (старшая группа) по теме

    Кастравец Татьяна Леонидовна

    Введение

    В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

    Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

    Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

    Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

    Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность (игру) и специально организованная система, включающая организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная на развитие диалогической связной речи детей позволит повысить уровень её развития.

    Цель проекта: развитие диалогической формы связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

    Для себя я выделила основные актуальные задачи:

    1.     Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию диалогической формы связной речи дошкольников.

    2.     Разработать перспективный план мероприятий.

    3.     Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

    4.     Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

    5.     Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

    6.     Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

    Продукт проекта:

    Ø  Разработка перспективного плана мероприятий.

    Ø  Обновление эстетического пространства группы.

    Ø  Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.

    Ø  Оформление стенгазеты «Мы – артисты».

    Ожидаемые результаты:

    1.     Совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.

    2.     Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

    3.     Обогащение театрального уголка.

    4.     Повышение культурного уровня дошкольников.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_samoobrazovaniyu_teatralizovannaya_deyatelnost.docx24.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 48 «Росток»

    Проект:

    «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»

    Разработчик проекта:

    Кастравец Татьяна Леонидовна,

    воспитатель группы «Незабудка»

    г. Сургут

    Введение

    В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

    Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

    Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

    Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

    Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность (игру) и специально организованная система, включающая организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная на развитие диалогической связной речи детей позволит повысить уровень её развития.

    Цель проекта: развитие диалогической формы связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

    Для себя я выделила основные актуальные задачи:

    1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию диалогической формы связной речи дошкольников.
    2. Разработать перспективный план мероприятий.
    3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
    4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
    5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
    6. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

    Продукт проекта:

    • Разработка перспективного плана мероприятий.
    • Обновление эстетического пространства группы.
    • Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.
    • Оформление стенгазеты «Мы – артисты».

    Ожидаемые результаты:

    1. Совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
    2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
    3. Обогащение театрального уголка.
    4. Повышение культурного уровня дошкольников.

    Срок реализации проекта: 

    Долгосрочный, на учебный год. Начало с 1 сентября 2017 по май 2018 гг.

    Проект реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками старших групп, их родителями, воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.

    Вид проекта: творческий.

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель ОО.

    Форма работы с детьми:

    • беседа
    • диагностика
    • игра "Как вести себя в театре"
    • совместная деятельность с детьми в режимных моментах
    • непосредственная образовательная деятельность
    • самостоятельная деятельность детей
    • разыгрывание сказок
    • художественное чтение.

    Форма работы с родителями:

    • индивидуальные беседы на тему: "Играете ли вы с ребенком в театр"
    • консультирование
    • стенгазета для родителей
    • вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности.

    Методы и приемы:

    • творческая деятельность (игровое, песенное, танцевальное творчество)
    • игры-драматизации, игры-превращения
    • упражнения по дикции
    • упражнения на развитие мимики
    • репетиции и обыгрывание сказок.

    Используемые средства:

    • костюмы, декорации;
    • детские музыкальные инструменты;
    • наглядные иллюстрации сказок,
    • театральные уголки.

    Алгоритм разработки проекта

    Этапы

    Задачи

    Деятельность проектной группы

    Деятельность научно-методической службы

    Начальный

    1. Выбор участников проекта.

    1.Подбор материала для осуществления проектной деятельности.

    1.Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

    Планирование

    1.Анализ проблемы. 2.Определение источников информации. 3.Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.  4.Распределение ролей в команде.

    1.Формирование задач, накопление информации.  

    2.Выбор и обоснование критерия успеха.

    1.Наблюдение.

    Принятие решения

    1.Сбор и уточнение информации.  2.Обсуждение альтернатив.

    3.Выбор оптимального варианта.  

    4.Уточнение планов деятельности.

    1.Работа с информацией.  

    2.Синтез и анализ идей.

    1.Наблюдение. 2.Консультации.

    Выполнение

    1.Выполнение проекта

    1.Работа над оформлением проекта.  2. Создание предметно-развивающей среды.

    3.Оформление уголков для родителей.

    1.Наблюдние, советы.

    Оценка результатов

    1.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

    1.Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

    1.Наблюдение. 2.Направление процесса анализа.

    Защита проекта

    1.Подготовка к защите. 2.Обоснование процесса проектирования. 3.Обработка полученных результатов, их оценка.

    1.Защита проекта. 2.Участие в коллективной оценке результатов проекта.

    1.Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

    Этапы проекта:

    1. Подготовительный этап.

    • Определение целей.
    • Постановка задач проекта.
    • Изучение методической литературы по проблеме.
    • Диагностическое исследование проблемы.
    • Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков.
    • Обобщение и анализ полученных данных (приложение 1).

    2. Основной этап.

    • Разработка сценариев мероприятий.
    • Составление перспективного плана.
    • Выполнение перспективного плана с детьми.
    • Организация работы по театрализованной деятельности в режимных моментах дня.
    • Беседы, рассказы, игры-драматизации, упражнения по формированию выразительности, мимики, артикуляционного аппарата.
    • Выразительное чтение литературных произведений, знакомство с инсценировкой, работа над ролью.
    • Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
    • Изготовление атрибутов, костюмов, оформление зала.
    • Чтение сценария сказки, слушание музыки, рисование сюжетов сказки.

    3. Заключительный этап.

    • Итоговая беседа с детьми о впечатлениях праздника.
    • Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.
    • Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
    • Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы.
    • Разработка методических рекомендаций для воспитателей во теме проекта.
    • Отзывы родителей.

    Ожидаемые результаты:

    • Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
    • 2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
    • 3. Обогащение театрального уголка
    • Повышение культурного уровня дошкольников.

    Дальнейшее развитие проекта.

    1. Продолжать работу по данной теме.
    2. Обогащать театрализованный опыт дошкольников, воспитывать выразительность речи: создавать условия для развития позитивных качеств личности каждого ребенка.

    Критерии оценки:

    Оптимальный уровень - творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

    Достаточный уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

    Низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

    Список литературы:

    1. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010
    2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991.
    3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5.
    4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
    5. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т. И. Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994.
    6. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
    7. Гурьева Н.А. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. С-Пб., «Паритет», 2006 г.
    8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
    9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001.
    10. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е. В. Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
    11. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
    12. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста...

    Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания....

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...

    "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"

    План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"Цель: развитие твор...

    «Театрализованная деятельность как одно из условий формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

    Задачи :Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюд...

    Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

          В статье говорится о том, что театрализованная деятельность являетс источником  развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ре...