Проект по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Александрова Татьяна Леонидовна

Введение

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность (игру) и специально организованная система, включающая организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная на развитие диалогической связной речи детей позволит повысить уровень её развития.

Цель проекта: развитие диалогической формы связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

1.     Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию диалогической формы связной речи дошкольников.

2.     Разработать перспективный план мероприятий.

3.     Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

4.     Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

5.     Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

6.     Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Продукт проекта:

Ø  Разработка перспективного плана мероприятий.

Ø  Обновление эстетического пространства группы.

Ø  Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.

Ø  Оформление стенгазеты «Мы – артисты».

Ожидаемые результаты:

1.     Совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.

2.     Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

3.     Обогащение театрального уголка.

4.     Повышение культурного уровня дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu_teatralizovannaya_deyatelnost.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 48 «Росток»

Проект:

«Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»

Разработчик проекта:

Кастравец Татьяна Леонидовна,

воспитатель группы «Незабудка»

г. Сургут

Введение

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность (игру) и специально организованная система, включающая организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная на развитие диалогической связной речи детей позволит повысить уровень её развития.

Цель проекта: развитие диалогической формы связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

  1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию диалогической формы связной речи дошкольников.
  2. Разработать перспективный план мероприятий.
  3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
  4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  6. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Продукт проекта:

  • Разработка перспективного плана мероприятий.
  • Обновление эстетического пространства группы.
  • Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.
  • Оформление стенгазеты «Мы – артисты».

Ожидаемые результаты:

  1. Совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
  2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
  3. Обогащение театрального уголка.
  4. Повышение культурного уровня дошкольников.

Срок реализации проекта: 

Долгосрочный, на учебный год. Начало с 1 сентября 2017 по май 2018 гг.

Проект реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками старших групп, их родителями, воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель ОО.

Форма работы с детьми:

  • беседа
  • диагностика
  • игра "Как вести себя в театре"
  • совместная деятельность с детьми в режимных моментах
  • непосредственная образовательная деятельность
  • самостоятельная деятельность детей
  • разыгрывание сказок
  • художественное чтение.

Форма работы с родителями:

  • индивидуальные беседы на тему: "Играете ли вы с ребенком в театр"
  • консультирование
  • стенгазета для родителей
  • вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности.

Методы и приемы:

  • творческая деятельность (игровое, песенное, танцевальное творчество)
  • игры-драматизации, игры-превращения
  • упражнения по дикции
  • упражнения на развитие мимики
  • репетиции и обыгрывание сказок.

Используемые средства:

  • костюмы, декорации;
  • детские музыкальные инструменты;
  • наглядные иллюстрации сказок,
  • театральные уголки.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

1. Выбор участников проекта.

1.Подбор материала для осуществления проектной деятельности.

1.Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

1.Анализ проблемы. 2.Определение источников информации. 3.Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.  4.Распределение ролей в команде.

1.Формирование задач, накопление информации.  

2.Выбор и обоснование критерия успеха.

1.Наблюдение.

Принятие решения

1.Сбор и уточнение информации.  2.Обсуждение альтернатив.

3.Выбор оптимального варианта.  

4.Уточнение планов деятельности.

1.Работа с информацией.  

2.Синтез и анализ идей.

1.Наблюдение. 2.Консультации.

Выполнение

1.Выполнение проекта

1.Работа над оформлением проекта.  2. Создание предметно-развивающей среды.

3.Оформление уголков для родителей.

1.Наблюдние, советы.

Оценка результатов

1.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

1.Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

1.Наблюдение. 2.Направление процесса анализа.

Защита проекта

1.Подготовка к защите. 2.Обоснование процесса проектирования. 3.Обработка полученных результатов, их оценка.

1.Защита проекта. 2.Участие в коллективной оценке результатов проекта.

1.Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап.

  • Определение целей.
  • Постановка задач проекта.
  • Изучение методической литературы по проблеме.
  • Диагностическое исследование проблемы.
  • Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков.
  • Обобщение и анализ полученных данных (приложение 1).

2. Основной этап.

  • Разработка сценариев мероприятий.
  • Составление перспективного плана.
  • Выполнение перспективного плана с детьми.
  • Организация работы по театрализованной деятельности в режимных моментах дня.
  • Беседы, рассказы, игры-драматизации, упражнения по формированию выразительности, мимики, артикуляционного аппарата.
  • Выразительное чтение литературных произведений, знакомство с инсценировкой, работа над ролью.
  • Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
  • Изготовление атрибутов, костюмов, оформление зала.
  • Чтение сценария сказки, слушание музыки, рисование сюжетов сказки.

3. Заключительный этап.

  • Итоговая беседа с детьми о впечатлениях праздника.
  • Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.
  • Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
  • Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы.
  • Разработка методических рекомендаций для воспитателей во теме проекта.
  • Отзывы родителей.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
  • 2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
  • 3. Обогащение театрального уголка
  • Повышение культурного уровня дошкольников.

Дальнейшее развитие проекта.

  1. Продолжать работу по данной теме.
  2. Обогащать театрализованный опыт дошкольников, воспитывать выразительность речи: создавать условия для развития позитивных качеств личности каждого ребенка.

Критерии оценки:

Оптимальный уровень - творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

Достаточный уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Список литературы:

  1. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т. И. Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994.
  6. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  7. Гурьева Н.А. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. С-Пб., «Паритет», 2006 г.
  8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
  9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001.
  10. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е. В. Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
  11. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
  12. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста...

Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания....

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...

"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"Цель: развитие твор...

Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

      В статье говорится о том, что театрализованная деятельность являетс источником  развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ре...

"Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многоообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы ...